Решение по делу 2-344 о запрещении погрузочно-разгрузочной деятельности



Дело № 2-344/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Топчиха 01 октября 2010 г.

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Т.В.,

при секретаре Мартыновой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Топчихинского района Алтайского края Тагинцевой В.А.,

представителя ответчика Кондрашкина Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Т-А» о запрещении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушения закона - до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте,

у с т а н о в и л:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Т-А» о запрещении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на указанный вид деятельности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании в ООО «Т-А». В результате проверки установлено, что ответчик для обеспечения своей деятельности эксплуатирует железнодорожный путь необщего пользования, на котором осуществляет выгрузку поступающих в адрес общества железнодорожным транспортом опасных грузов. Согласно транспортных накладных в 2009 году в адрес ООО «Т-А» железнодорожным транспортом поступили грузы: селитра аммиачная, пестициды жидкие, ядовитые, которые являются опасными грузами в соответствии с п.п. 1.5, 1.6 и приложений 4.1 и 4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС РФ от 31.10.96 года № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 года № ЦМ-407 (далее Правила безопасности). Кроме того, в 2010 г. поступили вагоны с грузом - аммония нитрат, который так же является опасным грузом в соответствии с указанными Правилами. Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у ООО «Т-А» отсутствует, что подтверждается справкой Барнаульской транспортной прокуратуры по результатам проверки и другими материалами.

Указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с положениями п.п. 70 п. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Выгружаемые ответчиком опасные грузы согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» в силу присущих им свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в аварийных карточках вышеуказанных Правил.

Так, аммония нитрат (аварийная карточка № 501) обладает следующими основными свойствами и видами опасности: растворим в воде, сильный окислитель, воспламеняет горючие вещества, при нагревании детонации возможно разложение со взрывом, при нагревании разлагается с образованием кислорода, способствующего как возникновению горения, так и быстрому развитию пожара, горит с образованием токсичных газов, склонен к тепловому и химическому самовозгоранию. Пестициды жидкие, ядовитые (аварийная карточка № 613) обладают такими свойствами как: пары тяжелее воздуха, скапливаются в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях, загрязняют водоемы, емкости могут взрываться при нагревании. Следовательно, осуществление ОАО «Т-А» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствии лицензии заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц.

Исходя из материалов проверки, ООО «Т-А» получала данные грузы регулярно для собственных нужд, в настоящее время готовит документы для получения лицензии. В соответствии с разделом 3 Устава Общества к видам деятельности Общества относятся: производство и оптово-розничная реализация средств защиты растений, удобрений и агрохимикатов и удобрений.

Ссылаясь на ст. 1065 ГК РФ, прокурор просит запретить погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушения закона-до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании прокурор Тагинцева В.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным в иске основаниям.

Представитель третьего лица Сибирского управления государственного железнодорожного надзора ФСНТ Минтранса РФ в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Т-А» - Кондрашкин Н.А. - в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, пояснив, что действительно ответчик являлся получателем селитры аммиачной, аммония натрия железнодорожным транспортном, согласно имеющимся в деле накладным. Однако погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте являются сопутствующим видом деятельности общества, основной вид деятельности - производство, реализация и хранение средств защиты растений. На иные виды деятельности, кроме погрузочно-разгрузочной, ответчик имеет лицензии. Требования о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на юридических лиц, для которых данная деятельность является основной. Кроме того, согласно ст. 1065 ГК РФ основанием для предъявления иска служит опасность причинения вреда в будущем, истец должен обосновать неизбежность причинения вреда ответчиком при организации погрузо-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте третьим лицам. Согласно Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железнодорожным дорогам, каких-либо ограничений в рамках организации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте аммония натрия не просматривается, взрыво- и пожароопасность указанных веществ очень низка, зависит, в основном, от нагревания либо контакта с другими веществами, при этом, ограничений по перемещению либо разгрузке в Правилах не имеется. Отсутствие лицензии по организации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте не свидетельствует об опасности причинения вреда в будущем и не является основанием для запрещения данной деятельности. Селитра аммиачная и пестициды являются удобрениями для растений и поставляются лишь в весенний период. Не подтвержден факт последующих поставок средств защиты растений железнодорожным транспортом и их разгрузка силами ответчика в будущем. Специалисты ответчика прошли 30 сентября 2010 г. обучение и получили соответствующие документы о повышении квалификации, в связи с чем, готовится заявление о предоставлении лицензии в Госжелдорнадзор г. Новосибирска.

Выслушав объяснения и заключение прокурора Тагинцевой В.А., объяснения представителя ответчика Кондрашкина Н.А., изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 1,3 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Правило, содержащееся в п. 1 ст. 12 ГК РФ - один из способов защиты гражданских прав.

В судебном заседании установлено, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании ООО «Т-А».

Проверкой установлено, что ответчик для обеспечения своей деятельности эксплуатирует железнодорожный путь необщего пользования, на котором осуществляет выгрузку поступающих в адрес общества железнодорожным транспортом опасных грузов.

В период с января 2009 г. по март 2010 г. в адрес ООО «Т-А» железнодорожным транспортом поступили грузы: селитра аммиачная, пестициды жидкие, ядовитые, аммония нитрат которые являются опасными грузами в соответствии с п.п. 1.5, 1.6 и приложений 4.1 и 4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС РФ от 31.10.96 года № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 года № ЦМ-407 (далее Правила безопасности).

Общество получило и выгрузило указанные грузы самостоятельно на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Т-А» при станции Топчиха Западно-Сибирской железной дороги, эксплуатируемом на основании договора эксплуатации от 28 октября 2009 г.

При этом лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у ответчика отсутствует.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Напротив, из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ООО «Т-А» в настоящее время готовит документы для получения соответствующей лицензии.

Факт неоднократного получения ответчиком опасных грузов и осуществления обществом выгрузки железнодорожных вагонов с опасным грузом на железнодорожном пути необщего пользования без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.

Установив указанные обстоятельства, довод прокурора о том, что осуществление ООО «Т-А» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствии лицензии заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, суд признает соответствующим нормам гражданского законодательства.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба, в частности, правам, законным интересам и здоровью граждан, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статья 4 указанного закона).

В подпункте 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ определен перечень видов деятельности, на осуществление которой требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 № 134.

Деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций, поэтому лицензионными условиями осуществления данного вида деятельности, согласно Положению о лицензировании погрузоразгрузочной деятельности, предусмотрено: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; наличие в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями; наличие в штате специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности; наличие в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии и другие.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит самостоятельному лицензированию, осуществление ответчиком такой деятельности без соответствующей лицензии создает опасность причинения вреда, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрещению до получения обществом лицензии.

Оснований для отказа в иске, предусмотренных ч.3 ст. 1065 ГК РФ судом не установлено.

Необходимость лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам не поставлена законом в зависимость от того, является ли она для организации основным видом деятельности, а также не зависит от периодичности ее осуществления. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте являются сопутствующим видом деятельности общества, носят эпизодический характер, на иные виды деятельности, кроме погрузочно-разгрузочной, ответчик имеет лицензии и все необходимые документы, суд считает несостоятельными и не принимает их во внимание.

Ссылка ответчика на то, что не подтвержден факт последующих поставок средств защиты растений железнодорожным транспортом и их разгрузка силами ответчика в будущем опровергается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ответчиком и ОАО «Ж.» на срок по 28 октября 2012 г. (л.д. 75-80), поэтому не может быть принята во внимание.

Общество осуществляло погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имело лицензии на данный вид деятельности, поэтому прокурор правомерно обратился в суд с указанными требованиями.

Поскольку в соответствии с подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождается от уплаты государственной пошлины, она в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивается в доход районного бюджета с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Т-А» удовлетворить.

Запретить ООО «Т-А» погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушения закона - до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Взыскать с ООО «Т-А» государственную пошлину в доход районного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, то есть после 05 октября 2010 г.

Судья: Т.В.Хабарова