ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2010 г. с. Топчиха
Судья Топчихинского районного суда Алтайского края Хабарова Т.В.,
при секретаре Мартыновой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Топчихинского района Алтайского края Тагинцевой В.А.,
представителя заинтересованного лица Тутыниной О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Топчихинского района в интересах Бондаренко Р.Я. о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья и возложении обязанности поставить на учет на получение субсидии,
у с т а н о в и л:
Бондаренко Р.Я. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В соответствии с подп. 4 п. 1 и подп. 3. п.2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» она имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
18 сентября 2007 г. Бондаренко Р.Я. продала принадлежащий ей по праву собственности земельный участок с расположенным на нем жилым домом в с. <адрес>, Топчихинского района Алтайского края, общей площадью 31,4 кв. м, жилой - 17,3 кв.м.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 27 сентября 2007 г.
С 06 мая 2010 г. Бондаренко Р.Я. постоянно проживает в квартире, принадлежащей ее дочери М.Н. и внучке М. в <адрес>2, общей площадью 41,2 кв.м., и является членом семьи М.Н., состоящей из четырех человек.
09 июля 2010 г. Бондаренко Р.Я. обратилась в жилищную комиссию администрации Ч. сельсовета Топчихинского района Алтайского края с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии администрации Ч. сельсовета Топчихинского района Алтайского края от 12 июля 2010 г. Бондаренко Р.Я. с 12 июля 2010 г. поставлена на учет, так как общая площадь жилья не соответствует учетной норме, установленной решением Ч. сельского Совета депутатов от 30 марта 2010 г. № 8.
12 июля 2010 г. главой администрации Ч. сельсовета Топчихинского района принято об этом постановление.
Решением Ч. Совета депутатов от 30 марта 2010 г. установлена учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма в размере 32 кв. м общей площади на одиноко проживающего гражданина, 41 кв. м. общей площади на семью из двух человек, 16 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
19 июля 2010 г. Бондаренко Р.Я. обратилась с заявлением в комиссию по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92- ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т. района Алтайского края (далее комиссию администрации Т. района), просила предоставить ей субсидию на приобретение жилья в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
04 августа 2010 г. заместитель главы администрации Т. района по социальным вопросам Тутынина О.Т. сообщила Бондаренко Р.Я., что решением жилищной комиссии от 03 августа 2010 г. ей отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» на основании ч. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Бондаренко Р.Я. разъяснено, что она имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня продажи жилого дома.
25 августа 2010 г. прокурор Топчихинского района в интересах Бондаренко Р.Я. обратился в суд с заявлением о признании отказа заместителя главы администрации Т. района Тутыниной О.Т. в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» незаконным и возложении на нее обязанности поставить Бондаренко Р.Я. на учет на получение субсидии для приобретения жилья со дня обращения, то есть с 19 июля 2010 г.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бондаренко Р.Я. имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» в редакции, действующей с 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ. Бондаренко Р.Я. необоснованно отказано в постановке на учет на получение субсидии для приобретения жилья, так как при продаже жилого дома у нее отсутствовал умысел на совершение действий по продаже жилого дома для постановки в последующем на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она продала свой дом по адресу с. <адрес> и переехала на постоянное проживание к дочери в связи с невозможностью ухаживать за собой самостоятельно в силу возраста (82 года). Кроме того, Закон в данной редакции действует с 21 декабря 2009 г., соответственно, Бондаренко Р.Я. в 2007 году не могла предвидеть изменения закона в 2009 г. и, соответственно, вывод об умышленном ухудшении своего жилищного положения Бондаренко Р.Я в результате заключения договора купли-продажи жилого дома неправомерен и незаконен.
В судебном заседании заместитель прокурора Топчихинского района Тагинцева В.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, уточнив их, просила признать решение комиссии администрации Т. района от 03 августа 2010 г. незаконным, обязать комиссию администрации Т. района поставить Бондаренко Р.Я. на учет на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета со дня обращения, то есть с 19 июля 2010 г.
Заявитель Бондаренко Р.Я. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Тутынина О.Т. - заместитель главы администрации Т. района, она же председатель вышеуказанной комиссии в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что решением комиссии от 03 августа 2010 г. Бондаренко Р.Я. отказано в предоставлении субсидии обоснованно, так как в ходе проверки документов Бондаренко Р.Я. было установлено, что в 2007 г. она продала принадлежащий ей жилой дом в с. <адрес>, что послужило основанием для принятия комиссией указанного решения. Бондаренко Р.Я. было разъяснено, что она имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и получить субсидию для приобретения жилья не ранее чем через пять лет со дня продажи жилого дома. По ее мнению комиссия администрации Т. района не наделена полномочиями самостоятельно решать вопросы, касающиеся наличия в действиях граждан намерения по ухудшению своих жилищных условий для получения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в результате отчуждения принадлежащего им жилья, поэтому заявителю было отказано в предоставлении субсидии.
