Дело № 2-22/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Топчиха 17 января 2011 г.
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Епишевой Т.И.,
при секретаре Скоробогатовой Я.И.,
с участием истца Запольского А.П., представителя истца Пономаревой Е.А., представителя ответчика Штерц Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАПОЛЬСКОГО А.П. к УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ по Топчихинскому району об индексации сумм возмещения вреда здоровью,
у с т а н о в и л :
Запольский А.П. является <данные изъяты> вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС.
15 декабря 2004 г. Запольский А.П. обратился в комитет по социальной защите населения Топчихинского района с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и стал ежемесячно получать по 1380 руб.
20 декабря 2010 г. Запольский А.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Топчихинскому районуоб индексации сумм возмещения вреда здоровью, просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с учетом убытков за период с 15.12.2004 года по 30.11.2010г. в размере 108 756, 49 руб., с 1 декабря 2010г. ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 3996, 81 руб. с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование иска он ссылался на то, что ответчик неправомерно не применял индексы роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 - 2004 годы 1,53; 1,218, 1,195, а с 1 января 2005 коэффициент инфляции 1,11; с 1 января 2006 г. коэффициент 1,09; с 1 января 2007 г. коэффициент 1,08, с 1 января 2008г. коэффициент 1,105, с 1 января 2009г. коэффициент 1,13, с 1 января 2010г. коэффициент 1,1. Сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должна была составлять с 1 января 2004 г. - 2226,93 руб., с 1 января 2005 г. - 2471,89 руб., с 1 января 2006 г. - 2694,36 руб., с 1 января 2007 г. - 2909,91 руб., с 1 января 2008 г. - 3215,45 руб., с 1 января 2009 г. - 3633,46 руб., с 1 января 2010 г. - 3996,81 руб. Для осовременивания указанных выплат просил применить те же индексы, которые должны быть учтены при их назначении.
В судебном заседании Запольский А.П., его представитель Пономарева Е.А. настаивали на иске по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району Штерц Ю.В. в судебном заседании иск Запольского А.П. не признала, поскольку ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью выплачивалась ему в размере, установленном действовавшим законодательством. Управление социальной защиты населения не могло самостоятельно, без решения суда, производить увеличение этих выплат на величину роста прожиточного минимума; размер убытков от инфляции за 2002 - 2004 гг., по мнению представителя ответчика, должен быть исчислен не из роста величины прожиточного минимума, а из индексов, установленных Правительством.
Выслушав объяснения истца, его представителя Пономареву Е.А., представителя ответчика Штерц Ю.В., изучив материалы дела, суд принимает следующее решение.
Согласно представленным документам ДД.ММ.ГГ истцу установлена <данные изъяты> вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС, ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> установлена бессрочно.
Согласно справке Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району, из личного дела следует, что Запольский А.П. получал компенсацию возмещения вреда здоровью:
с 15.12.2004г. по 31.12.2004г. в размере 1380 рублей;
с 01.01.05г. по 31.12.05г. в размере 1 531,80 руб.
с 01.01.06.г по 31.12.06 г. в размере 1 669,66 руб.
с 01.01.07г. по 31.12.07 г. в размере 1 803,23 руб.
с 01.01.08г. по 31.12.08 г. в размере 1 992,57 руб.
с 01.01.09г. по 31.12.09 г. в размере 2 251,60 руб.
с 01.01.10г. по настоящий момент 2 476,76 руб.
Гражданам - инвалидам 3 группы вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции от 01.03.2008 № 18-ФЗ) гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофа на чернобыльской АЭС в размере 1000 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ежегодно повышается пропорционально росту прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако в соответствии с ч.3 п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учётом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, истцом правомерно предъявлены требования об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в Алтайском крае за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г.
Согласно абз.3 п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путём сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4.
Исходя из установленных законодательством Алтайского края величин прожиточного минимума для пенсионеров (пожилых людей) на протяжении 2000 - 2003 годов такие индексы составляют по состоянию на 1 января 2002 г. - 1,53, по состоянию на 1 января 2003 г. - 1,218, по состоянию на 1 января 2004 г. - 1,195.
Исходя из этого размер возмещения вреда с 1 января 2004 г. должен был составить 1 000 х 1,53 х 1,218 х 1,195=2 226,93 руб.
Согласно ч.3 ст.5 базового Закона размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, вышеуказанная сумма должна быть проиндексирована на коэффициент инфляции 1,11 исходя из уровня, определённого в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год», на основании Постановления Правительства РФ от 7 мая 2005 г. № 292 (в редакции Постановления Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 143), затем - в 2006 г. - на коэффициент инфляции 1,09 исходя из уровня инфляции, определённого Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», на основании Постановления Правительства РФ 25 апреля 2006 г. № 246 (в редакции Постановления Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 143), затем - в 2007 г. - на коэффициент инфляции 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2007 год», на основании Постановления Правительства РФ № 171 от 21 марта 2007 г., с 1 января 2008 г. - на коэффициент инфляции 1,105 исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", на основании Постановления Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 992 от 24 декабря 2008 г.), с 1 января 2009 г. - на коэффициент инфляции 1,13 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", на основании Постановления Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 г. (в редакции Постановления Правительства РФ N 545 от 7 июля 2009 г.), с 1 января 2010 г. - на коэффициент инфляции 1,1, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024.
