Дело по заявлению Клешниной Н.Ф. к Тоншаевской поселковой администрации о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилья за счет средств федерального бюджета



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего судьи Кострова А.В.

При секретаре Кротовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клешниной Н.Ф. к Тоншаевской поселковой администрации, администрации Тоншаевского муниципального района о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилья за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Клешнина Н.Ф. обратилась в суд с иском к Тоншаевской поселковой администрации, администрации Тоншаевского муниципального района о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилья за счет средств федерального бюджета

В обоснование заявления указала, что является ветераном Великой Отечественной войны. В январе 2011 года она обратилась в Тоншаевскую поселковую администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку имеет право на обеспечение жилым помещением общей площадью не менее 36 метров за счет средств федерального бюджета, поскольку правом на получение мер социальной поддержки не пользовалась. В постановке на учет ей было отказано ввиду того, что нуждающейся она может быть признана только по истечении пяти лет с момента продажи дома. Жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности, расположенный в <адрес> был продан ею ДД.ММ.ГГГГ. Отказ ответчика в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий считает незаконным, поскольку собственного жилья не имеет.

Просит признать за ней право постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также признать право на получение жилья за счет средств Федерального бюджета.

В судебном заседании Клешнина Н.Ф. иск поддержала и просила удовлетворить.

Представитель Клешниной Н.Ф. – Чикишева О.А., действующая на основании удостоверения № и ордера № (л.д. 16), требования Клешниной Н.Ф. поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – глава Тоншаевской поселковой администрации – Овечкина Е.М. требования, заявленные Клешниной Н.Ф. не признала и просила отказать в их удовлетворении, поскольку Клешнина Н.Ф. являлась собственником жилого дома, находящегося по адресу <адрес> общей площадью 39, 2 квадратных метра. Дом был продан ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ нуждающейся в улучшении жилищных условий Клешнина Н.Ф. может быть признана по истечении пяти лет после продажи дома, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Клешниной Н.Ф. было разъяснено, что ей необходимо после ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Тоншаевскую поселковую администрацию вместе с заявлением, документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления.

Администрация Тоншаевского муниципального района привлечена в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу (л.д.19).

Представитель администрации Тоншаевского муниципального района Шихова О.А., действующая на основании доверенности, требования заявленные истицей не признала и пояснила, что право постановки на учет у Клешниной Н.Ф. возникнет в декабре 2011 года.

Свидетель Б. в суде показала, что действительно в декабре 2006 года Клешнина Н.Ф. продала дом, однако купить новый не смогла в связи с тем, что цены на жилье поднялись. В настоящее время Клешнина Н.Ф. жилого помещения не имеет.

Выслушав истицу, ее представителя, представителей ответчиков, свидетелей исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии с п. 1 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (в ред. от 06.05.2010г.) «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации… полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны (абз.3 пп.2 п.3).

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение их жильем, независимо от их имущественного положения.

Как установлено в судебном заседании Клешнина Н.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 12).

Согласно Уведомления (л.д. 10) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о правах Клешниной Н.Ф. на объекты недвижимости.

Согласно договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Клешнина Н.Ф. продала жилой одноэтажный бревенчатый дом общей полезной площадью 39, 2 кв. метра, в том числе жилой площади – 25,6 кв. метра, с сенями, верандой, хлевом, двором, расположенный на земельном участке площадью 800 кв. метров, находящийся в ведении Тоншаевской поселковой администрации Тоншаевского района, Нижегородской области, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. 5).

Из акта передачи жилого дома, очевидно, что он передан покупателям (л.д. 6).

В ответе на обращение, подписанном главой Тоншаевской поселковой администрации от 08 февраля 2011 года (л.д. 7-9) истице сообщено об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, поскольку она продала свою квартиру в 2006 году и поэтому на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, представитель ответчика в судебном заседании этот довод подержала.

Суд с этим доводом не согласен, поскольку обеспечение нуждающихся в жилье участников ВОВ, независимо от времени постановки их на учет, стало предусмотрено лишь после внесения в Федеральный закон «О ветеранах» изменений Федеральным законом № 327-ФЗ от 21.12.2009г., до введения в действие указанного закона редакция пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» устанавливала осуществление обеспечения жильем нуждающихся в жилье лишь тех участников ВОВ, которые встали на учет до 1 марта 2005 года. Таким образом, поскольку до 1 марта 2005 года истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, а действовавшая на момент продажи ею квартиры редакция пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» не предусматривала для таких лиц меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, отчуждение истицей квартиры в 2006 году не могло привести к приобретению ею права на улучшение жилищных условий, а значит, не было намеренным.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы, изложенные в данном письме в части указания основания для отказа в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилье необоснованными.

Согласно п.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ Жилые помещения… предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (п.5). Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (п.3) и иные учетные нормы (п.6).

Из анализа приведенных норм Жилищного кодекса РФ следует, что отдельным категориям граждан федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ могут устанавливаться специальные основания признания нуждающимися в жилых помещениях, специальные учетные нормы и нормы предоставления и специальный порядок предоставления жилья, а если таковые не установлены, - в этих вопросах на этих граждан распространяются нормы Жилищного кодекса РФ. Федеральным законом «О ветеранах» для участников ВОВ установлена специальная норма предоставления жилья – 36 кв.м., а также специальный порядок обеспечения жилыми помещениями - в соответствии с положениями статьи 23.2 этого закона; специальные основания признания участников ВОВ нуждающимися в жилых помещениях и специальные учетные нормы для них этим или иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом Нижегородской области не установлены; в связи с этим применению подлежат соответствующие положения Жилищного кодекса РФ.

В силу п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Судом установлено, что Постановлением Земского собрания Тоншаевского района Нижегородской области от 26 апреля 2006 года № 49 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 54-55). Истица зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной в <адрес> общей площадью 59,9 кв.м. (л.д. 56-57), всего в квартире зарегистрированы 5 человек (л.д. 4), обеспеченность общей площадью на одного человека составляет 11,98 кв.м., менее учетной нормы, установленной уполномоченным органом.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194,198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Клешниной Н.Ф. к Тоншаевской поселковой администрации, администрации Тоншаевского муниципального района о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилья за счет средств федерального бюджета – удовлетворить.

Признать за Клешниной Н.Ф. право постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также признать право на получение жилья за счет средств Федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: А.В.Костров

Копия верна: Федеральный судья: А.В.Костров