Дело № 2-499/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2010 г. с. Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Белоногова В.В.,
при секретаре Мардарь О.А.,
с участием заместителя прокурора Топчихинского района Алтайского края Тагинцевой В.А.,
представителя ответчика Загузовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц к поселенческому муниципальному учреждению культуры «М.» село <адрес> Топчихинского района Алтайского края о возложении обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 01 января 2011 года,
у с т а н о в и л :
01 ноября 2010 г. прокурор Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к поселенческому муниципальному учреждению культуры «М. культурно-досуговый центр» село <адрес> Топчихинского района Алтайского края о возложении обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 01 января 2011 г., указав в обоснование своих требований, что в ходе проверки соблюдений требований пожарной безопасности в поселенческом муниципальном учреждении культуры «М. культурно-досуговый центр» (далее М. КДЦ) установлены нарушения.
Согласно Устава М. КДЦ в сфере пожарной безопасности принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в своем учреждении.
Директор КДЦ на местах обучает специалистов и работников М. КДЦ в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует.
Между тем согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Статьей 25 указанного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ № 868 от 11 июля 2004 г., определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России № 645 от 12 декабря 2007 г. утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 4 указанных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Отсутствие в М. КДЦ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму специалистов и работников М. КДЦ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать их безопасность и безопасность посетителей учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
В силу ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности и п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.
В судебном заседании заместитель прокурора Тагинцева В.А. исковые требования поддержала, просила обязать поселенческое муниципальное учреждение культуры «М. культурно-досуговый центр» село <адрес> Топчихинского района Алтайского края разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 01 января 2011 г.
Представитель Главного управления МЧС РФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика - директор М. культурно-досугового центра Загузова Т.В. в судебном заседании иск прокурора признала.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождается от уплаты государственной пошлины, она в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскивается в районный бюджет с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать поселенческое муниципальное учреждение культуры «М. культурно-досуговый центр» <адрес> разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 01 января 2011 г.
Взыскать с поселенческого муниципального учреждения культуры «М. культурно-досуговый центр» <адрес> в доход районного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня его вынесения через Топчихинский районный суд.
Судья В.В. Белоногов