З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п.Тоншаево 03 августа 2011 года Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Дудина С.А., с участием помощника прокурора Тоншаевского района Беспалова А.С., при секретаре Втюриной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Тоншаевской районной администрации Нижегородской области об обязательстве разработки и утверждения Программ о профилактике экстремизма и терроризма на территории Тоншаевского района Нижегородской области, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тоншаевского района Нижегородской области обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к Тоншаевской районной администрации Нижегородской области об обязательстве разработки и утверждения Программ о профилактике экстремизма и терроризма на территории Тоншаевского района Нижегородской области, в обоснование которых указал следующее. Во исполнение решения коллегии прокуратуры Нижегородской области от 25 февраля 2011 года, прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка эффективности реализации и полноты финансирования муниципальных программ по профилактике экстремизма и терроризма. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией Тоншаевского района до сегодняшнего дня не разработана и не принята Программа по профилактике экстремизма и терроризма на территории Тоншаевского района. Со стороны администрации Тоншаевского района только разработан План по профилактике терроризма и экстремизма на территории Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2011 – 2012 годы, расходование на выполнение мероприятий Плана осуществляется за счет средств исполнителей мероприятий. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций, законности, гласности, приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации и мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности. Противодействие экстремистской деятельности в силу ст.3 вышеназванного Закона осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Статьями 4, 5 названного Закона закреплено, что в целях противодействия экстремистской деятельности субъекты противодействия, в том числе органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Основные принципы, вопросы профилактики и противодействия терроризму, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений закреплены в Федеральном законе от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Частью 3 ст.5 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. Таким образом, администрация Тоншаевского района Нижегородской области осуществляет работу по профилактике экстремизма и терроризма без соответствующей Программы, а также без выделения на данные цели денежных средств. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Таким образом, администрация Тоншаевского района Нижегородской области в нарушение требований ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не в полной мере осуществляет профилактику терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Изложенные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье людей проживающих на территории Тоншаевского района Нижегородской области, то есть неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 206 ГПК РФ установить ответчику сроки для совершения вышеуказанных действий. Определением суда от 20 июля 2011 года дело было назначено к разбирательству на 03 августа 2011 года на 15 часов 00 минут. Сторонам были направлены повестки. Однако представитель ответчика Тоншаевской районной администрации в суд не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был поставлен в известность надлежащим образом. Сведениями о том, что неявка представителя ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает, также представитель ответчика не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Помощник прокурора Тоншаевского района Беспалов А.С. в судебном заседании не возражает против рассмотрения дела в отсутствии ответчика Тоншаевской районной администрации в порядке заочного производства. В соответствие со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, если истец против этого не возражает. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания. В судебном заседании помощник прокурора Тоншаевского района Беспалов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просит суд обязать администрацию Тоншаевского района Нижегородской области разработать и утвердить Программу о профилактике экстремизма на территории Тоншаевского района, а также Программу о профилактике терроризма на территории Тоншаевского района, установив срок до 01 января 2012 года. Выслушав помощника прокурора Тоншаевского района Беспалова А.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В суде установлено, что администрацией Тоншаевского района до сегодняшнего дня не разработана и не принята Программа по профилактике экстремизма и терроризма на территории Тоншаевского района. Со стороны администрации Тоншаевского района только разработан План по профилактике терроризма и экстремизма на территории Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2011 – 2012 годы, расходование на выполнение мероприятий Плана осуществляется за счет средств исполнителей мероприятий (л.д.14-17). Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций, законности, гласности, приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации и мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности. Противодействие экстремистской деятельности в силу ст.3 вышеназванного Закона осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Статьями 4, 5 названного Закона закреплено, что в целях противодействия экстремистской деятельности субъекты противодействия, в том числе органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Основные принципы, вопросы профилактики и противодействия терроризму, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений закреплены в Федеральном законе от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Частью 3 ст.5 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. Таким образом, администрация Тоншаевского района Нижегородской области осуществляет работу по профилактике экстремизма и терроризма без соответствующей Программы, а также без выделения на данные цели денежных средств. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Таким образом, администрация Тоншаевского района Нижегородской области в нарушение требований ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не в полной мере осуществляет профилактику терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Изложенные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье людей проживающих на территории Тоншаевского района Нижегородской области, то есть неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.45 ГПК РФ). В качестве способа защиты нарушений прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Все указанные основания судом установлены полностью, поэтому суд считает, что заявленные требования прокурора Тоншаевского района подлежат удовлетворению, Тоншаевская районная администрация Нижегородской области подлежит обязательству в срок до 01 января 2012 года разработать и утвердить Программу о профилактике экстремизма на территории Тоншаевского района Нижегородской области, и Программу о профилактике терроризма на территории Тоншаевского района Нижегородской области. Руководствуясь ст.ст.45, 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Тоншаевского района Нижегородской области удовлетворить полностью. Обязать Тоншаевскую районную администрацию Нижегородской области в срок до 01 января 2012 года разработать и утвердить Программу о профилактике экстремизма на территории Тоншаевского района Нижегородской области, и Программу о профилактике терроризма на территории Тоншаевского района Нижегородской области. Ответчик вправе подать в Тоншаевский районный суд Нижегородской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд. Председательствующий: