Решение 2-128/2012 о признании права собственности в порядке приватизации, вступило в законную силу



Дело № 2-128/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2012 г. с. Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хабаровой Т.В.,

при секретаре Мартыновой Н.В.,

с участием истца и представителя истца Ларионовой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ларионовой З.А., Ларионова В.Т. к Администрации Топчихинского сельсовета о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

21 февраля 2012 г. истцы обратилась в суд с иском к администрации Топчихинского сельсовета о признании права собственности на жилое помещение - <адрес> по ? доле на каждого в порядке приватизации.

В обоснование своих требований они указали, что проживали в <адрес> в частном доме по ул. Октябрьская, 68. В связи с расторжением брака, Ларионов В.Т. обратился в администрацию Топчихинского сельсовета с просьбой предоставить жилое помещение. 01 июня 2010 г. ответчик с ним заключил договор социального найма указанной квартиры, он сразу заселился в указанную квартиру и зарегистрировался. В мае 2011 г. Ларионов В.Т. и Ларионова З.А. решили снова жить вместе, зарегистрировали брак, и Ларионова З.А. заселилась в указанную квартиру. 30 апреля 2011 г. с нею ответчиком заключен договор социального найма указанной квартиры.

В феврале 2012 г. они решили воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения, и Ларионов В.Т. направил в администрацию Топчихинского сельсовета заявление с просьбой разрешить приватизировать занимаемую им с женой квартиру, однако 21 февраля 2012 г. администрацией сельсовета в приватизации было отказано на основании постановления администрации Топчихинского района от 21 февраля 1994 г. № 53 «О доме ветеранов в с.Топчиха», в соответствии с которым указанному жилому дому был присвоен статус специализированного. Ларионовы считают отказ необоснованным, так как Дом ветеранов не относится к типу учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, не является специализированным жилым помещением, они проживают в спорном жилом помещении на основании договора социального найма, ранее в приватизации не участвовали. Отказ ответчика нарушает их право на получение жилья в собственность в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Ларионов В.Т., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ларионова З.А. в судебном заседании, действуя в своих интересах и интересах Ларионова В.Т. по доверенности, на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что на момент вступления в силу Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» они с мужем проживали в Республике Киргизия, переехали из Киргизии в Российскую Федерацию в 1994 году и проживали по <адрес> у ее сестры М. Муж 03 октября 1994 года вышел на работу. С 1995 года в течение 5-6 лет они снимали квартиру по <адрес>, где проживали без регистрации, оставаясь зарегистрированными у М., затем купили домик по <адрес>. После расторжения брака, с 2002 года она стала проживать по <адрес>. Ларионов В.Т. продал дом и переехал жить в <адрес>. В 2010 г. они снова стали жить вместе, им предоставили <адрес>, где они проживают до настоящего времени, зарегистрированы по указанному адресу. 16 февраля 2012 г. они с Ларионовым В.Т. вновь зарегистрировали свой брак. В приватизации жилья они не участвовали, обратились в сельсовет с заявлением о приватизации занимаемой квартиры, но им отказали в этом. С 2010 г. по настоящее время они проживают в однокомнатной благоустроенной квартире по вышеуказанному адресу. Администрацией Топчихинского сельсовета с ними заключён договор социального найма на это жилое помещение, поэтому отказ в приватизации они считают незаконным.

Представитель ответчика, надлежаще извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, сообщив, что возражений против иска не имеет.

Выслушав объяснения Ларионовой З.А., допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.2, 6, 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в действующей редакции) граждане, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма, подлежат приватизации.

Согласно письменному договору, заключённому администрацией Топчихинского сельсовета с Ларионовым В.Т. 01 июня 2010 г., он является договором социального найма жилого помещения, в соответствии с которым администрация Топчихинского сельсовета (наймодатель) передала в бессрочное владение и пользование Ларионову В.Т. (нанимателю) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью 42,7 кв.м., по адресу: <адрес>.

Согласно письменному договору, заключённому администрацией Топчихинского сельсовета с Ларионовой З.А. 30 апреля 2011 г., он является договором социального найма жилого помещения, в соответствии с которым администрация Топчихинского сельсовета (наймодатель) передала в бессрочное владение и пользование Ларионовой З.А. (нанимателю) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью 21,5 кв.м., по адресу: <адрес>.

Как видно из технического паспорта на квартиру № 1 в доме № 13 по ул. Социалистическая, в с. Топчиха, общая площадь указанной квартиры составляет 42,7 кв.м., жилая – 21,5 кв.м., квартира является изолированной.

Поскольку квартира является изолированным жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, она подлежит приватизации.

Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, установлен ст.4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, занимаемое Ларионовыми, не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, расположено не в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением или жилым помещением в стационарном учреждении социальной защиты населения.

Постановлением главы администрации Топчихинского района от 21 февраля 1994 г. № 53 действительно было утверждено Положение о Доме ветеранов <адрес>, утверждены списки на заселение Дома ветеранов, <адрес> закреплена за службой социальной защиты населения для размещения медицинского пункта, здание Дома ветеранов по <адрес> передано на баланс многоотраслевого коммунального хозяйства.

Согласно Положению о Доме ветеранов, утвержденному вышеуказанным постановлением, помещение Дома ветеранов до 23 июня 2006 г. являлось муниципальной собственностью Топчихинского района, находящейся в ведении администрации с. Топчиха. Преимущественным правом проживания в указанном доме пользуются ветераны Великой Отечественной войны и труда, инвалиды и одинокие престарелые. Вселение в Дом ветеранов производится по решению жилищной комиссии сельской администрации совместно с социальной службой.

Согласно подп.4 п.1 Положения о доме ветеранов, с учётом изменений, внесённых в Положение постановлением главы администрации Топчихинского района от 28 января 2009 г. № 29, квартиры закрепляются в Доме ветеранов за ветеранами безвозмездно в пожизненное пользование.

Решением районного Совета депутатов от 23 июня 2006 г. № 32 Дом ветеранов передан в собственность муниципального образования Топчихинский сельсовет.

Решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района № 29 от 7 июля 2006 г. объекты жилищного фонда собственности муниципального образования Топчихинский район приняты в собственность муниципального образования Топчихинский сельсовет, следовательно, администрацией сельсовета правомерно заключёны с Ларионовыми договора социального найма.

03 февраля 2012 г. Ларионов В.Т. обратился с заявлением на имя главы администрации Топчихинского сельсовета с просьбой разрешить приватизировать квартиру по <адрес> (л.д. 16).

21 февраля 2012 г. администрация Топчихинского сельсовета дала Ларионову В.Т. ответ, что по поводу приватизации своей квартиры они вправе обратиться в суд, так как постановление Администрации Топчихинского района от 21 февраля 1994 г. № 53 «О Доме ветеранов с. Топчиха» судом не отменено, и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, считается специализированным, а значит, приватизации не подлежит (л.д. 17).

Между тем, совокупность вышеизложенных документов, на которые ссылался ответчик, отказывая истцу в приватизации, не позволяет сделать вывод, что жилое помещение, в котором проживают Ларионовы, имеет такой статус, который не позволял бы его приватизировать.

Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с п.8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащённые необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. Согласно п.11 Правил, в качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.

В силу ст.96 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

Основные правила о социальном обслуживании населения установлены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в редакции от 23 июля 2008 г.), согласно которому социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объяснения Ларионовой З.А. о том, что фактически в доме, в котором они с мужем проживают, медицинские и иные услуги социального характера не оказываются, медпункта нет, в судебном заседании не опровергнуты.

Таким образом, несмотря на то, что дом строился как дом для ветеранов, квартиры в нём при заселении распределены преимущественно среди ветеранов и инвалидов, в квартире № 1 планировалось размещение медпункта, суд приходит к выводу о том, что дом не является специализированным жилым домом системы социального обслуживания населения.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

В соответствии с Уставом муниципального образования Топчихинский сельсовет полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд наделены органы местного самоуправления муниципального образования Топчихинский сельсовет.

Однако решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района от 23 января 2012 г. № 2 объект жилищного фонда собственности муниципального образования Топчихинский сельсовет, расположенный по адресу: <адрес>, который значится как «Дом ветеранов», решено считать многоквартирным жилым домом, следовательно, отказ администрации Топчихинского сельсовета в приватизации жилого помещения Ларионову В.Т. не основан на законе.

В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. (в редакции от 11 июня 2008 г.) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В судебном заседании нашли подтверждения объяснения Ларионовой З.А. о том, что они с мужем указанное право не использовали, прибыли в Российскую Федерацию в 1994 году из Республики Киргизия как вынужденные переселенцы.

Свидетели М. и С. в судебном заседании подтвердили, что Ларионовы переехали в 1994 г. из Киргизии и проживали по <адрес> у М. С 1995 года снимали квартиру по <адрес> в течение 5-6 лет, где проживали без регистрации, затем купили домик по <адрес>, затем стали проживать в <адрес>.

Согласно справке ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Топчиха, Ларионова З.А. с 08 июля 2002 г. по 06 мая 2011 г. значилась зарегистрированной в <адрес>, с 06 мая 2011 г. по настоящее время значится зарегистрированной в <адрес>; Ларионов В.Т. с 27 апреля 2001 г. по 30 сентября 2008 г. значился зарегистрированным в <адрес>, с 30 сентября 2008 г. по 18 июня 2010 г. значился зарегистрированным в <адрес>, с 18 июня 2010 г. по настоящее время значится зарегистрированным в <адрес>.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества подтверждается, что владельцем жилого дома в <адрес> по праву общей совместной собственности до 06 июля 2010 г. являлся Ларионов В.Т., с указанного времени право собственности на этот дом зарегистрировано за Золотаревыми.

Согласно выписке из похозяйственных книг администрации Топчихинского сельсовета Ларионова З.А. с 1995 г. по 1996 г. проживала в <адрес>; с 2001 г. – <адрес>; в июле 2002 г. – Топчиха <адрес>; с 06 мая 2011 г. – <адрес>; Ларионов В.Т. с 1995 г. по 1996 г. проживал в <адрес>; с 2001 г. – <адрес>; с 30 сентября 2008 г. – Топчиха <адрес>; с 18 июня 2010 г. – <адрес>.

Справками Топчихинского производственного участка Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю подтверждается, что Ларионова З.А. и Ларионов В.Т. в приватизации указанных жилых помещений не участвовали.

Согласно справке администрации Топчихинского сельсовета, в квартире по адресу <адрес> Ларионова З.А. и Ларионов В.Т. проживают вдвоем.

Таким образом, исковые требования Ларионовых подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в действующей редакции) приватизируемые жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно п.3 ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

В соответствии с п.1 ст.245 Гражданского кодекса Российской Федерации если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными, т.е. требование истцов о передаче им в собственность жилого помещения в равных долях соответствует закону.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации их права.

Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, т.е. расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ларионовой З.А. и Ларионова В.Т. удовлетворить.

Признать за Ларионовой З.А., Ларионовым В.Т. право собственности на квартиру в доме по адресу: <адрес>, общей площадью 42,7 кв.м., в том числе жилой – 21,5 кв.м., - по ? доле за каждым.

Взыскать с администрации Топчихинского сельсовета в пользу Ларионовой З.А. понесённые ею расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: