о прекращении деятельности ритуального агентства



Дело № 2-620/11г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Гордиенко А.Л., при секретаре Джавукцян И.Г., с участием помощника прокурора г.Топки Альянова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Топки «24» августа 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Топки в защиту интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Массон И.И. о признании деятельности по размещению ритуального агентства незаконной, и прекращении деятельности,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор г.Топки обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Массон И.И. о признании деятельности незаконной, и прекращении деятельности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Топки проведена проверка соблюдения действующего законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Массон И.И..

В ходе проверки установлено, что Массон И.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС РФ №7 по Кемеровской области. Одним из видов экономической деятельности ИП Массон И.И. является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

В целях осуществления своей предпринимательской деятельности по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг ИП Массон И.И. использует нежилое помещение, расположенное по адресу: ….. Помещение имеет отдельный вход, на фасаде имеется вывеска с надписью «….» (далее агентство). В агентстве происходит реализация продукции, связанной с организацией и проведением похорон (гробы, венки, ленты, ритуальная одежда и пр.).

Деятельность ИП Массон И.И. в части открытия агентства в здании, расположенном в г…. по адресу ….., подлежит прекращению по следующим основаниям.

Установлено, что в 25 метрах от помещения, занимаемого агентством, расположен двухэтажный жилой дом. Подобное расположение ритуального агентства противоречит требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 3 Положения о государственном санитарно-эпиде­миологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, государственные санитарно-эпи­демиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологиче­ские требования, в том числе, к эксплуатации производственных, обществен­ных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.

Во исполнение ст. ст. 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 3 Положения о государ­ственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, 08.04.2003 главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято Поста­новление № 35, которым утверждены и введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.1279-03 данные правила устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.1279-03 данные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного на значения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для испол­нения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

СанПиН 2.1.1279-03 распространяет свое действие на де­ятельность ИП Массон И.И., так как одним из видов его экономической деятельно­сти является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

В соответствии с п. 2.14 СанПиН 2.1.1279-03 похоронные бюро, бюро-ма­газины похоронного обслуживания следует размещать на первых этажах учре­ждений коммунально-бытового назначения, в пределах жилой застройки на обособленных участках, удобно расположенных для подъезда транспорта, на расстоянии не менее 50 м до жилой застройки, территорий лечебных, детских (дошкольных и образовательных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населе­ния.

Размещение агентства в помещении, расположенном в 25 метрах от жи­лой застройки (двухэтажный жилой дом по ул….) свидетельствует о нарушении ИП Массон И.И. санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации зданий.

Указанные нарушения в деятельности ИП Массон И.И. (размещение агентства вблизи жилого дома) нарушают права и интересы Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место неисполнение (игнорирование) норм действующего федерального законодательства. В силу ст. 45 ГПК РФ и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единственным органом, способным защитить права и интересы Российской Федерации являются органы прокуратуры.

Просит суд признать деятельность ИП Массон И.И. в части размещения ритуального агентства «…» в помещении по адресу: …. незаконной и обязать ИП Массон И.И. прекратить деятельность ритуального агентства «….» в помещении по адресу: …...

В судебном заседании помощник прокурора Альянов А.В. поддержал заявленные требования полностью.

Ответчик Массон И.И. заявленные требования не признал и пояснил, что его ритуальное агентство «…» расположено на расстоянии 25-30 метров до жилого дома, принадлежащего К., рядом больше других жилых домов нет, хозяин жилого дома К. не возражает против того, что рядом с ним расположено агентство.

Представитель ответчика Массон И.И. – адвокат К., действующая на основании ордера от … года за №… поддержала пояснения ответчика, при этом пояснила, что прокурор г.Топки обращается в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, при этом в нарушение Приказа Прокуратуры РФ от 02.12.2003г. № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» не указывает, в чем конкретно заключаются интересы РФ, какое право Российской Федерации нарушено осуществляемой Массон И.И. деятельностью.

Из содержания искового заявления следует, что при осуществлении Массон И.И. предпринимательской деятельности по адресу: …., были нарушены права только одного конкретного лица - К., который строит дом по адресу: …., находящийся на расстоянии 25 метров от похоронного агентства.

