Дело № 2-720/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Казачкова В.В., при секретаре Балмасовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 27 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Топки к администрации Ххх городского поселения о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Топки обратился в суд с иском к администрации Ххх городского поселения о понуждении к действиям. Определением Топкинского городского суда от 13.10.2011 года производство по делу в части возложения на администрацию Ххх городского поселения совершить действия по принятию имущества – игрового оборудования (детского игрового комплекса), расположенного во дворе дома <….. > в муниципальную собственность Ххх городского поселения, прекращено в связи с отказом прокурора от своих требований Впоследствии исковые требования прокурором были уточнены. Истец указал, что земельный участок, на котором расположено игровое оборудование, сформирован, в отношении него проведен государственный кадастровый учет, и он перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме <….. >. Жильцы указанного дома передали управление своим имуществом упpавляющей компании ООО «Х». Как установлено проверкой, игровое оборудование, расположенное на данной территории, кроме песочницы и металлической лестницы, относится к общему имуществу собственников данного многоквартирного дома. Таким образом, содержание его должно осуществляться управляющей организацией, в данном случае – ООО «Х», которая должна нести ответственность по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме. Помощник прокурора г. Топки С.Л.М. в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала. Представители ответчика – администрации Ххх городского поселения – Б.Е.Г, действующая на основании доверенности от 24.10.2011 года, выданной сроком на один год, с исковыми требованиями согласна в части. Представитель соответчика – ООО «Х.» – В. Н.А., действующая на основании доверенности № * от **.**.2011 года, выданной сроком на один год, с исковыми требованиями не согласна. Суд, заслушав истца, представителей ответчиков, исследовал письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 10 данного закона, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В силу ст. 11 закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. В соответствие с п. п. 3, 19 и 30 ч. 1 ст. 14 закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация благоустройства и озеленения территории поселения, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. Согласно ст. 51 закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1 ). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2). Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Судом установлено, что на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: < ……>, имеется игровое оборудование – игровой комплекс. При этом, в состав игрового комплекса входят элементы, которые по своему техническому состоянию не отвечают требованиям безопасности при их использовании. Так, в результате проверки состояния игровых площадок в г.Ххх, проведенной заместителем начальника отдела (инспекции) государственного надзора СМТУ Росстандарта по Ххх области выявлены следующие недостатки: - качели, лавочка для отдыха: шурупы-саморезы выступают над кромкой металлического уголка сидения качелей от 1 до 5 мм; наличие острых кромок на металлическом уголке в основании крепления качели; заусенцы, сколы древесины на сиденье лавочки. - качели отдельно стоящие: не закреплено сиденье качели, отсутствуют крепежные болты. - песочница: острые углы в основании песочницы, на анкерах-болтах крепления песочницы. - карусель с платформой: не закреплена доска пола платформы карусели, проваливаются не закрепленные каря доски. - металлическая лестница: наличие острых углов металлических деталей лестницы (л.д. 14-15). Состояние данных элементов игрового комплекса не соответствует требованиям, предъявляемым к детским игровым площадкам, содержащимся в ГОСТ Р 52169-2003 « Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.2003 N 394-ст): оборудование и элементы оборудования должны: - соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ ИСО/ТО 12100-2 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 50; - соответствовать возрастной группе детей, для которой они предназначены; - быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и ребенок мог его предвидеть (п. 4.3.1.); элементы оборудования из древесины должны изготавливаться из древесины классов "стойкие" и "среднестойкие" по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.) (п. 4.3.5); наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается; наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается (п. 4.3.7., п. 4.3.8); углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Минимальный радиус закругления 3 мм (п. 4.3.11); при наличии сыпучего покрытия (например, песка) фундаменты должны соответствовать следующим требованиям: - элементы фундамента должны располагаться на глубине не менее 400 мм от поверхности покрытия игровой площадки; - глубина от поверхности покрытия игровой площадки до верха фундамента конической формы должна быть не менее 200 мм (рисунок 17); - острые кромки фундамента должны быть закруглены. Радиус закругления - не менее 20 мм; - концы элементов, выступающих из фундамента (например, анкерных болтов), должны располагаться на глубине не менее 400 мм от уровня поверхности покрытия игровой площадки (п. 4.3.33.2.); на оборудование на видном и доступном месте устанавливают табличку, содержащую: - наименование и адрес изготовителя; - год введения в эксплуатацию (п. 6.2). Кроме того, усматриваются нарушения требований ГОСТ Р 52301-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" - оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечивалась безопасность играющих детей. Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.2, п. 4.3). - неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонстрируется и удаляется с игровой площадки (п. 7.7.). При таких обстоятельствах, по мнению суда, использование данного игрового оборудования несет потенциальную опасность для жизни и здоровья детей, поскольку может явиться причиной травмы. Поскольку игровое оборудование содержится в ненадлежащем состоянии, что нарушает права неопределенного круга лиц, суд, с учетом положений ст. 9, 10, 210 ГК РФ, считает необходимым возложить обязанность по их устранению на собственников данного игрового оборудования. Из материалов дела судом установлено, что элементы игровой площадки «Горка «Башня», а также «Песочница квадратная» были установлены производственным кооперативом «ХХХ» согласно договора подряда от **.**.2011 года, заключенного с МУ «ХХХ», т.е. в настоящее время собственником данного оборудования является администрация Ххх городского поселения (л.д. 51-53), в связи с чем, требования прокурора по возложению на администрацию Ххх городского поселения обязанности по устранению выявленных нарушений, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку в ходе проведения проверки состояния игрового оборудования выявлены недостатки, не позволяющие использовать его по прямому назначению без угрозы здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что администрация Хххх района незаконно устранилась от выполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию своего имущества (осмотру, регулярному обслуживанию, ремонту), а потому находит требования прокурора о признании бездействия ответчика незаконным, также обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2). Таким образом, поскольку из материалов дела невозможно установить когда и кем было установлено остальное игровое оборудование, в силу ст. 36 ЖК РФ, данное оборудование является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, в силу ст. 9, 10, 210 ГК РФ именно на них лежит обязанность по устранению выявленных нарушений в содержании игрового оборудования. Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (ч. 1.1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч. 2). В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно подп. «е» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Пункт 10 Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; Пункт 11 Правил предусматривает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Согласно подп. «а» п. 16 Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ. Из материалов дела усматривается, что управление общим имуществом многоквартирного дома <….. >в г. <….. > с **.**.2011 года осуществляется ООО «Х.» на основании договора управления многоквартирным домом (л.д. 100). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению по устранению выявленных нарушений в содержании игрового оборудования лежит на ООО «Х.», как на управляющей компании, действующей в интересах собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Доводы представителя ООО «Х.» о том, что содержание игровой площадки не предусмотрено договором об управлении многоквартирным домом, а потому ответчик не несет ответственности за ее состояние, суд находит необоснованными. Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Контроль за содержанием общего имущества осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, из анализа положений ст. 162 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, следует, что при заключении договора управления многоквартирным домом стороны не имеют возможности определить весь перечень конкретных работ, которые необходимо будет выполнить в течение всего срока действия договора, соответственно ответственность управляющей компании не может ограничиваться только обязательствами по соответствующему договору, т.е. конкретный перечь работ по содержанию общего имущества должен обеспечивать соответствие оказываемых услуг не только условиям договора, но и нормативно-правовым актам в данной сфере общественных отношений. Поскольку в ходе проведения проверки состояния игрового оборудования выявлены недостатки, не позволяющие использовать его по прямому назначению без угрозы здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что ООО «Х.» незаконно устранилось от выполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме (осмотру, регулярному обслуживанию, ремонту), а потому находит требования прокурора о признании бездействия ответчика незаконным, также обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования прокурора к ООО «Х» о размещении маркировки и иной информации на элементах игрового комплекса суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку ответчику техническая документация на данное оборудование не передавалась. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Хххх городского поселения провести мероприятия по приведению игрового оборудования – детского игрового комплекса, расположенного во дворе дома № <….. > в г. Ххх, в безопасное для жизни и здоровья детей состояние, а именно: устранить острые углы в основании «Песочницы квадратной» и острые углы лестницы «Горки «Башня», в срок до **.**.2012. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Х» провести мероприятия по приведению игрового оборудования – детского игрового комплекса, расположенного во дворе дома № <….. > в г. Топки, в безопасное для жизни и здоровья детей состояние, а именно устранить: выступающие шурупы-саморезы над кромкой металлического уголка сидения на качели и лавочке для отдыха; острые кромки на металлическом уголке в основании крепления качели: сколы, заусеницы и сколы древесины на сиденье лавочки; закрепить сидение на отдельно стоящих качелях, установить крепежные болты; установить устойчивое основание качели; закрепить доску пола платформы карусели, закрепить края доски, в срок до **.**.2012. Обязать администрацию Хххх городского поселения на игровой площадке разместить информацию о правилах и возрастных требованиях при использовании игрового оборудования «Песочница квадратная» и «Горка «Башня», наименовании и адресе изготовителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования. В удовлетворении оставшихся требований прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «ХХХ» отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Председательствующий В. В. Казачков Решение вступило в законную силу 12 ноября 2011г.
Кроме того, длительное бездействие ответчика, привело к тому, что данное игровое оборудование, установленное на указанной территории городского поселения, находится в состоянии опасном для жизни и здоровья детей, поскольку не соответствует требованиям Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 г. № 151-ст, утвердившему ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», а также ГОСТ Р 52169-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.2003 г. 394-ст, ГОСТ Р 53102-2008 «Оборудование детских игровых площадок. Термины и определения» (Приказ от 18.12.2008 г. № 511-ст) и др. Пункт 3.5.11 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 предусматривает установление на территории каждого домовладения хозяйственной площадки, площадки для отдыха взрослых, а также детских игровых и спортивных площадок с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. Однако ответчиком не исполняются вышеперечисленные требования законодательства, поскольку, во-первых: ответчик до настоящего времени игровое оборудование не принял в муниципальную собственность Ххх городского поселения, и во-вторых: до настоящего времени не выделял денежные средства на покрытие расходов для привидения (на ремонт, замену оборудования и т.д.) детских площадок в соответствие с требованиями безопасности.
Вместе с тем, не исполняя требования закона, ответчик не учел, что на игровой площадке ребенок реализует свои потребности в активном движении. При этом в игре всегда сопутствует риск и поэтому главное требование к детской площадке и всем видам оборудования, размещенного на ней, предусмотренное действующем законодательством - безопасность, сведение к минимуму риска получения травмы. Не проведение определенных действий ответчиком, привело к тому, что детское игровое оборудование, установленное на указанной территории, не отвечает требованиям безопасности, поскольку пришло в состояние опасное для жизни и здоровья детей. Так, шурупы-саморезы на качели и лавочке для отдыха выступают над кромкой металлического уголка сидения от 1 до 5 мм, наличие острых кромок на металлическом уголке в основании крепления качели, сколы, заусеницы и сколы древесины на сиденье лавочки, на отдельно стоящих качелях не закреплено сидение, отсутствуют крепежные болты, не устойчивое основание качели, песочница с острыми углами в основании, не закреплена доска пола платформы карусели, проваливаются не закрепленные края доски, на металлической горке лестница имеет острые углы, что создает опасность повреждения тела ребенка. Кроме того, данное игровое оборудование для детей на протяжении длительного времени не осматривалось, поскольку в наличие у ответчика имеется только один акт осмотра игровой площадки от 12.05.2011 года. Также вопреки требованиям законодательства, на игровой площадке отсутствует информация о правилах и возрастных требованиях при использовании игрового оборудования, номера телефонов службы спасения, скорой медицинской помощи. Непосредственно на самом оборудовании отсутствует информация о наименовании и адреса изготовителя, года введения в эксплуатацию, обозначение оборудования. Общее состояние игровой площадки не обеспечивает безопасность детей в процессе пользования данным игровым оборудованием. Таким образом, ответчик фактически устранился от решений вопросов местного значения, а именно по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (подпункт 30 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ), поскольку допустил использование указанного объекта – игрового оборудования, в условиях опасных для жизни и здоровья детей. Просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Ххх городского поселения по не принятию мер для решений вопросов местного значения, незаконными; обязать администрацию Хххх городского поселения совершить действия по принятию имущества – игрового оборудования (детского игрового комплекса), расположенного во дворе дома <….. > в муниципальную собственность Ххх городского поселения; обязать администрацию Хххх городского поселения провести мероприятия по приведению игрового оборудования в безопасное для жизни и здоровья детей состояние, в срок до 01.06.2012 года.
Кроме того, п. 14 ч. 1 ст. 14 данного закона определены полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, в круг ведения которых в силу ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 года 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», включаются задачи, связанные с отдыхом населения, охраной здоровья, занятиями физкультурой и спортом.
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 151-ст):