Дело № 2-328/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2011 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Топчихинского района Цьока М.И., представителя органа местного самоуправления Меркуловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Топчихинского района в интересах Сажневой Г.С. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета,
у с т а н о в и л :
Сажнева Г.С., <данные изъяты> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Она проживает в <адрес>. Общая площадь указанного дома 75,8 кв.м.
8 июня 2011 г. Сажнева Г.С. обратилась к прокурору Топчихинского района с заявлением о проверке законности отказа жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ВОВ, поскольку решением от 3 июня 2011 г. ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что на основании выписки из похозяйственной книги Сажнева Г.С. и Сажнев С.Н. являются собственниками жилья, в котором проживают, и его площадь выше учётной нормы, установленной по Топчихинскому сельсовету (42 кв.м).
16 июня 2011 г. прокурор Топчихинского района обратился в суд с заявлением о признании решения жилищной комиссии незаконным, просил обязать администрацию Топчихинского сельсовета поставить Сажневу Г.С. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить её в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со дня обращения.
В обоснование заявленных требований прокурор Топчихинского района указал, что Сажнева Г.С. не имеет в собственности жилых помещений, её сыну на праве собственности принадлежит 1/3 жилого дома, в котором он проживает с Сажневой Г.С., т.е. 25,3 кв.м общей площади жилого помещения, что меньше учётной нормы (42 кв.м на 2-х проживающих граждан), установленной на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет решением Совета депутатов Топчихинского района № 11 от 30 марта 2010 г.
В судебном заседании прокурор Цьока М.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в заявлении основаниям.
Сажнева Г.С. просила рассмотреть дело в её отсутствие, письменно сообщив, что требования прокурора поддерживает.
Представитель жилищной комиссии администрации Топчихинского района – и.о. полномочия главы администрации Топчихинского района и председатель жилищной комиссии Меркулова А.С. в судебном заседании просила принять законное решение, пояснив, что 23 мая 2011 г. Сажнева Г.С. действительно обратилась в жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение об отказе в признании Сажневой Г.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией было принято по совету юристов администрации Топчихинского района.
Выслушав объяснения Меркуловой А.С., изучив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.
В силу подп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ, от 21 декабря 2009 г. № 27-ФЗ, от 6 мая 2010 г. № 79-ФЗ) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.3.1 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (введённого Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ) по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов гражданского дела видно, что дом, в котором проживает Сажнева Г.С., принадлежит на праве долевой собственности её сыну С.Н., его бывшей жене С.А. и их дочери С., а не С.Н.. и Сажневой Г.С., как указано в решении жилищной комиссии.
Также материалами дела подтверждается, что брак между С.Н. и С.А. расторгнут решением мирового судьи судебного участка Топчихинского района от <данные изъяты>. С.А. зарегистрирована и проживает в <адрес>.
Дочь С.Н. С. зарегистрирована и проживает в <адрес>.
Таким образом, Сажнева Г.С. не является ни членом семьи С.А., ни членом семьи С., которым, согласно справке Топчихинского производственного участка Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, принадлежит 2/3 жилого дома, в котором проживает Сажнева Г.С.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что жилищная комиссия при расчёте площади жилого помещения, занимаемого Сажневой Г.С., ошибочно исходила из общей площади жилого дома, в котором она проживает, а не из площади доли того собственника, членом семьи которого она является.
Как обоснованно указано прокурором Топчихинского района, общая площадь доли Сажнева С.Н. в жилом доме составляет лишь 25,3 кв.м, что меньше учётной нормы общей площади жилого помещения, установленной решением Топчихинского сельского Совета от 30 марта 2010 г. № 11 как для одиноко проживающего гражданина (33 кв.м), так и для семьи из двух человек (42 кв.м).
Таким образом, Сажнева Г.С. действительно является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
С учётом изложенного суд считает необходимым обязать жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета принять Сажневу Г.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 23 мая 2011 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Топчихинского района в интересах Сажневой Г.С. удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета от 3 июня 2011 г. об отказе Сажневой Г.С. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета принять Сажневу Г.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включить её в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 23 мая 2011 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья