Дело № 2-165/2011 №">О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 01 апреля 2011 года с. Топчиха Топчихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Белоногова В.В., при секретаре Мардарь О.А., с участием помощника прокурора Топчихинского района Цьока М.И., представителя ответчика Яниной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП «Янина Е.Е.» о возложении обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 25.06.2011 года, №">у с т а н о в и л : 22 марта 2011 г. прокурор Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП «Янина Е.Е.» о возложении обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 25.06.2011 года, указав в обоснование своих требований, что в ходе проверки соблюдений требований пожарной безопасности у ИП «Янина Е.Е.» установлены нарушения. Руководитель ИП «Янина Е.Е.» на местах обучает работников в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора отсутствует. Между тем согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статьей 25 указанного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ № 868 от 11 июля 2004 г., определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12 декабря 2007 г. утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 указанных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. Отсутствие у ИП «Янина Е.Е.» специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение индивидуальным предпринимателем возложенной на него ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников ИП «Янина Е.Е.», создаются условия, при которых индивидуальный предприниматель не может гарантировать безопасность неопределенного круга лиц, а также его работников и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. В силу ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности и п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд. В судебном заседании помощник прокурора Топчихинского района Цьока М.И. отказалась от иска к ИП «Белова Т.А.» о возложении обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 01.08.2011 года, в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований, заявив, что делает это добровольно, последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны, что в случае принятия судом отказа от иска, производство по делу будет прекращено определением суда, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Представитель ответчика - руководитель ИП «Янина Е.Е.»Янина Е.Е. в судебном заседании иск прокурора не признала пояснив, что требования разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 25.06.2011 г. выполнены, представив программу обучения пожарно-технического минимума, согласованную с дознавателем отделения ТО ГПН № 9 ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю. Представитель Главного управления МЧС РФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия. Учитывая, что отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает отказ помощника прокурора Топчихинского района Цьока М.И. от иска. В соответствии со ст.ст. 220, 221 ГПК РФ суд прекращает производство по данному делу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220-221 ГПК РФ, суд № (2)"> № (2)">О П Р Е Д Е Л И Л : Производство по делу по иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП «Янина Е.Е.» о возложении обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 25.06.2011 года, прекратить. Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней. Судья В.В. Белоногов