ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2010 г. с. Топчиха
Судья Топчихинского районного суда Алтайского края Епишева Т.И.,
при секретаре Скоробогатовой Я.И.,
с участием и.о.прокурора Топчихинского района Алтайского края Тагинцевой В.А.,
заявителя Непряхина В.Н.,
представителя заинтересованного лица Трусова Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Топчихинского района в интересах Непряхина В.Н. о признании незаконным решения комиссии о снятии с учета на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности поставить на учет на получение субсидии для приобретения жилья,
у с т а н о в и л:
Непряхин В.Н. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» он имеет право на получение мер социальнойподдержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
С 1979г. Непряхин В.Н. с женой постоянно проживает в квартире по адресу <адрес>, с ноября 2004г. они проживают с дочерью, зятем и внуком.
26 декабря 2008 г. Непряхин В.Н., Непряхина Р.Ф. подарили принадлежащий им по праву общей долевой собственности земельный участок с расположенной на нем 1/2 долей жилого дома в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, дочери Бочаровой Т.В.
20 октября 2009 г. Непряхин В.Н. обратился в жилищную комиссию по учету и распределению жилья администрации Т сельсовета Т района Алтайского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии администрации Т сельсовета Топчихинского района Алтайского края от 30 октября 2009 г. Непряхин В.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения не соответствует учетной норме, принятой по Т сельсовету.
30 октября 2009 г. зам. главы администрации Т сельсовета Топчихинского района Алтайского края принято об этом постановление.
Решением Топчихинского сельского Совета депутатов от 30 марта 2010 г. установлена учетная норма общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м на одного члена семьи; 42 кв. м. общей площади семье из двух человек, 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина.
20 октября 2009 г. Непряхин В.Н. обратился с заявлением в комиссию по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92- ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т района Алтайского края (далее комиссию администрации Т района), просил предоставить ему субсидию на приобретение жилья в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решением комиссии администрации Т района от 01 февраля 2010г. Непряхин В.Н. был снят с учета на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, вставший на учет после 1 марта 2005г.
26 февраля 2010 г. главой администрации Т района принято постановление об отказе Непряхину В.Н., вставшему на учет после 1 марта 2005г., в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах»
14 сентября 2010 г. прокурор Топчихинского района в интересах Непряхина В.Н. обратился в суд с заявлением о признании решения комиссии по рассмотрению заявлений граждан, формирования очередности и распределения поступающих бюджетных ссуд на строительство и приобретение жилья администрации Т района о снятии Непряхина В.Н. с учета на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» незаконным и возложении на нее обязанности поставить Непряхина В.Н. на учет на получение субсидии для приобретения жилья со дня обращения, то есть с 20 октября 2009 г.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Непряхин В.Н. имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» в редакции, действующей с 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ. Непряхину В.Н. необоснованно отказано в постановке на учет на получение субсидии для приобретения жилья, так как с ноября 2004г. Непряхин В.Н. проживает в доме по адресу <адрес> совместно с женой, дочерью, внуком и зятем. 26.12.2008г. Непряхин В.Н. и его жена дарят дом своей дочери Бочаровой Т.В. При дарении жилого дома дочери его место жительства и жилищные условия не изменились.
В судебном заседании и.о. прокурора Топчихинского района Тагинцева В.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, просила признать решение комиссии по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т района Алтайского края от 01 февраля 2010 г. незаконным, обязать комиссию администрации Т района поставить Непряхина В.Н. на учет на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета со дня обращения, то есть с 20 октября 2009 г., т.к. у него отсутствовал умысел на совершение действий по дарению жилого дома для постановки в последующем на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заявитель Непряхин В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что с ноября 2004г. проживает в доме в <адрес> с женой, дочерью, зятем, внуком. В силу преклонного возраста, в декабре 2008г. они с женой подарили свой дом дочери Бочаровой Т.В., но до настоящего времени продолжает проживать в данном доме, является членом семьи Бочаровой Т.В.
Трусов Е.Д представитель комиссии администрации Топчихинского района в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что решением комиссии от 01 февраля 2010 г. Непряхину В.Н. отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета обоснованно, так как в ходе проверки документов Непряхина В.Н. было установлено, что в декабре 2008 г. он подарил принадлежащий ему жилой дом своей дочери, что послужило основанием для принятия комиссией указанного решения. Комиссия администрации Т района не наделена полномочиями самостоятельно решать вопросы, касающиеся наличия в действиях граждан намерения по ухудшению своих жилищных условий для получения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в результате отчуждения принадлежащего им жилья, поэтому заявителю было отказано в предоставлении субсидии.
Выслушав объяснения и.о. прокурора Тагинцевой В.А., заявителя Непряхина В.Н., представителя комиссии администрации Т района Трусова Е.Д., допросив свидетеля Меркулову А.С., изучив материалы дела, суд считает требования прокурора в интересах Непряхина В.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что на Непряхина В.Н., как на участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предусмотренные ст. 15 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах».
В силу ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
В силу ст. 6 указанного закона граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В ст. 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1-3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если:
не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, выяснение обстоятельств в отношении заявителя по поводу наличия права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и наличия в его действиях намерения по ухудшению своих жилищных условий для получения права состоять на учете, а так же является ли это препятствием для признания Непряхина В.Н. нуждающимся в жилом помещении и предоставления субсидии, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе и при рассмотрении заявления на заседании жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета и при рассмотрении заявления комиссией администрации Т района.
В судебном заседании установлено, что Непряхин В.Н., 27 апреля 1927 г. рождения, участник Великой Отечественной войны, проживает в своем доме по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, который подарил в декабре 2008г. своей дочери Бочаровой Т.В., но продолжает проживать в этом доме и является членом ее семьи. Решением жилищной комиссии администрации Т сельсовета от 30 октября 2009 г. он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20 октября 2009 г. на основании того, что общая площадь жилого помещения не соответствует учетной норме, принятой по Т сельсовету.
Из показаний свидетеля Меркуловой А.С. следует, что решением жилищной комиссии администрации Т сельсовета Непряхин В.Н. был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, т.к. общая площадь жилого помещения не соответствовала установленной учетной норме, состав семьи 5 человек. После дарения дома своей дочери жилищные условия Непряхина В.Н. не изменились, он также проживает в этом доме с женой, дочерью, зятем и внуком.
Доказательств того, что в действиях Непряхина В.Н. при дарении жилого дома имелись намерения ухудшить свои жилищные условия, суду не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что факт намеренности ухудшения жилищных условий Непряхина В.Н. в судебном заседании не установлен.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Непряхин В.Н. продолжает проживать в доме в <адрес> до настоящего времени, его жилищные условия не изменились, он является членом семьи Бочаровой Т.В.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что жилищная комиссия администрации Т сельсовета и зам.главы администрации Т сельсовета, действуя в силу своих полномочий, предусмотренных Законом Алтайского края от 09 декабря 2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» пришли к обоснованному выводу о постановке на учет Непряхина В.Н. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку, даря свой дом, Непряхин В.Н. не имел намерения ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, при жизни решил распорядиться домом, чтобы не было проблем с оформлением наследства.
Принимая решение по заявлению Непряхина В.Н. о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета комиссия администрации Т района должна была руководствоваться Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и Положением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае", утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. N 407"Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае".
Действительно, в соответствии с п. 16 указанного Положения одним из оснований для отказа от включения в список граждан - получателей субсидий является выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.
Вместе с тем, как указано выше, комиссия администрации Т района, решая вопрос о предоставлении Непряхину В.Н. субсидии на приобретение жилья 01 февраля 2010 г., не исследовала все обстоятельства и приняла необоснованное решение, отказав в принятии Непряхина В.Н. на учет на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
При таких обстоятельствах суд считает, что решение комиссии администрации Т района об отказе Непряхину В.Н. в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» является незаконным, поэтому обязывает комиссию администрации Т района устранить допущенное нарушение.
Государственная пошлина, от уплаты которой при подаче заявления прокурор был освобожден в соответствии с подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ, взысканию с заинтересованного лица не подлежит на основании подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Топчихинского района в интересах Непряхина В.Н. удовлетворить.
Признать решение комиссии по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т района Алтайского края об отказе Непряхину В.Н. в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» незаконным.
Обязать комиссию по учету граждан и распределению субсидий и кредитных ресурсов на строительство и приобретение жилья по ФЦП «Жилье» и в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 92- ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрации Т района Алтайского края поставить на учет на получение субсидии для приобретения жилья Непряхина В.Н. со дня обращения, то есть с 20 октября 2009г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней.
Судья: