о предоставлении жилого помещения



Дело № 2 - 399/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Савченко Л.С.,

при секретаре Лупань Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки « 28 » июня 2011 года дело по иску Расторгуевой Т.В. к администрации N-ского поселения, администрации N-ского района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истица Расторгуева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации N-ского поселения о предоставлении ей жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что она относится к категории детей-сирот, т.к. ее мать Г.А. умерла. ..2008 г., отец В.Г. умер. ..1998 г. С. ..2003г. она обучалась и проживала в МОУ детский дом «Р.», при поступлении в госучреждение закрепленного жилого помещения не имела. После окончания МОУ детский дом «Р.» в 2006г. она поступила в L-ский колледж, где обучается до настоящего времени.

Истица указывает, что она состоит на учете в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь № 109. В настоящее время она оканчивает колледж, ей негде проживать.

Просит суд обязать администрацию N-ского поселения предоставить ей жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью с учетом нормы жилой площади в Кемеровской области.

08.06.2011г. истица уточнила заявленные требования, указав, что в. . 2007г. она вступила в брак с А.А., в браке родился ребенок – сын В.А. Просит суд обязать администрацию N-ского поселения предоставить ей жилое помещение с учетом членов ее семьи (мужа и сына) в …, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью с учетом нормы жилой площади в Кемеровской области.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, пояснив, что она родилась в …, затем с родителями переехали в …. В 1998г. после смерти отца они с матерью и младшей сестрой вновь переехали в …, где проживали примерно до 2001г., затем их с сестрой временно поместили в приют в …, где они проживали около года, после чего их направили в приют в … N-ского района. В 2003 г. их мать была лишена родительских прав, и истицу определили в приют … N-ского района, где она находилась на полном государственном обеспечении до поступления в колледж. С 2001 – 2002г.г. она постоянно проживала на территории N-ского района, в приютах …, …. В настоящее время она окончила обучение в L-ском колледже, закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

Представитель ответчика – администрации N-ского поселения – Ю.В., действующая на основании доверенности от. ..2010г., с требованиями истицы не согласна, пояснив в судебном заседании, что администрация N-ского поселения не является надлежащим ответчиком по делу. Администрация N-ского района, как орган местного самоуправления … муниципального района, в соответствие с Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. за № 124 – ОЗ наделена отдельными государственными полномочиями в обеспечении жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В полномочия администрации N-ского поселения входит лишь постановка на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья в соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ.

Определением Топкинского городского суда от 18.05.2011 г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация N-ского района, представитель которого Л.Н., действующая на основании доверенности от. ..2011г. за № **, с требованиями истицы согласна в части: полагает, что истица, как ребенок – сирота имеет право на внеочередное предоставление жилья в. ., однако, жилое помещение ей должно быть предоставлено без учета членов ее семьи – а именно площадью 13,0 кв.м. Администрация N-ского района как орган местного самоуправления … муниципального района в соответствие с Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. за № 124 – ОЗ наделена отдельными государственными полномочиями в обеспечении жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В бюджет N-ского района ежегодно поступают субвенции из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом при исследовании обстоятельств дела установлено, что истица Расторгуева Т.В. родилась. ..1988 года в … (л.д. 5). Истица имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей: ее мать – Г.А. была лишена родительских прав в отношении дочери, а впоследствии – …2008г. умерла, отец В.Г. умер. ..1998г. (л.д. 7).

Расторгуева Т.В. была направлена в детское государственное учреждение – МОУ «Детский дом «Р.»», где находилась на полном государственном обеспечении с. ..2003г. по. ..2006г. (л.д. 9). С 2005 года по 30.06.2011г. проходила обучение в L-ском колледже (л.д. 10, 49 – 50).

На основании распоряжения администрации МО «…» от. ..2004 г. № ** Расторгуева Т.В., как не имеющая закрепленного жилого помещения, была поставлена на очередь на внеочередное предоставление жилья (л.д. 19 – 20).

...2007г. истица вступила в брак с А.А. (л.д. 6),. ..2007г. у нее родился сын – В.А. (л.д. 31)

На дату предъявления иска в суд истица имеет регистрацию по адресу: N-ский район, … (адрес детского дома «Р.») (л.д. 11), имеет регистрацию по месту пребывания –. .. В судебном заседании истица пояснила, что это адрес общежития … колледжа, в котором оно обучалась.

Из письменного сообщения администрации N-ского поселения от 11.03.2011г. усматривается, что с 2004 г. Расторгуева (…) Т.В. состоит в списке лиц, нуждающихся в получении жилья на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ. Ее очередь имеет № 109, жилое помещение по договору социального найма не предоставлено (л.д. 13).

Суд считает требования истицы о предоставлении ей жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ по осуществлению гарантий прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1 ч.1 ст. 8 указанного Закона).

Законом Кемеровской области от 14.11.2005 года №124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.1, п.9 ч.1 ст.2).

Согласно статье 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствие с п. 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется этим лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Согласно ч.3 ст. 1 Закона от 16.05.2006г. N 67-ОЗ для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Судом установлено, что до настоящего времени Расторгуевой Т.В., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, состоящей на учете в администрации … на внеочередное предоставление жилого помещения, жилое помещение не предоставлено, очередь на 26.05.2011г. № 106 (л.д. 33).

Учитывая, что местом выявления истицы как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является N-ский район Кемеровской области, суд считает, что предоставление ей жилого помещения на территории … будет соответствовать Закону Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Распоряжением администрации N-ского района от 29.12.2007 года №1564-р установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13,0 квадратных метров общей площади на одного человека на семью из двух человек и более (л.д. 35).

Суд считает, что администрация N-ского района, как орган местного самоуправления, наделенная отдельными государственными полномочиями в обеспечении жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить Расторгуевой Т.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилья в …, т.е. не менее 13,0 квадратных метров общей площади на одного человека, с учетом членов ее семьи – мужа и сына.

Суд считает несостоятельными доводы представителя соответчика Л.Н. о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истице без учета членов ее семьи, т.к. только сама Расторгуева Т.В. имеет право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ее муж и ребенок данных гарантий не имеют.

Судом установлено, что согласно списку на внеочередное получение жилья на основании ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, утвержденному Главой …, очередь. . (Расторгуевой) Т.В. на получение жилья - № 106, указан состав семьи – 2 чел., в графе «примечание» указано «замужем». Из указанного следует, что истица стоит на очереди на внеочередное получение жилья с учетом 2 членов ее семьи – мужа и ребенка (л.д. 25 – 26).

Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердила и представитель ответчика – Ю.В.

Представитель соответчика Л.Н. в судебном заседании данное обстоятельство не оспаривала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию N-ского района предоставить Расторгуевой Т.В., родившейся … года в …, благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 13,0 м? общей площади на одного человека с учетом членов семьи – мужа А.А., сына – В.А.,. ..2007г. рождения, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в границах … Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Л.С.Савченко

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2011года.