о признании права собственности на жилой дом за умершим и включении в состав наследства



Дело № 2-409/11г.РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гордиенко А.Л., при секретаре Джавукцян И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки «24» мая 2011 года гражданское дело по иску Борисовой Л.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании права собственности на жилой дом и включении его в состав наследства,

УСТАНОВИЛ:

Истица Борисова Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании права собственности на жилой дом и включении его в состав наследства, мотивируя тем, что хх.хх.2011г. умер ее муж – Б. Наследниками по закону являются: Борисова Л.Н. – жена умершего, О. и З. – дочери умершего. О. и З. отказались от своей доли в наследстве в пользу матери Борисовой Л.Н.

После смерти Б. открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <…>. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом ей было отказано, поскольку право собственности на дом не было зарегистрировано в установленном порядке.

Указанный жилой дом был построен Б. в 1971 году. Жилой дом состоит из одноэтажного кирпичного строения, с надворными постройками.

Истица просит установить факт владения, пользования и распоряжения Борисовым Ю.В., жилым домом с надворными постройками, расположенным по адресу: <…>. Признать за Борисовой Л.Н. право собственности в порядке наследования на указанный жилой дом.

При подготовке дела к судебному разбирательству истица уточнила заявленные требования, просила признать за Б. право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <…> и включить его в наследственную массу.

Определением Топкинского городского суда от 16.05.2011г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области надлежащим ответчиком - Администрацией Топкинского муниципального района. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В судебном заседании Борисова Л.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика - Администрации Топкинского муниципального района - Х., в судебное заседание не явилась, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Д., в судебное заседание не явилась, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Суд, заслушав пояснения истицы, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу требований ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество переходит в собственность граждан с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В судебном заседании из пояснений истицы, свидетелей З., С., письменных материалов дела установлено, что хх.х.2011 года умер муж истицы – Б. (свидетельство о смерти л.д. 7).

После смерти Б. осталось наследственное имущество в виде жилого дома, состоящего из одноэтажного кричного строения с пристройкой, общей площадью 61,2 кв.м., в том числе жилой 45,2 кв.м., с надворными постройками: холодной пристройкой, 4 сараями, летней кухней, сеновалом, навесом, баней, пристройкой, погребом, скважиной, уборной, колодцем, расположенного по адресу: <…> (л.д. 9-17, 45).

На основании договора купли-продажи от хх.хх.1968г. Б. приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <…>. Договор был зарегистрирован в Топкинском инвентаризационном бюро хх.хх.1968г. за № ххх (л.д. 18).

Из выписки из решения исполнительного комитета Топкинского городского Совета депутатов трудящихся от хх.хх.1969г. №ххх «О разрешении жилищного строительства на ранее отведенных земельных участках» следует, что Б. разрешено строительство нового жилого дома по <…> со сносом старого строения (л.д. 19).

Из справки Администрации г. Топки от хх.хх.2010г. следует, что на основании распоряжения Администрации г. Топки от хх.хх.2001г. №хх-р «Об упорядочении нумерации жилых домов на ул. <…>, жилому дому, расположенному по адресу: <…>, был присвоен новый адрес: <…> (л.д. 45).

На основании разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU42513000-ххх от хх.хх.2010г., выданного Администрацией Топкинского муниципального района, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <…> введен в эксплуатацию (л.д. 20-22).

Из технического паспорта от хх.хх.2010г., выданного ГК КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» филиал №20 БТИ г. Топки, следует, что указанный жилой дом построен в 1971 г., введен в эксплуатацию в 2010г. Объект поставлен на кадастровый учет хх.хх.2010г. за №42:35:0106ххх:ххх:хх.

Из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, не нарушает действующие санитарные нормы и правила (л.д. 33).

Из справки из ОГПН г. Топки и Топкинского района следует, что нарушений правил, требований и норм пожарной безопасности в жилом доме по адресу: <…> не выявлено (л.д. 34).

Таким образом, судом установлено, что жилой дом, построенный Б., не является самовольной постройкой, а возведен в соответствии с действующим законодательством, на земельном участке, отведенном под индивидуальное жилищное строительство.

Принимая во внимание, что право собственности на жилой дом Б. не зарегистрировал по независящим от него причинам, суд считает заявленное истцом требование о признании права собственности на жилой дом за Б. подлежащим удовлетворению.

Поскольку собственник данной дома Б. умер, требования истца о включении в состав наследственного имущества принадлежащего ему дома, суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу ст. 1112 ГК РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.12,56,57,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Б., умершим хх.хх.2011 года, право собственности на жилой дом с надворными постройками, находящийся по адресу: <…>, и включиться указанное имущество в состав наследства, открывшегося после его смерти.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий А.Л. Гордиенко

Решение вступило в законную силу 10 июня 2011 года.

Судья Гордиенко А.Л.