Решение 2-53/2011 о признании нуждающейся, вступило в законную силу



Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 г.                                                                                              с. Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хабаровой Т.В.,

при секретаре Мартыновой Н.В.,

с участием представителя истца Бескишкиной В.И., представителя ответчика Меркуловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Губановой М.С. к администрации Топчихинского сельсовета о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

         28 января 2011 г. Губанова М.С., через своего представителя по доверенности Бескишкину В.И., обратилась в суд с иском к администрации Топчихинского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.          

         В обоснование иска она указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и тружеником тыла 1941 - 1945 г.г. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. С 1960 г. она проживает в шестиквартирном жилом доме по <адрес>, общая площадь квартиры 42 кв.м., и является собственником этой квартиры с 1996 г. Согласно справке Топчихинского производственного участка БТИ по состоянию на 15 сентября 2010 г. процент износа жилого дома составляет 63 %. Однако в квартире нет нормальных условий для проживания инвалида 2-й группы, отсутствует водопровод, канализация и туалет, печное отопление находится в аварийном состоянии, стены и фундамент рушатся от сырости, кровля покрыта шифером, который пришел в негодность, потолки в сырую погоду протекают. Считая, что ее жилое помещение является ветхим и непригодным для проживания, обратилась в межведомственную комиссию по оценке муниципального жилья в Топчихинском районе, которая обследовала занимаемое ею жилое помещение и признала его пригодным для постоянного проживания. На основании заключения этой комиссии администрация Топчихинского сельсовета не признала ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и не приняла на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с чем она не согласна, считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

         В судебное заседание истец Губанова М.С. не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом.

         Ее представитель Бескишкина В.И. в судебном заседании исковые требования Губановой М.С. поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснила, что, несмотря на то, что Губанова М.С. является собственником квартиры <адрес>, в квартире нет условий для проживания, поэтому с 2009 г. Губанова М.С. в ней не проживает, хотя остается в ней зарегистрированной. По заключению экспертизы квартира не пригодна для проживания без соответствующего ремонта, а Губанова М.С. не может отремонтировать квартиру, истцу необоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Удовлетворение судом иска Губановой М.С. позволит ей обратиться с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

         Представитель ответчика - администрации Топчихинского сельсовета - Меркулова А.С. в судебном заседании исковые требования Губановой М.С. не признала, пояснив, что оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для признания Губановой М.С. нуждающейся в жилом помещении, нет. Жилищной комиссией рассматривались все основания для постановки Губановой М.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако учетная норма по с. Топчиха 33 кв.м. соблюдена, Губанова М.С. является собственником квартиры общей площадью 42,5 кв. м., что выше учетной нормы по Топчихинскому сельсовету. Согласно заключению межведомственной комиссии жилое помещение Губановой М.С. отвечает установленным для жилых помещений требованиям и пригодно для проживания. Аналогичные выводы изложены и в заключении экспертизы. Необходимость проведения ремонта в квартире, а также то, что она не является благоустроенной, не является основанием для признания Губановой М.С. нуждающейся в жилом помещении. Как собственник квартиры, Губанова М.С. должна содержать ее сама.

         Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, допросив эксперта, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Губановой М.С. по следующим основаниям.

         В соответствии с подп. 3. п.2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

         В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 вышеуказанного закона члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

         Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с ЖК РФ и законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

         В соответствии со 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2), а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3).

         В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилом помещении является непригодность их жилья для проживания.

          В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

         Как установлено в судебном заседании Губанова М.С. является <данные изъяты>, вдовой участника Великой Отечественной войны и тружеником тыла 1941-1945 г.г. и имеет право на льготы, установленные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны.

Губанова М.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Данное жилое помещение общей площадью 42,5 кв.м. по праву собственности зарегистрировано за Губановой М.С.

09 декабря 2010 г. Губанова М.С. обратилась в администрацию Топчихинского сельсовета с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на то, что жилье, в котором она проживает, является ветхим.

Одновременно она обратилась в комиссию по рассмотрению заявлений граждан, формирования очереди и распределения поступающих бюджетных ссуд на строительство и приобретение жилья с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

         Решением жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета от 24 декабря 2010 г. Губановой М.С. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что жилое помещение, в котором она проживает, признано пригодным для проживания.

         Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

         Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее - Положение).

         Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения, имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредоносное воздействие факторов среды обитания (раздел 3 Положения).

         Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья, наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм при застройке и т.д.

         В соответствии с п.п. 7, 8 Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

         Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).

         Таким образом, в соответствии с действующим законодательством непригодность жилого помещения для проживания может быть установлена только на основании заключения компетентного органа - межведомственной комиссии.

         В судебном заседании установлено, что 21 октября 2010 г. межведомственной комиссией по оценке муниципального жилья в Топчихинском районе было обследовано жилое помещение, принадлежащее Губановой М.С., комиссией даны рекомендации по проведению ремонта жилого помещения.

         Согласно заключению межведомственной комиссии от 21 октября 2010 г. жилое помещение Губановой М.С. признано пригодным для проживания.

         Оснований сомневаться в данном заключении суд не находит, поскольку комиссия создана администрацией Топчихинского района в соответствии с Положением о районной (городской) межведомственной комиссии при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов, в состав ее входят специалисты жилищно-эксплуатационных организаций, архитектуры, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, как того требует указанное Положение.

         Кроме того, заключение межведомственной комиссии не противоречит заключению судебной строительно-технической экспертизы, проведенной по ходатайству истца и его представителя, согласно которому оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, предусмотренных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции, не выявлено.

         Из заключения судебной строительно-технической экспертизы следует, что физический износ квартиры, расположенной в <адрес>, на дату экспертного осмотра составляет 55%. Общее техническое состояние несущих строительных конструкций исследуемой квартиры (домостроения) оценивается, как ограниченно работоспособное, отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирования несущих строительных конструкций квартиры (жилого дома), выявленные недостатки угрожают здоровью проживающих в ней людей, исследуемая квартира не может быть пригодна для проживания без соответствующего ремонта (капитального либо текущего).

         Допрошенный в судебном заседании эксперт Романов А.И. пояснил, что жилое помещение Губановой М.С. отвечает установленным для жилых помещений требованиям и пригодно для проживания после проведения в нем ремонта, поскольку в течение длительного времени в нем никто не проживал, не производил ремонт. Все несущие конструкции жилого помещения находятся в ограниченно работоспособном состоянии, поэтому отсутствует опасность их внезапного разрушения и функционирования, все выявленные недостатки могут быть устранены, что свидетельствует о пригодности квартиры для проживания. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания указаны им в п.33 исследовательской части заключения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции. Ни одного из этих качеств в ходе проведения экспертизы в жилом помещении не выявлено. Отсутствие благоустройства в квартире не является основанием для признания жилого помещения нежилым. В случае проведения текущего ремонта в квартире достаточно отремонтировать печь, подштукатурить, покрасить. При проведении капитального ремонта требует замены электропроводка, возможно, провести в квартиру водопровод, сделать водяное отопление от печи, дополнительную изоляцию межквартирных перегородок.

         При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Губановой М.С., поскольку оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ судом не установлено. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 УК РФ, на который в судебном заседании ссылалась представитель истца, основанием признания граждан нуждающимися в жилом помещении считается непригодность их жилья для проживания, однако доказательств этому ни истцом, ни его представителем суду не представлено.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Губановой М.С. к администрации Топчихинского сельсовета о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условийоставить без удовлетворения.

          Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, то есть после 27 мая 2011 г.

Судья: