Решение 2-297/2011 о понуждении к заключению договора, вступило в законную силу



       Дело № 2-297/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 августа 2011 г.                                                                                          с.Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Кернечишиной И.М.,

при секретаре Выставкиной Е.А.,

с участием истца Калинина А.Г., ответчика Калининой И.С., представителя войсковой части Леонтьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калинина А.Г. к ФГУ «Барнаульская квартирно-эксплуатационая часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Калининой И.С., Калинину Н.А. о расторжении договора социального найма, к ФГУ «Барнаульская квартирно-эксплуатационая часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к заключению договора социального найма,

у с т а н о в и л :

На основании ордера от 17 декабря 1993 г., выданного по постановлению администрации Топчихинского сельского Совета от 20 сентября 1993 г. , Калинин А.Г. с семьёй из 3 человек – Калининой И.С. (женой) и Калининым Н.А., <данные изъяты>, (сыном) - вселился в двухкомнатную квартиру № <адрес>

<данные изъяты>. брак между Калининым А.Г. и Калининой И.С. расторгнут.

Постановлением жилищной комиссии войсковой части 18403 от 9 марта 2010 г. Калинину А.Г. была выделена одна комната по адресу <адрес>, площадью 12 кв.м, на состав семьи 1 человек.

11 октября 2010 г. Калинин А.Г. обратился в суд с иском к ФГУ «Барнаульская КЭЧ района» Минобороны России (далее по тексту Барнаульская КЭЧ) о понуждении ответчика к заключению с ним договора социального найма на указанную жилую комнату под его обязательство о срочном и добровольном выселении из квартиры № <адрес>

В обоснование иска истец указал, что после расторжения брака с Калининой И.С. решением Топчихинского районного суда от 14 августа 2006 г. ему отказано в иске об открытии лицевого счёта на комнату площадью 11,76 кв.м в квартире № <адрес>, поэтому он обратился в жилищную комиссию войсковой части 18403 с рапортом о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Его рапорт был удовлетворён, поскольку общая площадь квартиры № <адрес> 48,2 кв.м, а учётная норма, установленная Топчихинским сельсоветом, – 17,5 кв.м. Ответчик является наймодателем квартиры № <адрес>, однако оформлять договор социального найма на комнату в квартире № <адрес> отказался, мотивируя отказ тем, что фактически он жильём обеспечен.

9 ноября 2010 г. Калинин А.Г. обратился в Барнаульскую КЭЧ с заявлением «об изменении жилищных правоотношений», требуя расторгнуть с ним договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, с согласия проживающих в нём жильцов; дать согласие на заключение отдельного договора социального найма на жилую комнату в 12 кв.м по адресу: <адрес>.

Согласно ответу Барнаульской КЭЧ от 12 ноября 2010 г. указанное заявление оставлено «без реализации».

24 ноября 2010 г. Калинин А.Г. обратился в суд с дополнительным исковым заявлением, требуя обязать Барнаульскую КЭЧ расторгнуть с ним договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, при условии последующего заключения договора на жилое помещение по адресу: <адрес> (комната).

Определением от 17 декабря 2010 г. Калинина И.С. и Калинин Н.А. были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, поскольку выразили несогласие с требованием о расторжении договора социального найма.

Решением Топчихинского районного суда от 3 февраля 2011 г. исковые требования Калинина Н.Г. были удовлетворены. На ФГУ «Барнаульская квартирно-эксплуатационая часть района» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность расторгнуть договор социального найма жилого помещения по адресу: военный городок, <адрес>, с Калининым А.Г., заключив с ним договор социального найма жилого помещения – комнаты площадью 12 кв.м в квартире № <адрес>

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2011 г. решение Топчихинского районного суда от 3 февраля 2011 г. отменено в связи с неправильным определением норм материального права, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом к участию в деле не был привлечён уполномоченный орган – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Департамент жилищного обеспечения).

Определением Топчихинского районного суда от 10 июня 2011 г. по ходатайству истца Департамент жилищного обеспечения и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Центральное региональное управление) были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

В судебном заседании Калинин А.Г. на исках настаивал, пояснив, что стаж его военной службы составляет 27 лет, поэтому он имеет право на получение жилья по договору социального найма. С 1999 г. после расторжения брака с Калининой И.С. фактически в квартире № <адрес> не проживает, сожительствует с Долгоборец и проживает в закреплённой за ней квартире, однако прав на это жилое помещение не приобрёл. Как военный пенсионер он желает сдать закреплённое за ним по договору социального найма жилое помещение в установленном законом порядке, чтобы иметь возможность получить жильё, однако не может этого сделать, т.к. в <адрес>, права пользования которой он не утратил, проживает Калинина И.С., кроме того, в ней зарегистрирован их сын Калинин Н.А., который в настоящее время является военнослужащим. Заключение с ним договора социального найма на выделенную ему жилищной комиссией комнату, позволит решить жилищный вопрос. В настоящее время распределённая ему войсковой частью 18403 комната в квартире № <адрес> свободна, и ничто не препятствует его вселению в неё. После получения копии кассационного определения он пытался обращаться в Департамент жилищного обеспечения и Центральное региональное управление, однако ответов на свои письма не получил, дозвониться в указанные организации невозможно.

Ответчик и представитель ответчика Калинина Н.А., просившего рассмотреть дело в его отсутствие, Калинина И.С. в судебном заседании подтвердила изложенные Калининым А.Г. обстоятельства, его исковые требования признала, пояснив, что ознакомившись с решением суда и кассационным определением, убедилась в обоснованности требований истца.

Ответчик Барнаульская КЭЧ просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, письменно сообщив, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку жилищная комиссия войсковой части 18403 не представила документов, подтверждающих, что Калинин А.Г. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. решение о выделении ему комнаты было принято жилищной комиссией войсковой части незаконно. Вопрос о постановке военнослужащего на учёт в качестве нуждающегося в получении жилых помещений и включении военнослужащих в список очередников на получение жилого помещения в компетенцию Барнаульской КЭЧ не входит. Военнослужащие должны подавать заявление и необходимые документы в Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны г.Екатеринбург. Калинин А.Г. обеспечен жилой площадью по адресу: <адрес>, следовательно, вправе обратиться в суд с исками о вселении в указанное жилое помещение или о разделении платёжного документа на оплату указанного жилого помещения. В настоящее время на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации сотрудники группы руководства хозяйственной деятельностью управлений домами и эксплуатацией жилищного фонда Барнаульской КЭЧ сокращены, все документы переданы в Центральное региональное управление.

Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения и Центрального регионального управления, надлежаще извещённых о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Письменных возражений против заявленных исковых требований от них не поступило.

Представитель третьего лица на стороне истца – войсковой части 34081-3, в которую была переформирована войсковая часть 18403 – Леонтьев А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в настоящее время полномочия по распределению жилых помещений в военном городке с.Топчиха-1 имеются только у Центрального регионального управления, однако на момент принятия решения жилищная комиссия войсковой части 18403 действовала законно.

Выслушав объяснения Калинина А.Г., Калининой И.С., Леонтьева А.В., изучив материалы дела, суд полагает иски подлежащими удовлетворению с Департамента жилищного обеспечения через Центральное региональное управление по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общая площадь квартиры № <адрес> составляет 48,2 кв.м. Количество лиц, имеющих право проживать в ней, – 3 (Калинин А.Г., право которого на указанную квартиру подтверждено решением Топчихинского районного суда от 14 августа 2006 г., вступившим в законную силу 18 октября 2006 г., и более никем не оспорено, Калинина И.С., проживающая в данной квартире, и временно отсутствующий Калинин Н.А., права которого сохраняются в силу ст.71 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, каждый проживающий обеспечен жилой площадью в размере 16,07 кв.м.

В соответствии с ч.12 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федеральных законов от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очерёдности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.10 п.1 ст.15 указанного Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федеральных законов от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ, от 1 декабря 2008 № 225-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Общая продолжительность военной службы Калинина А.Г. более 20 лет (27 лет) подтверждается удостоверением Военного комиссариата Алтайского края, с 8 апреля 2010 г. ему назначена пенсия за выслугу лет.

Решением Топчихинского сельского Совета депутатов от 13 февраля 2009 г. № 3 учётная норма общей площади жилого помещения по договору социального найма утверждена в размере 17,5 кв.м на одного члена семьи.

Решением Топчихинского сельского Совета депутатов от 30 марта 2010 г. № 11 – 18 кв.м.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Справкой войсковой части 18403 подтверждается, что с 23 октября 2007 г. по 7 апреля 2010 г. Калинин А.Г. проходил военную службу в указанной войсковой части.

Как видно из представленных войсковой частью 18403 документов, Калинин Н.Г. на основании рапорта от 17 февраля 2010 г. вх.305 был внесён в журнал учёта безквартирных военнослужащих и требующих улучшения жилищных условий, т.е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указанное решение не противоречит п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации и решениям органа местного самоуправления.

Согласно книге учёта жилой площади, закреплённой за войсковой частью 18403, <адрес> была закреплена за этой войсковой частью.

Протоколом № 15 заседания жилищной комиссии войсковой части 18403 от 9 марта 2010 г. подтверждается, что Калинину А.Г. было выделено жилое помещение по адресу: в/г, <адрес>, 1 комната площадью 12 кв.м (в 3-комнатной квартире – подселение).

Решение жилищной комиссии утверждено начальником Топчихинского гарнизона 11 марта 2010 г.

Решение жилищной комиссии воинской части принято в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях, утверждённым Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80, действующим на тот момент.

В соответствии с п.37 Инструкции, утверждённой данным приказом, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), которые подписываются командиром и председателем жилищной комиссии воинской части и согласовываются с начальником КЭЧ района, представляются на утверждение начальнику гарнизона. Утверждённые списки распределения жилых помещений являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений.

Согласно п.40 Инструкции 2000 г. заселение жилых помещений для постоянного проживания производится по соответствующим ордерам. Обязанность предоставления необходимых документов для оформления ордеров возложена не на лиц, которым предоставляется жилое помещение, а на воинские части. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района только в случаях: когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

По данному делу никаких нарушений при принятии жилищной комиссией воинской части решения о предоставлении Калинину А.Г. комнаты в квартире не установлено. Решение жилищной комиссии начальником гарнизона утверждено, законных оснований для приостановления исполнения решения начальником КЭЧ не имелось.

В силу ч.4 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом, допускается понуждение к заключению договора.

Таким образом, Барнаульская КЭЧ района была обязана своевременно, действуя на основании абз.3 п.4.1 своего Устава, заключить с Калининым А.Г. договор социального найма жилого помещения, решение о предоставлении которого ему было принято жилищной комиссией воинской части.

Отказ ответчика Барнаульской КЭЧ в заключении договора социального найма от 6 мая 2010 г. является незаконным. Доказательств того, что на указанную комнату не может быть заключён договор социального найма, ответчики не представили.

В то же время, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1297 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» признан утратившим силу. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280, определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности, федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, за которым территория Алтайского края закреплена приложением № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 г. № 1135.

Письмом Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориального) Министерства обороны Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. начальникам КЭЧ районов предъявлено требование оформление договоров социального найма жилых помещений, найма служебных жилых помещений с 8 ноября 2010 г. не осуществлять, за исключением оформления договоров социального найма жилья, предметом договора которых является жилое помещение, приобретённое Министерством обороны Российской Федерации за счёт покупки и собственного строительства для военнослужащих, увольняемых с военной службы.

Смена органа, уполномоченного заключать договоры социального найма, во время рассмотрения дела в суде, не должна повлиять на права Калинина А.Г. на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч.3 п.10 Инструкции 2010 г., военнослужащие, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Калинин Н.Г. был включён в журнал учёта безквартирных в феврале 2010 г., решение о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, подлежащее исполнению Барнаульской КЭЧ, было принято в марте 2010 г., а новый порядок постановки на учёт граждан – военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма был утверждён только в сентябре 2010 г., в соответствии с п.12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вступил в силу 9 ноября 2010 г., поэтому жилищные права Калинина Н.Г. должны быть реализованы органом, который уполномочен сделать это вместо Барнаульской КЭЧ, т.е. Департаментом жилищного обеспечения через Центральное региональное управление.

По смыслу п.1 ст.84 Жилищного кодекса Российской Федерации наличие у гражданина жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, не является препятствием для предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, а служит лишь основанием для выселения из первого жилого помещения.

Тем не менее, Калининым А.Г. самостоятельно поставлен вопрос о расторжении договора социального найма на квартиру № <адрес>, и это требование суд признаёт правомерным.

В соответствии с частями 1-3 ст.83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Согласно частям 2, 4 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

В силу ч.2 ст.82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что расторжение договора социального найма с нанимателем не влечёт прекращение указанного договора с остальными членами его семьи (в том числе и бывшими), и они вправе требовать признания себя нанимателями по указанному договору.

Калинина И.С. и Калинин Н.А. через своего представителя Калинину И.С., признав исковые требования, дали согласие на расторжение договора социального найма с Калининым А.Г. Это следует и из их письменных заявлений, поданных в Барнаульскую КЭЧ.

Таким образом, у других ответчиков нет оснований для отказа Калинину А.Г. в удовлетворении заявления о расторжении договора социального найма.

Ссылка ответчика Барнаульской КЭЧ на то, что Калинин А.Г. должен защищать свои права путём предъявления иных исковых требований, суд полагает не заслуживающими внимания, поскольку в силу ч.1 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд присуждает возместить Калинину А.Г. с ответчиков понесённые им расходы по оплате государственной пошлины: с требования о понуждении к заключению договора социального найма - с Департамента жилищного обеспечения через Центральное региональное управление, с требования о расторжении договора социального найма – со всех ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Калинина А.Г. удовлетворить: обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации расторгнуть договор социального найма жилого помещения по адресу: военный городок <адрес>, с Калининым А.Г., заключив с ним договор социального найма жилого помещения – комнаты площадью 12 кв.м в квартире № <адрес>.

Взыскать в пользу Калинина А.Г. понесённые им расходы по оплате государственной пошлины: с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в сумме 300 рублей, с Калининой И.С. и Калинина Н.А. – по 50 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья