о понуждении к действию



Дело № 2-464/11

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Казачкова В.В., с участием помощника прокурора Альянова А.В., при секретаре Балмасовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Топки 22 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Топки к администрации Ххх муниципального района о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Топки в защиту государственных интересов, интересов несовершеннолетних обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Ххххх средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ ХСО школа) и интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Хххх муниципального района о понуждении к действию.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Топки проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Хххх и Ххххх района.

В ходе проверки установлено, что МОУ ХСО школа осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации Ххххх муниципального района № *** от **.**.2008 года. Данное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением действующего санитарного законодательства.

Учредителем данного образовательного учреждения является администрация Ххххх муниципального района

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п.п. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В силу ст. 41 данного Закона, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пп. 6.1 п. 1 ст. 29 настоящего Закона, т.е. обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия

В силу п. 1.7 Устава школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся детей и работников учреждения. Директор школы в силу п.5.5. несет ответственность по организации и обеспечению деятельности образовательного учреждения.

Согласно п. 5.9. Устава учредитель, в данном случае – администрация Топкинского муниципального района обеспечивает содержание здания и сооружений школы, обустройство прилегающей территории, а также финансирование школы.

В соответствии с требованиями ст.ст.11, 24, 28, 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг.

При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения, учебная мебель допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам, соблюдение которых в силу ст. 39 названного закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Однако указанные требования ответчиками нарушаются, и меры по устранению нарушений санитарного законодательства на протяжении длительного времени не принимается.

Так, до настоящего времени, вопреки требованиям санитарного законодательства, в частности п.2.2.3, п.2.6.2, п.2.4.9, п.3.4,п.3.3, п. 4.12. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а также СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - санитарные правила, нормативы, территория участка школы не имеет полного ограждения, в кабинете химии напольное покрытие не соответствует санитарным требованиям, классные лдоски в кабинетах физики, химии, труда информатики, истории, географии, русского языка и литературы, иностранного языка, 2-х классах математики не оборудованы софитами, недостаточное количество раковин перед входом в обеденный зал, на пищеблоке отсутствует подводка горячей воды к раковине, на пищеблоке недостаточное количество баков для приготовления пищи. Кроме того, крыша здания столовой протекает, в связи с чем необходима частичная замена кровли, в классах недостаточное освещение, в связи с чем необходима замена электропроводки и плафонов.

В соответствии с. ч.1, 2, и 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Как установлено проверкой, устранить вышеуказанные нарушения санитарного законодательства администрация школы не имеет реальной возможности из-за отсутствия денежных средств, а учредитель (администрация Топкинского муниципального района), обязанный в силу закона финансировать созданное органами местного самоуправления бюджетное учреждение, мер на покрытие указанных расходов и проведение мероприятий, направленных на безопасное содержание и обучение несовершеннолетних, обучающихся данного образовательного учреждения, длительное время не принимает.

Администрация школы на протяжении длительного времени неоднократно обращалась к главному распорядителю бюджетных средств – в управление образования администрации Топкинского муниципального района с просьбой о выделении денежных средств для покрытия расходов на устранение вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.

Однако, до настоящего времени денежные средства образовательному учреждению именно на эти нужды не выделялись.

Проверкой также установлено, что спонсорская помощь либо другие пожертвования учреждению, достаточные для устранения данных нарушений, не оказывались, а у самого учреждения отсутствовала реальная возможность привлечения денежных средств путем оказания платных образовательных услуг (отсутствие лицензии в области дополнительного образования).

Таким образом, учреждением, по вине ответчика, не принявшего в полном объеме мер по финансированию данного учреждения для содержания здания и оборудования школы, не соблюдаются установленные законодательством нормы и правила санитарного законодательства, так как мер по созданию надлежащих условий обучения в данном образовательном учреждении до настоящего времени не принято, что создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья как несовершеннолетних обучающихся, так и работников указанного учреждения, а также других лиц, которые по необходимости посещают школу.

Просит суд обязать администрацию Хххх муниципального района профинансировать МОУ «Ххххх средняя общеобразовательная школа» на проведение мероприятий по устранению нарушений Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности на приведение здания данного образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами и нормативами, т.е. на ограждение в полном объеме территории участка школы, оборудование в кабинете химии напольного покрытия в соответствие с санитарными требованиями, оборудование классных досок в кабинетах физики, химии, труда, информатики, истории, географии, русского языка и литературы, иностранного языка, 2-х классах математики софитами, приобретение и установку раковин перед входом в обеденный зал, подводку на пищеблоке горячей воды к раковине, приобретение на пищеблок 3 баков для приготовления пищи, замену кровли на крыше здания столовой, замену плафонов во всех классах и электропроводки в школе, в срок до 31.12.2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Альянов А.В. уточнил исковые требования и просил обязать ответчика администрацию Хххх муниципального района профинансировать МОУ «Хххх СОШ» на проведение указанных мероприятий в срок до 01.03.2012 года.

Представитель ответчика – администрации Хххх муниципального района – П., действующая на основании доверенности от **.**.20** года за № ***, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Доверенность, на основании которой действует П., содержит, в том числе и специальное полномочие, дающее ей право на признание иска.

Признание иска представителем ответчика занесено в протокол судебного заседания, подписано им, ему разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.

Поскольку признание иска представителем ответчика не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы сторон и других лиц, у суда имеются основания для его принятия.

В силу признания иска ответчиком и принятия его судом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Хххххх муниципального района профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Ххххх средняя общеобразовательная школа» на проведение мероприятий по устранению нарушений Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности на приведение здания данного образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами и нормативами, т.е. на ограждение в полном объеме территории участка школы, оборудование в кабинете химии напольного покрытия в соответствие с санитарными требованиями, оборудование классных досок в кабинетах физики, химии, труда, информатики, истории, географии, русского языка и литературы, иностранного языка, 2-х классах математики софитами, приобретение и установку раковин перед входом в обеденный зал, подводку на пищеблоке горячей воды к раковине, приобретение на пищеблок 3 баков для приготовления пищи, замену кровли на крыше здания столовой, замену плафонов во всех классах и электропроводки в школе, в срок до 01.03.2012года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий В. В. Казачков

Решение вступило в законную силу 05 июля 2011 года.