В материалах дела имеются письменные документы, из которых следует, что нахождение похоронного агентства по указанному адресу ни в коей мере не нарушает прав, интересов К..

Прокурор г.Топки фактически подменяет субъекта гражданских правоотношений, который вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав и интересов. Причин, которые бы делали невозможным обращение К. в суд за защитой своих нарушенных прав прокурором не предоставлено. Более того, в соответствии с положениями ст.ст. 21, 26 ФЗ «О прокуратуре в РФ» органы прокуратуры не вправе подменять иные органы, должностные лица.

В соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», о нарушении норм которого говорится в исковом заявлении прокурором, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Но деятельность Массон И.И. не создает угрозу жизни или здоровью людей. Исходя из анализа норм п.2.14 СанПиН 2.1. 1279-03 осуществляемая ИП Массон И.И. деятельность по ул…., нарушает «гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию зданий,... похоронного назначения». Только одно жилое строение (недостроенное), принадлежащее К., располагается ближе к похоронному агентству.

Исходя из положений ст. 1065 ГК РФ, суд вправе запретить деятельность, создающую опасность причинения вреда. Но прокурором не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что осуществляемая ИП Массон деятельность по ул…., представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме одного единственного дома, расположенного по ул….., никаких других жилых строений, школ и т.п., в перилах 100 м. от похоронного агентства не находится.

Само по себе нарушение закона не может являться безусловным основанием для прекращения деятельности.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора Альянова А.В., ответчика Массон И.И., его представителя К., допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, считает требования прокурора г.Топки обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», призванного обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствие со ст. 38 указанного Закона санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ч.1 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000г. N 554 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005г. N 569) основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

В силу ч. 3 Положения государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к … эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта…

В соответствие с п. 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003г. за № 35), указанные правила устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В силу п.1.3 СанПиН 2.1.1279-03 санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно п. 2.14. вышеуказанных правил и норм похоронные бюро, бюро-магазины похоронного обслуживания следует размещать на первых этажах учреждений коммунально-бытового назначения, в пределах жилой застройки на обособленных участках, удобно расположенных для подъезда транспорта, на расстоянии не менее 50 м до жилой застройки, территорий лечебных, детских (дошкольных и образовательных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.

Согласно свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, Массон И.И. зарегистрирован … года как индивидуальный предприниматель (л.д…).

Согласно сведениям о видах экономической деятельности ИП Массон И.И. осуществляет следующие виды деятельности: организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (л.д…).

Согласно договора аренды нежилых помещений, акта приема-передачи нежилого помещения, дополнительных соглашений к договору аренды из которых следует, что индивидуальный предприниматель Массон И.И. осуществляет свою деятельность по адресу: … (л.д….).

Ответчик Массон И.И. в судебных заседаниях …г. и …г., а также в письменных возражениях по делу (л.д….) подтвердил, что жилой дом, расположенный по адресу: …., находится на расстоянии 25-30 метров от принадлежащего ему ритуального агентства.

Кроме того, в материалах дела имеются также и другие письменные доказательства, подтверждающие нахождения ритуального агентства, на расстоянии менее 50 метров до начала жилой застройки.

Так, постановлением Топкинского городского суда от ….г. ИП Массон И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвернут наказанию в виде административного штрафа в размере … руб., за размещения ритуального агентства на расстоянии 25 метров от жилого дома, находящегося по адресу: …...

Из протокола осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территории от ….г., составленного начальником Управления Роспотребнадзора в г.Топки и Топкинском районе М. (л.д…) следует, что ритуальное агентство расположено в 25 метрах от двухэтажного жилого дома К., что является п. 2.14 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Указанный прокол подписан ИП Массон И.И. без замечаний.

В письменных объяснениях Массон И.И. при составлении протокола об административном правонарушении от …г. (л.д….), а также в письменных объяснениях Массон И.И. в ходе производства по делу об административном правонарушении (л.д….) также указано, что жилой дом, расположен на расстоянии 25-30 метров от ритуального агентства.

Также, из письменного обращения Массон И.И. на имя К. следует, что расстояние между жилым домом и ритуальным агентством 25 метров (л.д. …).

Из ответа заведующего отделом архитектуры и градостроительства администрации Топкинского муниципального района З. от …г. (л.д….) следует, что на расстоянии менее 50 метров от здания ритуального агентства «….», расположенного по адресу: …., расположены жилые дома по ул…..

Из выкопировки плана земель г…, заверенной заведующим отделом архитектуры и градостроительства администрации Топкинского муниципального района З. (л.д…), а также плана расположения земельного участка К. (л.д.. . обор.) следует, что с жилого дома по ул…. г…., начинается жилая застройка, после указанного дома расположены жилые дома по ул…..

Кроме того, расположение ритуального агентства с нарушением санитарных норм и правил также подтверждается показаниями свидетелей М. - начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Топки и Топкинском районе, К. – врача отделения общей гигиены, Б. – главного врача «Центра гигиены и эпидемиологии» в …, допрошенных в судебном заседании. При этом суд считает, что нечеткость и непоследовательность в показаниях К., Б. о допущенных ИП Массон И.И. нарушениях в части размещения ритуального агентства, объясняются тем, что К. по заданию Б. осматривала указанный объект, и сказала ответчику, что если не будет жалоб то можно работать.

Суд, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, считает установленным, что ритуальное агентство «…» ИП Массон И.И., расположено на расстоянии менее 50 метров до жилой застройки, которая начинается с жилого дома, расположено по адресу:…., что является нарушением требований Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.ст. 24, 38, 39), санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (п.2.14).

Суд считает, что расстояние от ритуального агентства до жилой застройки, должно измеряться по наиболее короткому расстоянию, а не как было предложено стороной ответчика, по территории доступной для прохода людей, поскольку такой порядок замеров не предусмотрен СанПиН 2.1.1279-03.

Доводы представителя ответчика К. о том, что прокурор подменяет субъекта гражданских правоотношений, владелец дома К. вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав и интересов, суд считает необоснованными, поскольку в иске прокурора, указано на жилой дом по ул…. г…., расположенный в 25 метрах от ритуального агентства, как на место начала жилой застройки, далее расположены жилые дома по ул…. №..,... Кроме того, соблюдение санитарных норм и правил ИП Массон И.И. не зависит от мнения К., в связи с чем, суд не может принять во внимание его показания по делу, поскольку обязанность по соблюдению санитарных норм и правил возложена на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность законом и не ставится в зависимость от мнения заинтересованных лиц, о возможности нарушения права. Так, согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Суд считает, что прокурор имеет право на подачу данного иска.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют вер­ховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Верховенство Конституции и законов РФ означает обязанность всех ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправления, должност­ных лиц, граждан, их объединений, субъектов предпринимательской деятель­ности строго соблюдать Конституцию и законы РФ, не допускать их наруше­ние. Таким образом, верховенство Конституции РФ и федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся контроль за соблюдением законодательства.

Перечисленные выше нарушения в деятельности ИП «Массон» (размещение агентства вблизи жилой застройки) нарушают права и интересы Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место неисполнение норм действующего федерального законодательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интере­сов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Таким образом, ответчик Массон И.И. обязан прекратить деятельность ритуального агентства «…» в помещении по адресу:…., в данном случае речь не идет о прекращении ответчиком конкретного вида деятельности, а только деятельности в конкретном помещении. Разместив принадлежащее ему ритуальное агентство в другом помещении, соответствующем санитарным нормам, ИП Массон И.И. может продолжить заниматься данным видом деятельности.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в силу ч. 2 ст. 24, ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», деятельность указанного ритуального агентства ИП Массон И.И. в помещении по адресу: …. подлежит прекращению, а требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, ч.1 и 2 ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г.Топки к индивидуальному предпринимателю Массон И.И. удовлетворить полностью.

Признать деятельность индивидуального предпринимателя Массон И.И. в части размещения ритуального агентства «….» в помещении по адресу: …… незаконной.

Обязать индивидуального предпринимателя Массон И.И. прекратить деятельность ритуального агентства «….» в помещении по адресу: …...

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.Л. Гордиенко

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2011г.

Решение не вступило в законную силу.