Баруткина И.В. к ГУ Управ.пенс.фонда по Тоншаевскому р-ну о призн.права на досроч.назнач.пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Тоншаево Дата обезличена года

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего судьи Мальцевой Г.М.

При секретаре Мазур Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баруткиной И.В. к ГУ Управление пенсионного фонда по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение пенсии

Установил:

Баруткина И.В.обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на досрочное назначение пенсии. Свое заявление она мотивирует тем, что с 01.08.1983 года по настоящее время она занимается лечебной деятельностью. Она обратилась с заявлением ГУ Управление пенсионного фонда по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение пенсии и ей отказано в связи с тем, что не подлежит зачету в специальный стаж период работы с 01.10.2002г по 20.03.2009 года в качестве медсестры стоматологического кабинета у ИП Г. Она считает, что отказ ГУ Управление пенсионного фонда по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение пенсии является незаконным и необоснованным.

Необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по старости у нее выработан и состоит из следующих периодов:

-с 01.08.1983 года по 27.05.1987 года в должности медицинской сестры хирургического отделения в ... центральной городской больнице-4 года 10 месяцев 27 дней.

-в ... ЦРБ в должности медицинской сестры хирургического отделения с 27.05.1987г по 15.06.1998г стаж 19 лет3 месяца 33,23 дня

-в узловой больнице ст. ... в должности медицинской сестры кабинета эндоскопии и кабинета ультразвуковой диагностики и операционной медицинской сестры с 23.06.1998 г. по 30.03.2002 года стаж 5 лет 8 месяцев 12 дней

-в стоматологическом кабинете ИП Г. с 01.10.2002 года по 20.03.2009 года в должности медицинской сестры стаж 6 лет 5 месяцев 20 дней. Общий стаж составляет 36 лет 4 месяца.

В соответствии с ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила гражданского Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Постановлением СМ РСФСР от06.09.1991 года № 464 утвержден «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в которой включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования, должности лечебно -профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Она просит назначить ей пенсию с 24.02.2010 года, т.е. с момента обращения в пенсионный фонд.

В судебном заседании истица иск поддержала и просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии, т.к. необходимый стаж у нее имеется.

Ответчик представитель пенсионного фонда Аммосова Н.Н. иск не признала и пояснила,что Баруткина И.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Тоншаевскому району за консультацией по определению права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с медицинской деятельностью 24 февраля 2010 года.

Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп.20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 №319-ФЗ) назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Нормы названной статьи можно реализовать по двум вариантам определения права по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости:

- В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, которым утверждены Правила исчисления периодов работы и Списки должностей. Они могут распространяться на правоотношения за любые периоды трудовой деятельности.

- Либо на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось статьями 81,83 Закона от 20.11.1990 №340-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.0.1999г. №1066.

Пунктом 1 Постановления от 22.09.1999 №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999г. были утверждены Список от 22.09.1999 №1066 и Правила от 22.09.1999 №1066.

В соответствии с пунктом 3 Постановления от 22.09.1999 №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком от 06.09.1991 №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком от 22.09.1999 №1066 и Правилами от 22.09.1999 №1066.

Варианты расчета специального стажа прилагаются.

Более выгодный вариант для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у Баруткиной И.В. - это расчет по положению подпункта 20 пункта 1 статьи 27 с применением Постановления №781.

Пункт 3 Правил указывает на осуществление медицинской деятельности в государственных и муниципальных учреждениях, но Конституционный суд РФ постановлением от 3.06.2004г. №11-П отменил данную норму, указывая на несоответствие Конституции РФ. Поэтому в настоящее время пенсия может быть назначена при работе в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в Списком, независимо от формы собственности учреждения.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 дано понятие частной системы здравоохранения, включающей, в частности, лечебно-профилактические учреждения, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предпринимателями, общественными объединениями, физическими лицами, согласно названному акту (ст.12,13) учреждения являются юридическими лицами.

Все учреждения, созданные после 08.12.1994, должны иметь статус юридического лица, и к ним при оценке пенсионных прав застрахованных лиц должно предъявлятся требование об их регистрации.

Организации, созданные в форме учреждений, могут иметь форму собственности, как государственную (муниципальную), так и частную. Периоды работы, протекавшие в организации, образованной в форме учреждения независимо от формы собственности, можно включить в стаж на соответствующих видах работ.

Однако Баруткина И.В. с 01.10.2002 по 20.03.2009 работала у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица «Г.». Из представленных документов не видно, что ИП Г. является учреждением.

С 5 октября 2006 года вступил в действие Федеральный закон №90-ФЗ от 30.06.2006 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в соответствии с которым работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника. До этой даты предприниматели, использующие труд наемных работников, не имели права заполнять трудовые книжки. Поэтому до 5.10.2006 года периоды трудовой деятельности наемного работника у индивидуального предпринимателя подтверждаются копией трудового договора либо гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой о его выполнении, и сведениями об уплате обязательных платежей.

Периоды работы, приобретенные после регистрации в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного ) учета подлежат зачету в стаж на основании выписки из индивидуального лицевого счета. (Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 №555, п34 Правил).

Дата регистрации Баруткиной И.В. в системе государственного пенсионного страхования - 10 февраля 1998г.. Сведения на лицевом счете Баруткиной о работе у ИП Г. с 01.10.2002 по 31.12.2005г без отметки о льготной работе.

В свзи с выше изложенным считаем возможным учесть следующие периоды работы: Вариант 1.

- с 01.08.1983г. по 27.05.1987 - ... центральная городская больница - в должности медицинской сестры хирургического отделения (1 год за 1 год и 6 мес): 2г.5 мес.27 день - 3г.7м0д; Исключается период нахождения в оппуске по уходу за ребенком с 2.10.1985 по 21.01.1986г.

- с 27.05.1987 по 15.06.1998 - ... ЦРБ - в должности медицинской сестры хирургического отделения (1 год за 1 год 9 мес) - 11 лет 0 мес 18 дней - 19 лет 4 мес 4 дня.

- с 23.06.1998 по 2001.12.31 - Узловая больница ст.... - в должности операционной медсестры (1 год за 1 год и 6 мес) - 3г.6м.5д. - 5 лет 3 мес.6 дней;

- с 01.01.2002 30.09.2002 - Узловая больница ст.... - в должности медицинской сестры кабинета эндоскопии и кабинета ультразвуковой диагностики - календарно - 8мес.27 дней;

- с 14.01.2010 по 24.02.2010 - ... клинический противотуберкулезный диспансер- в должности палатной медицинской сестры туберкулезное отделение для болных костно-суставным туберкулезом ( 1 год за 1 год 6 мес) - 1мес.11 дн. - 2.мес.1 день

Всего специального стажа на 24.02.2010 - 29 лет 1 мес. 8 дней.

Не представляется возможным включить в специальный стаж период работы:

26.12.2000г., с 16.05.2001 по 18.05.2001, с 17.07.2002 по 19.07.2002 -отпуска без сохранения заработной платы;

с 01.10.2002 по 20.03.2009 у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица «Г.».

В связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет Баруткиной И.В. было дано разъяснение о невозможности назначения досрочной трудовой пенсии.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п.1,2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются Законом.

Конституция РФ, закрепив приоритет прав и свобод человека, установила, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.

Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При определении права на пенсию медицинским работникам в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Ссылка ответчика на то, что Баруткина работала у ИП Г. как у физического лица, а не в частном учреждении не может судом быть принята во внимание. В соответствии с ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила гражданского Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Постановлением СМ РСФСР от06.09.1991 года № 464 утвержден «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в которой включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования, должности лечебно -профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Судом установлено, что с 1 октября 2002 года Баруткина И.В. работала в качестве медсестры стоматологического кабинета у ИП Г. Данный факт подтверждается копией трудового договора от 1 октября 2002 года, договор зарегистрирован в администрации ... района. Согласно лицензии Номер обезличен регистрационный номер Номер обезличен от Дата обезличена года предпринимателю без образования юридического лица Г. разрешается осуществление медицинской деятельности.л.д.17).

Из представленных документов видно, что Баруткина в период с 1 октября 2002 года по 20.03.2009 года занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения и данный период работы возможно включить в стаж для назначении досрочной пенсии.

Ссылка ответчика об исключении данного периода из стажа на том основании, что ИП Г. сделал запись о приеме на работу в трудовой книжке в нарушение трудового законодательства не может быть принять во внимание, т.к. суду представлен трудовой договор от 1 октября 2002 года между Баруткиной И.В. и ЧП Г., который соответствовал требованиям трудового законодательства на тот период времени.

Ссылка ответчика об исключении из стажа периода работы с 11.04.2007 г. по 20.03.2009 года, т.к. просрочена лицензия, также не может быть принята во внимание. Осуществление лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования признается правонарушением (незаконным предпринимательством). В зависимости от степени общественной опасности и размера причиненного ущерба оно влечет административную или уголовную ответственность. Баруткина в данный период занималась лечебной деятельностью у ЧП Г., состояла с ним в трудовых отношениях и исполняла свои трудовые обязанности. Лицензированием своей деятельности должен заниматься Г..

Суд считает, что специальный страховой стаж, требуемый для определения права на назначение трудовой пенсии, у Баруткиной И.В.составляет более 30 лет, и она имеет право на назначение трудовой пенсии в соответствии с подп.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Баруткиной И.В. удовлетворить.

Признать за Баруткиной И.В. право на досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда.

Обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району включить в стаж работы Баруткиной И.В. дающий право на льготную пенсию период работы в качестве медицинской сестры стоматологического кабинета с 01.10.2002 года по 20.03.2009 года у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица «Г.» в и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Тоншаевский суд.

Председательствующий : Г.М.Мальцева