Дело по иску Галкиной Н.Е. к ГУ УПФ РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-302/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п.Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Павиловой С.Е.

при секретаре Матвеевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкиной Н.Е. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями, в обосновании которых указала следующее:

С ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в <данные изъяты> больницу на должность медсестры. Со ДД.ММ.ГГГГ принята медсестрой в детский сад № переводом из <данные изъяты> больницы, работала на ясельной группе. С ДД.ММ.ГГГГ переведена старшей медсестрой и работает в данной должности по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, так как считает, что весь ее медицинский стаж должен исчисляться как льготный. В ответ на ее обращение было указано, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского сада возможно зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зачесть не представляется возможным, поскольку правом на досрочное назначение пенсии пользуются медицинские работники лечебных учреждений. С данным решением истец не согласна, поскольку между МДОУ детский сад «<данные изъяты>» и МУЗ «<данные изъяты>» заключен договор на осуществление медицинского обслуживания воспитанников МДОУ. Детский сад имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с должностными обязанностями истец обеспечивает выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей в МДОУ, изолирует заболевших, оказывает первую медицинскую помощь детям и сотрудникам МДОУ, планирует и проводит вакцинацию, контролирует состояние детей после их проведения и осуществляет ряд других медицинских манипуляций.

Просит период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Пенсионный фонд РФ по Тоншаевскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Горовцова Н.А., действующая по доверенности (л.д.29), иск не признала, пояснив в суде, что действительно в соответствии со ст.27 п.1 подп.20 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, в сельской местности и поселках городского типа (смешанный стаж) либо только в городах, независимо от их возраста. До 1 октября 1993 года истцу возможно периоды работы ее медсестрой детского сада включить в специальный стаж. После указанной даты периоды работы медсестрой детского сада в специальный стаж не включаются в связи с изменением законодательства, а именно с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившим силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991г., действовавший до 1 ноября 1999 года, а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санаторно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень, учреждений здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., дошкольные детские учреждения и школы также не включены.

Представитель третьего лица МДОУ детский сад «<данные изъяты>» - заведующая д\с Овчинникова Н.А., просила рассмотреть дело по существу в ее отсутствие. Решение вопроса по данному делу оставляет на усмотрение суда.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст.19 п.2 Конституции Российской Федерации, «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Согласно ст.37 ч.3 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Согласно п.п.1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается Законом.

Основанием возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Галкина Н.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району Нижегородской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Ей было отказано в назначении пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (л.д.4-5). Из подсчета исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры детского сада, поскольку «Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий…», действующими на указанное время, включение в специальный стаж периодов работы в детском саду не предусмотрено. Из трудовой книжки истца следует, что Галкина Н.Е. работает со ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой в детском саду «<данные изъяты>» <адрес> (л.д.9-10).

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 27). Таким образом, Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27). На момент издания Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 аналогичная норма содержалась в пункте 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ).

Осуществляя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 29 октября 2002 г. N 781).

Данный Список в графе "Наименование учреждений" в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не предусматривает детские сады.

Ранее действовавшие Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991г., действовавший до 1 ноября 1999 года, а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санаторно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Действительно на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «детский сад».

Однако, данное постановление отменено постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившим силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Период работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью и не оспаривается сторонами.

Доводы заявителя о том, что в ее случае возможно применить обратную силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку она выполняет аналогичные функции медицинской сестры органов здравоохранения являются несостоятельными, поскольку Списки утверждены Правительством РФ в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.

Установлено, что согласно Устава МДОУ детский сад №<данные изъяты>» данное учреждение является образовательным, образовано с целью реализации права граждан на дошкольное образование.

Из должностной инструкции старшей медицинской сестры (л.д.18-22), штатного расписания (л.д.14), копии приказов (л.д.6-8), ответа главного врача МУЗ «<данные изъяты> городская больница» усматривается, что старшая медицинская сестра принимается на работу и освобождается от должности заведующей МДОУ. Занимаемая истцом должность включена в штатное расписание дошкольного образовательного учреждения детский сад № «<данные изъяты>».

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы Галкиной Н.Е. в должности медицинской сестры в детском саду после 1 октября 1993 года включительно в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Галкиной Н.Е. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: Павилова

Копия верна: Судья С.Е.Павилова