Дело № 2-435/2010 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2010 г. с. Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хабаровой Т.В.,
при секретаре Мартыновой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Топчихинского района Алтайского края Тагинцевой В.А.,
представителя ответчика и третьего лица Кононенко А.В., представителя третьего лица Морозовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Топчихинского района в интересах Легкунца А.П. к А. Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья и возложении обязанности поставить на учет на получение субсидии,
у с т а н о в и л:
Легкунец А.П. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
Легкунца А.П. проживает вдвоем с супругой Ч. в трехкомнатной квартире в двухквартирном доме в п. <адрес> Указанная квартира принадлежит им по праву общей долевой собственности по 1/2 доле каждому. <адрес> квартиры составляет 49,6 кв. м., жилая - 34,9 кв.м., квартира оборудована центральным водопроводом.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» он имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии администрации К. сельсовета Топчихинского района Алтайского края от 19 октября 2009 г. Легкунец А.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. По заключению комиссии администрации К. сельсовета, обследовавшей жилищно-бытовые условия истца, Легкунец А.П. нуждается в улучшении жилищных условий, так как по состоянию здоровья не может топить печь. Необходимо благоустроенное жилье с центральным отоплением.
19 октября 2009 г. главой К. сельсовета Топчихинского района принято постановление о постановке на очередь на улучшение жилищных условий жителя <адрес> Легкуца А.П.
23 декабря 2009 г. Легкунец А.П. обратился с заявлением в комиссию по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92- ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» А. Алтайского края (далее комиссию А.), просил предоставить ему субсидию на приобретение жилья в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
01 февраля 2010 г. комиссией А. принято решение об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Легкунца А.П., поскольку в соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
На основании указанного решения 26 февраля 2010 г. главой А. принято постановление о снятии с учета по улучшению жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» Легкунца А.П.
20 сентября 2010 г. прокурор Топчихинского района в интересах Легкунца А.П. обратился в суд с иском к администрации Топчихинского района о признании решения о снятии с учета Легкунца А.П. на предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконным и возложении обязанности на комиссию А. поставить Легкунца А.П. на учет на получение субсидии для приобретения жилья со дня обращения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Легкунец А.П. имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Истец необоснованно снят с учета на получение субсидии для приобретения жилья, так как проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, закрепленным в п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, в соответствии с которым жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Дом, в котором проживает Легкунец А.П., каких-либо централизованных коммуникаций не имеет. Согласно медицинским документам, истец не может в полной мере ухаживать за собой, самостоятельно отапливать помещение в силу заболеваний (заносить уголь, выносить шлак), в снежный период очищать дорожки к туалету, дровянику, бане.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комиссия А. и администрация К. сельсовета Топчихинского района.
В судебном заседании заместитель прокурора Топчихинского района Тагинцева В.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в исковом заявлении основаниям, требования уточнила, просила признать незаконными решение комиссии А. от 01 февраля 2010 г. и постановление главы А. от 26 февраля 2010 г. о снятии с учета по улучшению жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета Легкунца А.П., обязать комиссию А. поставить истца на учет на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета со дня обращения. Кроме того, в судебном заседании пояснила, что, по ее мнению, до тех пор, пока постановление главы К. сельсовета о постановке на очередь на улучшение жилищных условий Легкунца А.П. не отменено, истец имеет право состоять на учете на получение субсидии. Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения Легкунца А.П. пригодным для постоянного проживания не может быть принято судом во внимание, поскольку не все члены комиссии, подписавшие акт и заключение, 08 октября 2010 г. присутствовали при обследовании жилого помещения.
Истец Легкунец А.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, письменно сообщив, что требования прокурора в его интересах поддерживает и просит их удовлетворить, предоставление субсидии позволит ему купить благоустроенное жилье в с. Топчиха.
Представитель А. и комиссии А. Кононенко А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что решением комиссии от 01 февраля 2010 г. Легкунцу А.П. обоснованно отказано в предоставлении субсидии, и он снят с учета, так как в ходе повторной проверки документов истца было установлено, что жилое помещение, в котором он проживает и собственником которого является, по площади соответствует учетной норме, квартира оборудована центральным водопроводом, заключения о непригодности жилого помещения для проживания представлено не было, согласно справке БТИ процент износа жилого помещения небольшой, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В <адрес> иные, кроме водопровода, централизованные инженерные сети отсутствуют. Проживание истца в неблагоустроенном жилом помещении, его возраст и состояние здоровья не могут являться основанием для признания Легкунца А.П. нуждающимся в жилом помещении и предоставлении ему субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. На основании решения комиссии главой А. в отношении Легкунца А.П. принято постановление о снятии его с учета.
Представитель администрации К. сельсовета Морозова И.А. в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Легкунца А.П. поддержала, пояснив, что Легкунц А.П. с женой проживают в неблагоустроенном жилом помещении, оборудованном только водопроводом, для истца такое жилое помещение является непригодным в силу его возраста и состояния здоровья. По этой причине истец и был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь на улучшение жилищных условий с 19 октября 2009 г. Иных оснований для признания Легкунца нуждающимся в жилом помещении нет. Решением К. сельского Совета депутатов Топчихинского района от 30 июня 2009 г. установлена учетная норма общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 17,5 кв. м. на одного члена семьи. Общая площадь квартиры истца соответствует учетной норме. Централизованных инженерных сетей, кроме водопровода, в <адрес> не имеется.
Выслушав объяснения и заключение заместителя прокурора Тагинцевой В.А., объяснения представителя администрации А. и комиссии администрации района Кононенко А.В., представителя администрации К. сельсовета, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что Легкунец А.П. в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.2, ч.3 и ч.7 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Законом Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» от 14 сентября 2006 года № 92-ЗС реализация в Алтайском крае полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, возложена на органы самоуправления муниципальных районов и городских округов; предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем данных категорий граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение (строительство) жилья в порядке очередности.
Постановлением администрации Алтайского края от 06 октября 2006 года № 407 утверждено Положение «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в Алтайском крае».
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в ч.2 ст.1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 92-ЗС в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном Законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 09.12.2005г. №115-ЗС.
В силу ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного закона признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, на который ссылается прокурор, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися является непригодность их жилья для проживания.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ, находящиеся в аварийном состоянии, в которых выявлено вредоносное воздействие факторов среды обитания (радел 3 Положения).
Вопросы признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании установлено, что Легкунец А.П. решением жилищной комиссии администрации К. сельсовета Топчихинского района признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку по состоянию здоровья ему необходимо благоустроенное жилье с центральным отоплением. Однако такого основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, ЖК РФ не предусмотрено.
При этом, при принятии жилищной комиссией решения о признании Легкунца А.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий оценка соответствия его жилого помещения установленным вышеуказанным Положением требованиям и признания его пригодным (непригодным) для проживания не производилась.
Таким образом, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не имелось, следовательно, у жилищной комиссии администрации К. сельсовета Топчихинского района не было оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому комиссией А. и главой А. принято правильное решение об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, и Легкунец А.П. обоснованно снят с учета по улучшению жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
Доказательств того, что на момент принятия обжалуемых решений жилое помещение Легкунца А.П. было признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, либо имелись иные основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для постановки его на учет, суду не представлено. Представленное суду ответчиком заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения Легкунца А.П. пригодным для постоянного проживания от 08 октября 2010 г. также свидетельствует о пригодности жилого помещения истца для проживания.
С учетом изложенного, суд не принимает во внимание доводы прокурора о том, что истец необоснованно снят с учета на получение субсидии для приобретения жилья, так как проживает в жилом помещении, которое не имеет каких-либо централизованных коммуникаций, а представленное суду заключение межведомственной комиссии не может быть принято судом во внимание. Кроме того, пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на который ссылается прокурор, предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Указанные требования не являются основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, предусмотрены разделом 3 указанного Положения.С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что принимая решение по заявлению Легкунца А.П. о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета комиссией А. и главой А. приняты законные решения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 2005 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и Положением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае", утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. N 407"Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае".
Согласно п. 16 указанного Положения основанием для отказа от включения в список граждан - получателей субсидий является:
отсутствие или утрата указанных в пункте 2 настоящего Положения оснований, дающих право на улучшение жилищных условий;
непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что требования прокурора в интересах Легкунца А.П. о признании незаконными решения комиссии А. от 01 февраля 2010 г. и постановления главы А. от 26 февраля 2010 г. о снятии с учета по улучшению жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета Легкунца А.П. и возложении обязанности на комиссию А. поставить истца на учет на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета со дня обращения не основаны на законе.
Мнение заместителя прокурора о том, что истец имеет право состоять на учете на получение субсидии пока постановление главы Кировского сельсовета о постановке на очередь на улучшение жилищных условий Легкунца А.П. не отменено, суд считает ошибочным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Топчихинского района в интересах Легкунца А.П. к А. Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья и возложении обязанности поставить на учет на получение субсидии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, то есть после 15 октября 2010 г.
Судья: Т.В.Хабарова