Выслушав объяснения заместителя прокурора Тагинцевой В.А., председателя комиссии администрации Топчихинского района Тутыниной О.Т., допросив свидетелей Н.. и М.., изучив материалы дела, обозрев амбулаторную карту Бондаренко Р.Я., суд считает требования прокурора в интересах Бондаренко Р.Я. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что на Бондаренко Р.Я., как на вдову ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предусмотренные ст. 21 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах».
В силу ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря. 2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
В силу ст. 6 указанного закона граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В ст. 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1-3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если:
не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, выяснение обстоятельств в отношении заявителя по поводу наличия права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и наличия в ее действиях намерения по ухудшению своих жилищных условий для получения права состоять на учете, а так же является ли это препятствием для признания Бондаренко Р.Я. нуждающейся в жилом помещении и предоставления субсидии, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе и при рассмотрении заявления на заседании жилищной комиссии администрации Ч. сельсовета и при рассмотрении заявления комиссией администрации Т. района.
В судебном заседании установлено, что Бондаренко Р.Я., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вдова участника Великой Отечественной войны, проживала в своем доме общей площадью 31,4 кв. м, который продала в сентябре 2007г. и переехала жить к дочери, так как в силу возраста и состояния здоровья не могла самостоятельно отапливать дом, носить воду, ходить в магазин за продуктами, ухаживать за собой, нуждалась в постоянном уходе. С 06 мая 2010 г. по настоящее время она проживает в семье дочери М.Н. и является членом ее семьи. Решением жилищной комиссии администрации Ч. сельсовета от 12 июля 2010 г. она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 12 июля 2010 г. на основании того, что общая площадь жилья не соответствует учетной норме, установленной решением Ч. сельского Совета депутатов.
Анализируя представленные доказательства, суд признает, что куплю-продажу земельного участка с жилым домом Бондаренко Р.Я. осуществила в виду имеющихся объективных обстоятельств, поскольку имеет преклонный возраст, не могла самостоятельно проживать в жилом доме по адресу <адрес> и осуществлять его содержание. При этом суд принимает во внимание возраст заявителя, ее состояние здоровья, нуждаемость в постороннем уходе, обстоятельства, при которых Бондаренко Р.Я. продала свой дом спустя десять лет после смерти мужа.
Из показаний свидетелей Н. и М.Н. следует, что дом в <адрес> находится на краю села, имеет печное отопление, не оборудован водопроводом. В 2007 г. дом требовал ремонта и постоянного обслуживания, делать это Бондаренко Р.Я. самостоятельно не могла в силу возраста и состояния здоровья.
Доказательств того, что в действиях Бондаренко Р.Я. при продаже жилого дома имелись намерения ухудшить свои жилищные условия, суду не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что факт намеренности ухудшения жилищных условий Бондаренко Р.Я. в судебном заседании не установлен, жилье заявителем было продано в 2007 году в силу объективных причин и до введения в действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Бондаренко Р.Я., даже продолжая проживать в своем доме в с. <адрес> до настоящего времени, и обратившись в администрацию Ч. сельсовета 09 июля 2010 г. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, была бы признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь ее жилого дома меньше учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной решением Ч. Совета депутатов от 30 марта 2010 г.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что жилищная комиссия администрации Ч. сельсовета и глава администрации Ч. сельсовета, действуя в силу своих полномочий, предусмотренных Законом Алтайского края от 09 декабря 2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» пришли к обоснованному выводу о постановке на учет Бондаренко Р.Я. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку, продавая свой дом, Бондаренко Р.Я. не имела намерения ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а сделала это вынужденно, так как не имела иной возможности улучшить или изменить свои жилищные условия.
Принимая решение по заявлению Бондаренко Р.Я. о предоставлении ей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета комиссия администрации Т. района должна была руководствоваться Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и Положением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае", утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. N 407"Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае".
Действительно, в соответствии с п. 16 указанного Положения одним из оснований для отказа от включения в список граждан - получателей субсидий является выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.
Вместе с тем, как указано выше, комиссия администрации Т. района, решая вопрос о предоставлении Бондаренко Р.Я. субсидии на приобретение жилья 03 августа 2010 г., не исследовала все обстоятельства и приняла необоснованное решение, отказав в принятии Бондаренко Р.Я. на учет на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», ошибочно посчитав, что заявитель имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня продажи жилого дома.
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что решение комиссии администрации Т. района об отказе Бондаренко Р.Я. в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» является незаконным, поэтому обязывает комиссию администрации Т. района устранить допущенное нарушение.
Государственная пошлина, от уплаты которой при подаче заявления прокурор был освобожден в соответствии с подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ, взысканию с заинтересованного лица не подлежит на основании подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Топчихинского района в интересах Бондаренко Р. Я. удовлетворить.
Признать решение комиссии по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т. района Алтайского края об отказе Бондаренко Р.Я. в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» незаконным.
Обязать комиссию по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92- ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т. района Алтайского края поставить на учет на получение субсидии для приобретения жилья Бондаренко Р.Я. со дня обращения, то есть с 19 июля 2010 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, то есть после 06 сентября 2010 г.
Судья: Т.В.Хабарова