Решение по делу №2-230/2011 вступило в законную силу 27.07.2011г.



                                                                                                                                                                                                                                              Дело № 2-230/2011 Р Е Ш Е Н И Е

                                         Именем Российской Федерации

7 июня 2011 г.                                                                                         с. Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Епишевой Т.И.,

при секретаре Скоробогатовой Я.И.,

с участием помощника прокурора Цьока М.И.,

истицы Полуэктовой Н.И., представителя ответчика Бехова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Топчихинского района в интересах Полуэктовой Н. И. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, установлении тождественности должностей, включении спорных периодов в специальный стаж и назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

Прокурор Топчихинского района обратился в суд с иском в интересах Полуэктовой Н.И. о признании незаконным отказа ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе (далее УПФР в Топчихинском районе) в досрочном назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указывалось, что УПФР в Топчихинском районе необоснованно не были зачтены в специальный стаж периоды работы Полуэктовой Н.И. в ТОО Медцентр доктора Маслаковой «УМИТ» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в Медицинском Учреждении поликлиника УМИТ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в Медучреждении СВА № 18 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, и отказано в досрочном назначении пенсии, в то время как на основании Постановлений Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11 П, от 04.03.2004г. н №.81-О в стаж работы может быть засчитана работа в медицинских учреждениях независимо от их организационно-правовой формы, если работником осуществлялась деятельность по лечению и оздоровлению населения.

Исковые требования прокурор неоднократно уточнял, в последнем судебном заседании просил признать незаконным отказ пенсионного фонда в назначении досрочной пенсии, включить в специальный стаж периоды работы Полуэктовой Н.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера Черемшанского медицинского пункта, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ТОО Медцентр доктора Маслаковой «УМИТ», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Медицинском Учреждении СВА № 18 и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГ

Полуэктова Н.И. заявленные требования поддержала.

Решением Топчихинского районного суда от 02.02.2011г. исковые требования прокурора Топчихинского района удовлетворены частично.

       На ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Топчихинском районе возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы Полуэктовой Н. И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ врачом акушер-гинекологом в ТОО Медицинский центр доктора Маслаковой «УМИТ», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ врачом акушер-гинекологом в медицинском учреждении «СВА № 18».

В остальной части иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 06 апреля 2011г. решение суда от 02 февраля 2011г. отменено в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении помощник прокурора Цьока М.И. уточнила исковые требования, просила признать незаконным отказ пенсионного фонда в назначении досрочной пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы Полуэктовой Н.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГ

      Полуэктова Н.И. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала фельдшером в Черемшанском медпункте. Врачом акушер-гинекологом работала в ТОО медцентр доктора Маслаковой с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, медучреждении поликлиника УМИТ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, медучреждении СВА № 18 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ В оспариваемый период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, несмотря на неоднократные изменения наименования, эти учреждения не изменяли цели, функции и задачи учреждения, также не изменялись и ее функциональные обязанности как врача акушер-гинеколога. Считает, что она имеет стаж работы по осуществлению медицинской деятельности более 30 лет и имеет право на досрочное назначение ей пенсии по старости независимо от возраста.

        Определением суда от 07.06.2011г. производство по делу в части признания тождественности должностей врача государственного и иного муниципального учреждения и врача ТОО Медцентр доктора Маслаковой «Умит», в Медицинском учреждении поликлиника УМИТ, Медучреждение СВА № 18 в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ прекращено в связи с отказом истца от иска.

Представитель ответчика Бехов М. Н. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что по трудовой книжке период работы Полуэктовой Н.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ протекал в Черемшанском медпункте в качестве заведующей. Печать после увольнения не читается, наименование должности сокращено, не представлен документ, подтверждающий занятие лечебной деятельностью. Согласно уточняющей справке истица работала в качестве фельдшера медицинского пункта. Справка о переименовании не представлена. Работа с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ТОО медцентр доктора Маслаковой «УМИТ» в качестве врача акушер- гинеколога, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в медучреждении поликлиника «УМИТ», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в медучреждении СВА № 18 в льготный стаж не засчитаны, т.к. данные организации не предусмотрены Списками. С ДД.ММ.ГГ должна быть произведена уплата взносов для зачета в стаж. На территории Республики Казахстан справка об уплате взносов должна быть выдана «Республиканским Государственным Казенным Предприятием». Справка, выданная Государственным центром по выплате пенсий г.Семей, не может быть принята. При требуемом стаже не менее 25 лет в сельской местности истица отработала 5 лет 10 месяцев, при требуемом стаже не менее 30 лет в городской и сельской местности истица отработала 23 года 5 месяцев 17 дней, права на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью Полуэктова Н.И. не имеет. Отказ считает законным, просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Цьока М.И., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В суде установлено, что 28.04.2010г. Полуэктова Н.И. обратилась в ГУ

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе за назначением досрочной пенсии по старости.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе от 28.07.2010г. Полуэктовой Н.И. было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия необходимого медицинского стажа.

09.12.2010г. Полуэктова Н.И. повторно обратилась в пенсионный орган, представив дополнительные документы.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе от 20.01.2011г. Полуэктовой Н.И. было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с тем, что при требуемом стаже не менее 30 лет в городской местности она отработала <данные изъяты>

11 мая 2011г. Полуэктова Н.И. вновь обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, представив дополнительные документы.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе от 02.06.2011г. Полуэктовой Н.И. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что при требуемом стаже не менее 30 лет в городской и сельской местности она отработала <данные изъяты>.

При этом не включены в специальный стаж периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ

В соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно подп.б п.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555, при подсчете и подтверждении страхового стажа в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п.4 указанных Правил, периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - страховые взносы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами РФ.

Согласно ст.6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст.11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

Периоды работы по найму после 1 января 2002г. (после вступления в силу ФЗ от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) деятельность.

Органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) на территории Республики Казахстан, является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

Исходя из информационного письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.09.2000г. № 3777-17, пенсионными вопросами занимаются непосредственно областные филиалы Государственного центра по выплате пенсий Республики Казахстан.

В мае 2011г. истицей в пенсионный орган представлена справка об уплате страховых взносов РГКП «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, однако ответчиком данная справка не обоснованно не принята.

Таким образом, период работы Полуэктовой Н.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ подлежит включению в специальный стаж.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа № 717 от 19.06.1996г. Департамента здравоохранения женская консультация при роддоме № 2 реорганизована в ТОО Медцентр доктора Маслаковой «УМИТ», свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 925-1950-ТОО от 25.05.1996г.

03 мая 1996г. утвержден его Устав. Раздел 2 Устава предусматривает основные направления деятельности товарищества, в том числе, обслуживание гинекологических больных с любой территории проживания, оказание малой операционной помощи в амбулаторных условиях, в том числе и хирургическим больным, медицинская помощь в дневном стационаре, оказание консультативно-лечебной помощи узкими специалистами всех профилей и т.д.

На основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица № 8311-1913-У-е от 16.03.1999г. ТОО Медцентр доктора Маслаковой «УМИТ» перерегистрировано в Медицинское учреждение поликлиника «УМИТ».

На основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица № 8269-1917 У-е от 12.03.1999г. зарегистрировано учреждение «Медицинское учреждение «СВА № 18», утвержден его Устав. Согласно статьи 2 Устава целью деятельности учреждения является оздоровление семьи путем оказания медицинской помощи, проведения среди населения лечебно-профилактических и санитарно-просветительных работ. Предмет деятельности учреждения включает в себя организацию медицинских центров, оказание консультативно-лечебной помощи узкими специалистами всех профилей, проведение профилактических мероприятий среди населения, выполнение услуг по оказанию медицинской помощи на дому и т.д.

Суд обозревал Устав ТОО «Медицинский центр доктора Маслаковой «УМИТ» и Устав Медицинского учреждения «СВА № 18», заверенные должным образом, нотариально, представленные истицей в пенсионный фонд.

Как усматривается из учредительных документов учреждений на различных этапах их существования, штатных расписаний, названные учреждения на протяжении всей деятельности осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, содержит перечни наименований должностей и наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

Абз. 2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 N 449) на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возложена обязанность по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Суд полагает, что в системе ныне действующего правового регулирования пенсионного обеспечения система льготных условий для приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлена, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении №11-П от 03 июня 2004 года, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо всего прочего, запрет на введение таких различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе прав на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст.1, 2, 6 (ч.2), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного законодательства. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с этим суд полагает, что положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», вышеназванные Списки и другие нормативные документы по вопросам пенсионного обеспечения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не должны препятствовать гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года (до момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона) пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления льготного трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности его, а так же тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).

Оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что периоды работы истицы в качестве врача акушер-гинеколога с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ТОО Медицинский центр доктора Маслаковой «УМИТ», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в учреждении Медицинское учреждение «СВА №18» подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанных учреждениях.

По трудовой книжке Полуэктова Н.И. работала с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности заведующей Черемшанским медицинским пунктом. Согласно уточняющей справке она действительно работала в Черемшанском медицинском пункте Долонской участковой больнице в должности фельдшера медицинского пункта. Справка выдана на основании приказов, штатного расписания за ДД.ММ.ГГ и табелей учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГ В судебном заседании истица пояснила, что в указанный период времени выполняла работу фельдшера.

Таким образом, период работы Полуэктовой Н.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ подлежит включению в специальный стаж.

С учетом исследованных доказательств, суд считает отказ пенсионного фонда в назначении досрочной пенсии Полуэктовой Н.И. по старости по ст.27 п.1.20 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. незаконным, заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, с назначением пенсии с ДД.ММ.ГГ согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобождён в соответствии с подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивается в местный бюджет с ответчика.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Топчихинского района в интересах Полуэктовой Н. И. удовлетворить.

Признать отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Топчихинском районе в назначении Полуэктовой Н. И. досрочной пенсии по старости по ст.27 п.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

         Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Топчихинском районе включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы Полуэктовой Н. И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заведующей Черемшанским медицинским пунктом, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ врачом акушер-гинекологом в ТОО Медицинский центр доктора Маслаковой «УМИТ», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ врачом акушер-гинекологом в медицинском учреждении «СВА № 18», и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по ст.27 п.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГ

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Топчихинском районе в доход районного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

               Мотивированное решение изготовлено 14.06.2011г.

         Судья: