Дело по иску прокурора Тоншаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации м/о р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пос.Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего председателя суда Мальцевой Г.М.

при секретаре Мазур Н.Н.

прокурора Беспалова С.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области об обязывании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в ходе, которой установлено следующее:

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются:

Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73;

Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил:

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;

СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»;

СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;

СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Проведенной проверкой установлено, что в помещении администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области расположенном по адресу р.п. Пижма ул. Кирова д.45 а Тоншаевского района Нижегородской области условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание поликлиники, не созданы.

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Указанные нарушение требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор Тоншаевского района просит обязать администрацию муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей». Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В судебном заседании прокурор иск поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст. ст. 113,114 ГПК РФ.

По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая, задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Заслушав истца, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст. 15 данного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности их для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", введенными в действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов",

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Указанные нарушение требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В качестве способа защиты нарушений прав статья 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд обязывает ответчика совершить определенные действия в установленные сроки.

Суд считает возможным предоставить ответчику срок для устранения имеющихся нарушений до 1 июля 2011 года.

Руководствуясь ст.197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тоншаевского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации муниципального образования р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей». Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предоставив срок для исполнения до 1 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский облсуд через Тоншаевский суд.

Председательствующий: Г.М. Мальцева.