Решение по делу 2-1 об отказе в признании действий незаконными и возложении обязанности установить причинную связь инвалидности с действиями в подразделении особого риска РФ



Дело № 2-1/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2010 г. с.Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Кернечишиной И.М.,

при секретаре Выставкиной Е.А.,

с участием истца Кузнецова А.С.,

рассмотрев гражданское дело по иску Кузнецова А.С. к государственному учреждению здравоохранения «Н.» о признании незаконными действий Н. по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, и возложении обязанности установить причинную связь инвалидности с действиями в подразделении особого риска РФ,

у с т а н о в и л :

Удостоверением серии ОРС № от 6 мая 2006 г. Кузнецову А.С. гарантированы меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1.

Решением Н. по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее Экспертного совета), при Государственном Н. от 3 июля 2008 г. Кузнецову А.С. был установлен диагноз: энцефалопатия сложного генеза (сосудистая, травматическая) с вестибулоатактическим, цефалгическим и церебрастеническим синдромами при артериальной гипертонии 3 риск 4; ИБС, стенокардии напряжения, ФК 1. Распространённый остеохондроз позвоночника. Хронический бронхит. И сделано заключение, что заболевание с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в подразделении особого риска не связано.

25 июня 2009 г. Кузнецов А.С. обратился в суд с иском к Экспертному совету о признании незаконными его действий, выразившихся в неустановлении причинной связи его инвалидности с действиями в подразделении особого риска, просил обязать Экспертный совет установить связь его инвалидности с действиями в этом подразделении.

В обоснование своих требований истец указал, что постоянно болел, и 23 июня 2008 г. ему была установлена третья группа инвалидности. Заболевания, приведшие к инвалидности, развились у него как последствия службы в подразделении особого риска РФ, однако в заключении Экспертного совета заключения врачей, у которых он наблюдался и лечился, искажены - например, в диагнозе указано: энцефалопатия сложного генеза (сосудистая, травматическая), а в выписках из историй болезни Краевого госпиталя для ветеранов войн № 17 от 29 января 2008 г., № 2127 от 16 июня 2008 г., из медицинской карты Топчихинской районной больницы причинами энцефалопатии названы не только сосудистый и травматический, но и радиационный факторы. Причиной гипертонической болезни и ИБС также может быть радиационный фактор. По мнению истца, Экспертный совет преднамеренно исказил действительность с целью лишения его прав на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов, заболевания которых связаны с действиями в подразделении особого риска.

Определением от 7 июля 2010 г. к участию в деле в качестве надлежащего ответчика был привлечён ГУЗ «Н.», при котором создан вышеуказанный Экспертный совет.

Истец в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, пояснив, что с мая 1968 г. проходил срочную службу в войсковой части 41173 в с.Топчиха. С сентября по ноябрь 1968 г. в составе группы других военнослужащих был прикомандирован к войсковой части 52605 для выполнения специального секретного задания на Семипалатинском полигоне. Фактически он принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, а именно трёх подземных взрывах, однако в течение 20 лет эти сведения не подлежали разглашению, т.к. были секретными. После второго взрыва он почувствовал ухудшение состояния своего здоровья, был госпитализирован, затем продолжал службу в армии. После демобилизации проживал в Мамонтовском районе Алтайского края, где неоднократно обращался в больницу с жалобами на головные боли, тошноту, рвоту, однако о воздействии радиационных факторов не сообщал в силу подписки о неразглашении этих сведений. Кроме того, он не мог добиться получения документов, подтверждающих его направление на Семипалатинский полигон, и только в 2006 г. смог получить удостоверение ветерана подразделения особого риска. По его мнению, инвалидность была установлена ему только в связи с получением указанного удостоверения. Сведения о том, что он получил облучение только в количестве 0,15 рентгена, указанные в журнале индивидуального контроля облучения личного состава войсковой части 52605, являются неправильными, т.к. количество облучения умышленно занижалось по приказу командования. Кроме того, непосредственно на полигоне он находился не 9 дней, а 3,5 месяца, следовательно, получил большую дозу облучения, а также на него воздействовали и другие факторы ядерного взрыва, в частности ультразвук, который не был учтён экспертами.

По мнению Кузнецова А.С., Экспертный совет с 2006 г. умышленно не устанавливает причинную связь заболеванийс воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в подразделении особого риска по распоряжению руководителей Министерства здравоохранения. По этой же причине не установлена такая связь и заключением Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы.

Между тем, действия ответчика нарушают его права на получение пенсии и других выплат в повышенном размере.

Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы, проведённой экспертами Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Федерального медико-биологического агентства причиной инвалидности у Кузнецова А.С. явилось, в первую очередь, прогрессирующее заболевание головного мозга - энцефалопатия (в виде церебро-васкулярной болезни). Среди факторов, способствующих возникновению и развитию указанной патологии, важное значение имеют следующие: атеросклероз сосудов, в том числе головного мозга, артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь в анамнезе) и их сочетание (что приводит к патологии сосудистой стенки и недостаточности церебрального кровообращения), травмы головного мозга (в анамнезе ОЧМТ); хронические интоксикации (хронический алкоголизм в анамнезе). При подробном отягощённом анамнезе выделить основную причину развития энцефалопатии у Кузнецова А.С. не представляется возможным, в связи с чем ему и был выставлен диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия сложного генеза (посттравматическая + сосудистая). Однако в 2008 г. (спустя 40 лет после радиационного воздействия) данное состояние безосновательно было расценено и как пострадиационное.

Гипертоническая болезнь - хронически протекающее заболевание, в развитии которого играют роль генетические факторы (наследственная предрасположенность), регулярные погрешности в диете, курение, алкоголизм, ожирение, низкая физическая активность, хронические психоэмоциональные нагрузки; распространённость артериальной гипертензии увеличивается с возрастом. При этом какие-либо научные медицинские данные, указывающие на прямую причинно-следственную связь между возникновением гипертонической болезни и действием ионизирующего излучения, отсутствуют.

Ишемическая болезнь сердца у Кузнецова А.С. закономерно развилась вследствие, прежде всего, гипертонической болезни и атеросклероза.

При анализе представленных документов каких-либо объективных данных, подтверждающих лучевое воздействие на организм Кузнецова А.С. (острой и хронической лучевой болезни, местной радиационной травмы), либо действия других поражающих факторов ядерного взрыва не выявлено. Поглощённая доза радиации у Кузнецова А.С. (0,15 рентген) не превышает допустимую годовую радиационную нагрузку (5 бэр).

Согласно Приказу Минздрава РФ от 16 декабря 1992 г. «Об организации оказания медицинской помощи и установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям», вышеперечисленные заболевания в перечень заболеваний, возникновение которых может быть поставлено в связь с радиационным воздействием на человека, не входят. Вышеперечисленные заболевания не входят и в перечень заболеваний, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 592 от 4 ноября 2004 г.

Таким образом, малые сроки пребывания (9 дней) в зоне воздействия радиационных факторов; незначительная доза облучения; наличие в анамнезе тяжёлой ОЧМТ, хронического алкоголизма, посттравматических последствий в виде внутренней гидроцефалии, прогрессирующие заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, церебро-васкулярная болезнь и т.д.) и их закономерное и типичное развитие свидетельствуют о нерадиационной природе данной патологии. Кроме того, нет оснований считать, что в развитии указанных заболеваний играли какую-либо роль дополнительные факторы взрыва.

Следует отметить, что временной промежуток между получением дозы радиационного облучения и проявлением/возникновением последствий для здоровья имеет непосредственное значение, в данном случае проявления целого ряда общих заболеваний были отмечены спустя десятки лет после участия Кузнецова А.С. в испытаниях ядерного оружия и, соответственно, не состоят в прямой причинной связи с этими испытаниями.

Оснований не доверять указанному заключению суд не усматривает, т.к. оно сделано на основании исследования всей представленной истцом медицинской документации и иных материалов дела. В состав комиссии экспертов входили начальник Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы, судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории Г., стаж работы которого по специальности свыше 30 лет, и.о. заведующего терапевтическим-профпатологическим отделением Федерального медицинского биофизического центра им.А.И.Бурназяна ФМБА России, терапевт высшей квалификационной категории Г-н., стаж работы которой свыше 25 лет, и судебно-медицинский эксперт отдела сложных экспертиз Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы ФМБА России Г.. Эксперты об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения предупреждены.

Заключение экспертизы соответствует требованиям, установленным ст.86 ГПК РФ, в нём даны подробные ответы на поставленные судом вопросы, и они полностью опровергают утверждения истца о причинной связи его инвалидности со службой в подразделении особого риска.

Мнение Кузнецова А.С. о том, что эксперты, уполномоченные устанавливать причинную связь заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов, имеют какое-то распоряжение о запрете устанавливать указанную связь, является надуманным и не подтверждено доказательствами.

Ссылка на то, что у других лиц, имеющих аналогичный диагноз, такая причинная связь установлена, также не нашла своего подтверждения, т.к. представленное истцом решение Экспертного совета от 24 ноября 2005 г. в отношении Павличенко Э.Б. этого не подтверждает. Диагноз указанного лица не полностью совпадает с диагнозом Кузнецова А.С.

Кроме того, как видно из заключения экспертизы причиной одних и тех же заболеваний могут быть различные факторы, т.е. диагноз является только одним из факторов, свидетельствующим о наличии причинной связи, об установлении которой просит истец, но не единственным.

Так же не подтверждается доказательствами и утверждение истца, что полученная им доза радиационного облучения превышает указанную в представленных им документах.

Кроме того, как видно из заключения экспертизы, поглощённая Кузнецовым А.С. доза радиации учитывалась в исследовании экспертов тоже только как один из факторов, влияющих на её выводы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Кузнецову А.С. в удовлетворении иска о признании незаконными действий Н. по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, и возложении обязанности установить причинную связь инвалидности с действиями в подразделении особого риска РФ о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней.

Судья