Дело по иску Казакова В.М. к отделу МВД РФ по Тоншаевскому району Нижегородской области, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Кострова А.В.,

с участием исполняющего обязанности прокурора Тоншаевского района Горшкова А.М.,

при секретаре Кротовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова В.М. к Отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тоншаевскому району Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Казаков В.М. обратился в суд с иском к Отделу Министерства Внутренних дел России по Тоншаевскому району Нижегородской области Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>.

В обоснование своих доводов указал, что он содержался в изоляторе временного содержания (далее по тексту ИВС) ОВД по Тоншаевскому району и был лишен человеческих условий содержания, а именно: отсутствовали полки для хранения туалетных принадлежностей, тумбочка для хранения продуктов питания, вешалка для верхней одежды. Кроме того отсутствовали настольные игры и библиотека, дневной свет, душевая кабинка, горячая вода. Не выдавались средства гигиены и моющие средства. Стены выполнены в виде «шубы». Отсутствовали средства массовой информации. Он обращался в прокуратуру Тоншаевского района с заявлением. Согласно проведенной проверки, указанные нарушения нашли свое подтверждение.

           Пребывание в ИВС ОВД по Тоншаевскому району в таких условиях причинило ему нравственные и физические страдания.

          Моральный вред он оценивает в сумму <данные изъяты>.

          Просит взыскать в его пользу денежные средства в сумме <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда.

В своем возражении представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Соловьев М.Ф. считает требования истца безосновательными и просит в их удовлетворении отказать.

          В судебном заседании Казаков В.М. не присутствовал, находится в местах лишения свободы. О времени и месте судебного заседания уведомлялся судебными повестками. Просил дело рассмотреть без его участия (л.д. 12).

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания, если ими не представлены данные о причинах неявки.

Вместе с тем ГПК РФ и другие федеральные законы не представляют лицам, отбывающим наказание по приговору суда в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам (ст. 77.1 УИК РФ).

Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.

          Согласно ст. 167 ч.3 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Таким образом, неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Изучив представленные материалы, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что исковые требования Казакова В.М. подлежат частичному удовлетворению.

          Представитель ответчика Отдела МВД России по Тоншаевскому району Демин А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что Казаков В.М. содержался в ИВС отдела МВД России по Тоншаевскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период времени, лица, содержащиеся в ИВС, получали трехразовое бесплатное питание.         Содержание лиц в ИВС организовано в соответствии со ст. 22 Федерального Закона 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», питание предоставляется по нормам определимым Постановлением Правительства от 11 апреля 2005 года. Отделом МВД России по Тоншаевскому району был заключен с Тоншаевским РАЙПО договор на оказание услуг по обеспечению трехразовым питанием, горячая пища доставлялась в ИВС из ресторана Тоншаевского РАЙПО сотрудниками ИВС в специальных пищевых термосах. О том, что Казаков В.М. получал трехразовое питание вовремя и в полном объеме, свидетельствуют его подписи в ведомостях. Камеры оборудованы водопроводом с подачей холодной воды, а горячая вода подается в камеры по потребности. Лица, содержащиеся в ИВС бесплатно обеспечиваются спальным местом и спальными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, двумя простынями, наволочкой, полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Оказание услуг по проведению стирки и глажки комплектов белья осуществляется в отделе, поскольку имеется стиральная машина. Приобретаются стиральные моющие средства, чистящие средства, порошки, отбеливатели, туалетное и хозяйственное мыло, туалетная бумага. Так же для стирки имеются тазы, в камерах санузлы установлены. Полки для хранения туалетных принадлежностей, тумбочки и вешалки имеются. Кроме того имеются настольные игры в виде шашек, шахмат, а также книги для чтения в количестве около 40 штук. Освещение обеспечено надлежащим образом. Средства массовой информации имеются в виде общего приемника, звук, от которого доступен в каждую камеру. Из заявленных требований признает, что нет душевой кабина и стены выполнены в виде «шубы», что не соответствует нормативам. Однако работа в этом направлении ведется. Вместе с тем проводятся дезинфекционные, дератизационные, дезинсекционные работы в ИВС. При ежедневном обходе камер сотрудниками ИВС и проверяющими жалоб от Казакова В.М. на условия содержания или на расстройство здоровья не поступало за весь период пребывания в ИВС ОВД по Тоншаевскому району.

Представитель ответчика, Министерства финансов Российской Федерации, Соловьев М.Ф., действующий на основании доверенности от 06 июля 2010 года в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что факт наступления вреда для истца не доказан и материалами дела не подтвержден. Не установлен факт причинения нравственных или физических страданий. Кроме того, сумма заявленных требований не соответствует требованиям разумности и справедливости.

Свидетель Д. в судебном заседании пояснил, что является начальником ИВС Отдела МВД России по Тоншаевскому району. Казаков В.М. не находился постоянно в ИВС Отдела. Он находился в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Каких либо замечаний от Казакова В.М. не поступало. Горячая пища лицам, содержащимся в ИВС предоставлялась по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 1992 года, имеются договора на обеспечение питанием. В ИВС установлена дезинфекционная камера. Постельные принадлежности и матрацы выдавались. На тот период в камерах не было бойлера с горячей водой, но вода кипяченая предоставлялась по мере необходимости. Камеры оборудованы водопроводом с подачей холодной воды. Выдавались моющие средства для стирки одежды. В ИВС до настоящего времени не установлена душевая кабина. Стены оборудованы под «шубу».

Исполняющий обязанности прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Горшков А.М. в судебном заседании пояснил, что он проводил проверку согласно заданий Генеральной прокуратуры в ИВС ОВД по Тоншаевскому району в марте 2011 года. В результате проверки были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности. По результатам проверочных действий в суд были направлены исковые заявления о понуждении к совершению действий, которые были удовлетворены. Каких либо жалоб, заявлений, предложений, за весь период содержания Казакова В.М. в ИВС ОВД по Тоншаевскому району от него не поступало. Проверки в ИВС проходят ежедневно. Ежедневно составляется акт. В ИВС так же проводятся проверки медицинской службой, проверяется освещенность ИВС. Считает, что требования Казакова В.М. подлежат частичному удовлетворению.

На основании приказа начальника ГУВД по Нижегородской области от 03 июня 2011 года (л.д. 53) Отдел внутренних дел по Тоншаевскому району переименован в Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тоншаевскому району.

Из выписки из журнала учета жалоб и заявлений Отдела МВД России по Тоншаевскому району следует, что жалоб от Казакова В.М. не поступало (л.д. 23-24).

          В суде установлено, что имеется договор на оказание услуг по обеспечению питанием от 11 января 2010 года. Согласно договора Тоншаевское РАЙПО обязуется оказывать услуги по обеспечению питанием на основании заявок Заказчика. Заказчик ОВД по Тоншаевскому району обязан оплатить услуги (л.д. 25).

          В протоколе измерений искусственной освещенности от 06 декабря 2010 года (л.д. 27) отмечено освещенность в камерах ниже допустимых нормативов.

          Договором на выполнение дезинфекционных, дератизационных, и дезинсекционных работ от 28 ноября 2008 года (л.д. 28-29) установлен порядок выполнения данных работ в ОВД по Тоншаевскому району.

          Данная информация подтверждена также копией паспорта камеры дезинфекционной, установленной в ИВС ОВД по Тоншаевскому району (л.д. 30-32).

Из постовых ведомостей (л.д. 33-36, 60-62) следует, что замечаний по поводу несения службы нет.

          Согласно журналу учета исходящих телефонограмм, проводилась ежедневная проверка несения службы нарядом ИВС ОВД по Тоншаевскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замечаний на содержание лиц в ИВС не поступало (л.д. 42).

         По ведомостям на продукты питания, выданных арестованным лицам содержащимся в ОВД по Тоншаевскому району, согласно которых Казаковым В.М. продукты получал ежедневно три раза в день, замечаний нет (л.д. 37-41).

Согласно информации ИВС ОВД по Тоншаевскому району за период нахождения Казакова В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС прокурорских проверок, санитарно обследования ИВС и служебных проверок не проводилось (л.д. 43, 44, 45).

Казаков В.М. содержался в ИВС ОВД по Тоншаевскому району с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).

Из журнала первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи (л.д. 63-66) очевидно, что Казаков В.М. за медицинской помощью не обращался.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Казаковым В.М. предъявлены требования как к ОВД по Тоншаевскому району, так и к Министерству Финансов Российской Федерации.

В соответствии с Положением изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых входит в состав ОВД по Тоншаевскому району (л.д. 68).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

        Согласно ст. 9 ФЗ №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в ред. Федеральных законов от 27.09.2009 года № 224-ФЗ, от 07.02.2011 года № 4-ФЗ).

Указанный Федеральный закон предусматривает, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса. Такое содержание в изоляторах временного содержания допускается не более чем в течение десяти суток в течение месяца (статья 13). Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (статья 9).

Камера, в которой содержался Казаков В.М. была предназначена для краткосрочного содержания под стражей, не превышающего 10 дней. Как было установлено в судебном заседании, более 10 дней Казаков В.М. не содержался в ИВС ОВД по Тоншаевскому району.

Статья 23 предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, которые отвечают требованиям гигиены и санитарии. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место и выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, и туалетные принадлежности.

Правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей принимаются Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ на основе и во исполнение норм комментируемого Федерального закона. Они, как и сам Федеральный закон, отражают централизованные начала в правовом регулировании и реализации содержания под стражей. Регулирование порядка и условий содержания под стражей является прерогативой центра, Федерации, ибо только Российская Федерация, а не края, области, республики (субъекты) является субъектом международного права в области соблюдения правил обращения с лицами, заключенными под стражу.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение сторон своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

         Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

         Положениями ст. 22, 45, 46 Конституции Российской Федерации, провозглашены права граждан на свободу и личную неприкосновенность, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно проведенной прокуратурой Тоншаевского района проверке установлены нарушения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Тоншаевскому району (л.д. 46-47).

Решением Тоншаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Тоншаевского района (л.д. 48-50) установлены следующие нарушения саниарно-эпидемиологических требований:

В нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов п. 9.1,9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» отсутствует гигиеническая покраска стен у умывальной раковины и унитаза. Пол в камерах ИВС деревянный, краска на полу выносилась, что влияет на качество проведения влажной уборки в них. Декоративный ремонт в камерах ИВС длительное время не проводился.

В нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов п.6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» вентиляция в камеры подведена механическая приточная, сделанная не по проекту, отсутствуют у электродвигателя амортизаторы, звукопоглощающий кожух. При работе вентилятора издается постоянный шум.

Освещение в камерах ИВС естественное, недостаточное. Искусственное освещение за счет ламп накаливания дневное во всех помещениях ИВС ( в камерах №1,№2,№3,№4.№5,следственной комнате) не соответствует СанПиН 2.2.1./2.1.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий», освещенность в данных помещениях фактическая 45лк. при норме 50лк (исследования проводились по заявлению учреждения от 29.11.2010г №445.)

В нарушение п.5.1 СанПиН 2.3.6.1079-01.«Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспосбности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в комнате для подогрева и раздачи пищи проводится мытьё столовой посуды, термосов, стирка постельных принадлежностей (простыней, наволочек, полотенец).

В нарушение п. 13.1,13.2 СанПиН 2.3.6.1079 -01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» отсутствуют медицинские книжки у сотрудников ИВС.

В нарушение п.6.16 СанПиН2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» отсутствуют моечные ванны для мытья столовой посуды, инвентаря. Недостаточно тазов для мытья термосов.

п.3.3 СанПиН 2.3.6.1079-01. «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в помещении для подогрева и выдачи пищи должен быть электрический водонагреватель для подводки горячей воды к моечной раковине.

Согласно п.7.1 «Правил по охране труда работников дезинфекционного отдела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных отделов, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических станций, отдельных дезинфекционных установок» №1963 от 09.02.1979 года должен быть журнал проведения дезинфекции вещей в дезинфекционной камере, потоки чистого и грязного белья должны быть разделены, стеллажи для хранения чистых постельных принадлежностей, вещей покрашены. В помещении не должно храниться посторонние предметы.

В нарушение п.6.1 СП 12-95 МВД России площадь комнаты для подогрева и раздачи пищи не достаточной площади - 3 м.кв, при норме 10 м.кв, во всех камерах ИВС стены оштукатурены под «шубу», а не гладки, ночное освещение в камерах ИВС отсутствует.

Для устранения выявленных недостатков установлен срок, в течение которого ОВД по Тоншаевскому району должен принять исчерпывающие меры.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исследуя исковые требования Казакова В.М., суд считает, что ссылка истца на нарушение его прав в части отсутствия полок для хранения туалетных принадлежностей, тумбочки для хранения продуктов питания, отсутствие вешалок для верхней одежды, отсутствие настольных игр и баблиотеки, средств гигиены и моющих средств, горячей воды, а также доступа к средствам массовой информации не нашли своего подтверждения.

При этом суд принимает во внимание, что согласно ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Суд принимает во внимание, что вышеназванные процессуальные нормы не запрещают суду руководствоваться представленными Отделом Министерства Внутренних дел России по Тоншаевскому району справками, которые содержат все необходимые реквизиты и подписаны уполномоченными на то должностными лицами, не верить которым у суда оснований не имеется.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Вместе с тем, принимая во внимание, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд учитывает, что оценка доказательств согласно ст. 67 ГПК РФ является прерогативой суда. Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Однако, суд учитывает, что это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

При этом суд принимает во внимание, что доводы истца относительно отсутствия душевой кабинки, недостаточно дневного света, а также ссылка на то, что стены отделаны «под шубу», то есть поверхность не гладкая, а ребристая, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Как было установлено в судебном заседании исходя из объема заявленных исковых требований, в ИВС отсутствует душевая кабина, что препятствует осуществлению помывки согласно п. 47 приказа №950 не менее одного раза в неделю, освещенность в камерах ниже установленных нормативов, что не соответствует СанПиН 2.2.1 2.1.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», поскольку освещенность в данных помещениях фактическая 45 лк. при норме 50 лк, стены оштукатурены под «шубу», что является нарушением нормативных требований СП 12-95 МВД России.

Вместе с тем суд принимает во внимание, что согласно п.48 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года №950 при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды, горячая вода, а так же кипяченая вода для питья ежедневно выдаются с учетом потребности. Горячее питание предоставлялось по нормам, предусмотренным законодательством, постельные принадлежности и постельное белье выдавалось.

Таким образом, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ) и в своей совокупности являются исчерпывающими, вытекающими из установленных обстоятельств дела.

Рассматривая доводы представителя Министерства финансов относительно отсутствия доказательств, подтверждающих причинение истцу нравственных и физических страданий, суд не может с ними согласиться поскольку, наличие вышеуказанных нарушений условий содержания само по себе указывает на причинение истцу морального вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, и индивидуальных особенностях потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, период нахождения истца в ИВС, принципы разумности и справедливости, а также то обстоятельство, что во время содержания истца в ИВС ОВД по Тоншаевскому району жалоб от него на состояние здоровья, условий содержания не поступало.

Кроме того, суд отмечает, что отсутствие надлежащих условий содержания лиц, находящихся в ИВС ОВД по Тоншаевскому району является следствием ненадлежащего финансирования ИВС ОВД по Тоншаевскому району.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает возможным взыскать в пользу Казакова В.М. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, считая, что сумма <данные изъяты> истцом завышена.

Обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на основании ст. 1069 ГК РФ на Министерство Финансов за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Казакова В.М. к Отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тоншаевскому району Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Казакова В.М. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В остальном, в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.В. Костров

Копия верна: Федеральный судья: А.В. Костров