Таким образом,в 2005 г. сумма, получаемая истцом, должна была составлять 2226,93 руб. х 1,11 = 2471,89 руб., в 2006 г. - 2471,89 руб. х 1,09 = 2694,36 руб., в 2007 г. - 2694,36 руб. х 1,08 = 2909,91 руб., в 2008 г. - 2909,91 руб. х 1,105 = 3215,45 руб., в 2009 г. - 3215,45 х 1,13 = 3633,46 руб., и с 1 января 2010 г. - 3633,46 х 1,1 = 3996,81 руб.
При удовлетворении требований истца в части взыскания недополученных сумм суд руководствуется правилами ст.208 ГК РФ не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом суд принимает во внимание, что недоплата сумм в возмещение вреда здоровью произошла по вине ответчика, неправильно рассчитавшего размер этого возмещения.
Таким образом, недополученные суммы возмещения вреда следует исчислять за весь период, за который у ответчика, исходя из приведённого выше расчёта, имеется задолженность перед истцом.
Поскольку суммы, подсчитанные судом, к моменту вынесения решения потеряли свою покупательную способность в связи с инфляцией, они подлежат осовремениванию.Суд полагает, что в указанной ситуации истец правомерно просит применить ст.15 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, право которого нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7, от 11 мая 2007 г. N 23), поскольку при задержке выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняется имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Суд полагает, что суммы задолженности по ежемесячным платежам должны быть проиндексированы в связи с инфляцией до 1 января 2005 г. на вышеуказанные индексы величины прожиточного минимума, которые были введены для защиты доходов граждан от инфляционных потерь, а затем на индексы инфляции, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, т.е. сначала на индексы величины прожиточного минимума - с 1 января 2002 г. - 1,53, с 1 января 2003 г. - 1,218, с 1 января 2004 г. - 1,195, и далее на индексы инфляции - с 1 января 2005 г. - 1,11, с 1 января 2006 г. - 1,09, с 1 января 2007 г. - 1,08, с 1 января 2008 г. - 1,105, с 1 января 2009 г. - 1,13, с 1 января 2010 г. - 1,1.Приведённый в решении суда расчёт является наиболее выгодным для истца и поэтому применяется судом.
Размер недополученной суммы возмещения вреда здоровью с учётом убытков составляет:
за период с 15.12.04г. по 31.12.04г. - (2226,93-1380)х17 дн.:31 дн.=464,45 * 1,11 * 1,09 * 1,08 * 1,105 * 1,13 * 1,1=833,58 руб.
за период с 01.01.05г. по 31.12.05г. - (2471,89 - 1531,80) х 12 мес. = 11 281,08 * 1,09 * 1,08 * 1,105 * 1,13 * 1,1=18 240,40 руб.
за период с 01.01.06г. по 31.12.06г. - (2 694,36 - 1 669,66)*12мес.=12 296,40 * 1,08 * 1,105 * 1,13 * 1,1=18 240,43 руб.
за период с 01.01.07г. по 31.12.07г. - (2 909,91 - 1 803,23)*12мес=13 280,16 * 1,105 * 1,13 * 1,1=18 240,50 руб.
за период с 01.01.08г. по 31.12.08г. - (3215,45-1992,57)*12 мес. = 14 674,56 * 1,13 * 1,1=18 240,48 руб.
за период с 01.01.09г. по 31.12.09г. - (3 633,46 - 2 251,60)*12мес.= 16 582,32 * 1,1=18 240,55 руб.
за период с 01.01.2010г. по 30.11.2010г. - (3996,81-2476,76)*11 мес. =16 720,55 руб.
Таким образом, всего ко взысканию за вышеуказанные периоды единовременно подлежит 108 756,49 руб. (833,58 + 18 240,40 + 18 240,43 + 18 240,50 + 18 240,48 + 18 240,55 + 16 720,55).
С 1 декабря 2010 г. Запольскому А.П. из федерального бюджета должно выплачиваться по 3 996,81 руб. ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст.5 базового Закона представителем Российской Федерации по делам о взыскании сумм ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, присуждаемых в пользу граждан, названных в п.п.1 и ч.2 ст.13 Закона, в случае, когда решение о назначении или об отказе в назначении указанных выплат было принято органом социальной защиты населения, должен выступать орган власти, который формирует и ведёт личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимает решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации. Таковым является орган социальной защиты населения муниципального образования или Управление социальной защиты населения по Топчихинскому району.
Следовательно, истцом правомерно предъявлен иск именно к указанному ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Запольского А.П. удовлетворить.
Взыскать с УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ по Топчихинскому району за счет средств федерального бюджета в пользу Запольского А.П. задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 15 декабря 2004 г. по 30 ноября 2010г. в размере 108 756 (сто восемь тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей 49 копеек.
Обязать УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ по Топчихинскому району с 1 декабря 2010 г. выплачивать Запольскому А.П. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3 996 (три тысячи девятьсот девяносто шесть) рублей 81 копейку, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда суд через Топчихинский районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21.01.2011г.
Судья