Дело № 2-82/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации25 февраля 2011 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием заявителя Фалалеевой А.П., представителя органа местного самоуправления Меркуловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Фалалевой А.П. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета,
у с т а н о в и л :
Фалалеева А.П., <данные изъяты>, является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Она проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м.
15 декабря 2010 г. Фалалеева А.П. обратилась в жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета с заявлением о постановке её на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета от 24 декабря 2010 г. Фалалеевой А.П. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.53 ЖК РФ, поскольку она в 2008 г. продала жилой дом с центральным отоплением на <адрес>, общая площадь которого была больше, т.е. ухудшила жилищные условия.
15 февраля 2011 г. Фалалеева А.П. обратилась в суд с заявлением о признании отказа заместителя главы администрации Топчихинского сельсовета в лице председателя жилищной комиссии Топчихинского сельсовета Меркуловой А.С. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» незаконным, просила обязать заместителя главы администрации Топчихинского сельсовета в лице председателя жилищной комиссии Топчихинского сельсовета признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий со дня обращения, т.е. с 15 декабря 2010 г.
В обоснование заявленных требований Фалалеева А.П. указала, что дом по <адрес>, в 2008 г. продала в связи с невозможностью ухаживать за ним в силу возраста и отсутствием денежных средств, дом нуждался в постоянном ремонте, каждую весну грунтовые воды подмывали фундамент, вода держалась на уровне пола, в связи с чем в доме была повышена влажность. В то время она не знала, что с 2009 г. приобретёт право на получение мер социальной поддержки как супруга умершего участника войны, поэтому жилищная комиссия необоснованно пришла к выводу, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия.
В судебном заседании Фалалеева А.П. уточнила, что незаконным она считает решение жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета, а не лично Меркуловой А.С., и просит не лично Меркулову А.С., а жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета принять её на учёт как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований Фалалеева А.П. приводила те же доводы, какие были изложены ею в заявлении, настаивая, что она приобрела жилой дом меньшей площадью, чем у неё был до 2008 г., не с намерением ухудшить свои жилищные условия, а желая облегчить себе уход за домом.
Представитель жилищной комиссии администрации Топчихинского района - заместитель главы администрации Топчихинского района и председатель жилищной комиссии Меркулова А.С. в судебном заседании просила оставить заявление Фалалеевой А.П. без удовлетворения, поскольку жилищная комиссия пришла к выводу, что Фалалеева А.П. в 2008 г. намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Выслушав объяснения Фалалеевой А.П. и Меркуловой А.С., изучив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.49 ЖК РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.
В силу подп.4 п.1 ст.21 ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ, от 21 декабря 2009 г. № №27-ФЗ, от 6 мая 2010 г. № 79-ФЗ) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.3.1 ст.23.2 ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (введённого Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ) по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Фалалеева А.П. действительно до покупки 21 ноября 2008 г. жилого дома по <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м, проживала в жилом доме по <адрес>, общая площадь которого была 52,9 кв.м.
На момент изменения её жилищных условий в с.Топчиха действовала учётная норма (в соответствии с ч.4 ст.50 ЖК РФ - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях), установленная решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района от 28 сентября 2006 г. № 10-С, - 16 кв.м общей площади на одного члена семьи.
Таким образом, изменение жилищных условий, которое произвела Фалалеева А.П., не повлекло возникновение у неё права состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили указанные действия.
Учётная норма общей площади жилого помещения 33 кв.м общей площади для одиноко проживающего гражданина (вследствие чего Фалалеева А.П. приобрела право встать на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) была установлена только решением Топчихинского сельского Совета от 30 марта 2010 г. № 11, т.е. Фалалеева А.П. стала обеспеченной общей площадью жилого помещения ниже учётной нормы не в результате своих действий, а в результате изменения учётной нормы, произведённого органом местного самоуправления, и решение этого органа от действий Фалалеевой А.П. не зависело.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу данной статьи ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что жилищная комиссия администрации Топчихинского сельсовета ошибочно пришла к выводу о том, что Фалалеева А.П. продала жилой дом по <адрес> с намерением быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, как следует из вышеприведённых положений ФЗ «О ветеранах» право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём как член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, но не вставший на учёт до 1 января 2005 г., в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона Фалалеева В.П. приобрела только с вступлением в законную силу Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ, а независимо о её имущественного положения - только с 1 января 2010 г. - в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2010 г. № 79-ФЗ).
Принятие вышеуказанных законов тоже никоим образом не зависело от действий заявительницы, совершённых ею в 2008 г.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
С учётом изложенного суд считает необходимым обязать жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета принять Фалалееву А.П. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15 декабря 2010 г.
Согласно п.29 Постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесённых заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В силу ч.1 ст.98 главы 7 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые в соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, администрация Топчихинского сельсовета (поскольку жилищная комиссия является её органом и не является юридическим лицом) должна возместить Фалалеевой А.П. понесённые ею расходы по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение жилищной комиссии администрации Топчихинского сельсовета от 24 декабря 2010 г. об отказе Фалалевой А.П. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать жилищную комиссию администрации Топчихинского сельсовета принять Фалалееву А.П. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15 декабря 2010 г.
Взыскать с администрации Топчихинского сельсовета в пользу Фалалевой А.П. понесённые ею расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2011 г.
Судья