Дело по иску прокурора к Тонш. РайПО об обязательстве выделения рабочих мест



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Тоншаево Дата обезличена года

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Дудина С.А.,

с участием помощника прокурора Тоншаевского района Захарова А.В.,

при секретаре Втюриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Тоншаевскому районному потребительскому обществу (далее Тоншаевское РайПО) об обязательстве выделения в счет квоты семи рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, и об обязательстве ежемесячного направления в Государственное учреждение центр занятости населения Тоншаевского района Нижегородской области информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о выполнении квоты для приема на работу инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тоншаевского района Нижегородской области обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Тоншаевскому районному потребительскому обществу об обязательстве выделения в счет квоты семи рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, и об обязательстве ежемесячного направления в ЦЗН по Тоншаевскому району информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в обоснование которых указал следующее.

Прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка в Тоншаевском РайПО, в части исполнения законодательства о квотировании рабочих мест. На момент проверки установлено, что в Тоншаевском РайПО работает один инвалид. Согласно информации, предоставленной ГУ Центром занятости населения Тоншаевского района (далее ГУ ЦЗН Тоншаевского района), в июле - августе 2010 года в Тоншаевское РайПО были направлены 3 безработных инвалида для трудоустройства или создания квотированного рабочего места. Данным гражданам в трудоустройстве было отказано по различным причинам. Вакантные места в счет квоты для инвалидов и граждан моложе 18 лет не выделены, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Численность работников предприятия на момент проверки составляла 261 человек. Приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02 апреля 2010 года № 99 утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраеваемых в счет квоты, на 2010 год. Согласно данному Приказу, в 2010 году численность граждан, которые должны быть трудоустроены в счет квоты в Тоншаевском РайПО, составляет 8 человек, из них 6 инвалидов и 2 граждан моложе 18 лет. В статье 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст.6 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1), законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В соответствии со ст.1 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест» (далее Закон Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З), под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (должностей) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников организации, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. Статьей 3 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З предусмотрено, что квотирование рабочих мест устанавливается для следующих категорий граждан: инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В силу ст.4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З, квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и определяется в процентах от среднесписочной численности работников. Квота рабочих мест для инвалидов и работников моложе 18 лет, устанавливается в размере 3 процентов. Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З, работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места с учетом санитарно-технических требований и рекомендаций медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда. Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что Тоншаевским РайПО последний раз информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ЦЗН по Тоншаевскому району направлялась за май 2010 года. В соответствии с ч.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В силу ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить круг лиц (инвалидов и работников моложе 18 лет), которые будут работать на рабочих местах, выделенных в счет квоты, не представляется возможным. Интересы Российской Федерации заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Просит обязать Тоншаевское районное потребительское общество выделить в счет квоты семь рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, а также обязать ежемесячно направлять в Государственное учреждение центр занятости населения Тоншаевского района информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Тоншаевского района Захаров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, и просит их удовлетворить.

Представитель третьего лица директор Государственного учреждения центра занятости населения Тоншаевского района Зубова Т.В., действующая на основании доверенности (л.д.16), исковые требования прокурора Тоншаевского района поддержала в полном объеме, и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Тоншаевского районного потребительского общества Лоскутова Р.А., действующая на основании доверенности (л.д.17), в судебном заседании исковые требования прокурора Тоншаевского района Нижегородской области признала полностью, и их не оспаривает.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка в Тоншаевском РайПО, в части исполнения законодательства о квотировании рабочих мест. На момент проверки установлено, что в Тоншаевском РайПО работает один инвалид (л.д.14).

Согласно информации, предоставленной ГУ Центром занятости населения Тоншаевского района, в июле - августе 2010 года в Тоншаевское РайПО были направлены 3 безработных инвалида для трудоустройства или создания квотированного рабочего места. Данным гражданам в трудоустройстве было отказано по различным причинам. Вакантные места в счет квоты для инвалидов и граждан моложе 18 лет не выделены (л.д.11-12).

Численность работников в Тоншаевском РайПО на момент прокурорской проверки составляла 261 человек.

Приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02 апреля 2010 года № 99 утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраеваемых в счет квоты, на 2010 год.

Согласно данному Приказу, в 2010 году численность граждан, которые должны быть трудоустроены в счет квоты в Тоншаевском РайПО, составляет 8 человек, из них 6 инвалидов и 2 граждан моложе 18 лет.

В соответствии со статей 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст.6 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии со ст.1 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (должностей) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников организации, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации.

Статьей 3 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З предусмотрено, что квотирование рабочих мест устанавливается для следующих категорий граждан: инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст.4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и определяется в процентах от среднесписочной численности работников. Квота рабочих мест для инвалидов и работников моложе 18 лет, устанавливается в размере 3 процентов.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-З работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места с учетом санитарно-технических требований и рекомендаций медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда.

Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой Тоншаевского района проверки установлено, что Тоншаевским РайПО последний раз информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ЦЗН по Тоншаевскому району направлялась за май 2010 года.

В соответствии с ч.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно акта проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест от 16 сентября 2010 года (л.д.14), осуществленной помощником прокурора Тоншаевского района, в нарушение действующего законодательства, Тоншаевским РайПО вакантные места в счет квоты для инвалидов и граждан моложе 18 лет в количестве 7 рабочих мест не выделены, последний раз информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ЦЗН по Тоншаевскому району Тоншаевским РайПО направлялась за май 2010 года.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение действующего законодательства, Тоншаевским РайПО вакантные места в счет квоты для инвалидов и граждан моложе 18 лет в количестве 7 рабочих мест не выделены, последний раз информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ЦЗН по Тоншаевскому району Тоншаевским РайПО направлялась за май 2010 года.

Все указанные основания судом установлены полностью, поэтому суд считает, что заявленные требования прокурора Тоншаевского района подлежат удовлетворению, Тоншаевское РайПО подлежит обязательству выделения в счет квоты семи рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, а также обязательству ежемесячного направления в Государственное учреждение центр занятости населения Тоншаевского района информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Руководствуясь ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тоншаевского района Нижегородской области удовлетворить полностью.

Обязать Тоншаевское районное потребительское общество в срок 30 (тридцать) суток, начиная со дня вступления данного решения в законную силу, выделить в счет квоты 7 (семь) рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет.

Обязать Тоншаевское районное потребительское общество ежемесячно направлять в Государственное учреждение центр занятости населения Тоншаевского района Нижегородской области информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: