дело по иску Кравцова О.Е. к жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании неправомерным решение жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кострова А.В.,

при секретаре Кротовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцова О.Е. к жилищно-бытовой комиссии федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», о признании неправомерным решения жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении его в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 декабря 2004 года,

У С Т А Н О В И Л:

Кравцов О.Е. обратился в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что проходит службу с ДД.ММ.ГГГГ в федеральном казенном учреждения «Исправительная колония ГУФСИН России по Нижегородской области». С ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>.

20 декабря 2004 года им был подан рапорт о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку со своей семье на протяжении службы проживает в служебной квартире.

Считает, что при увольнении из органов уголовно-исполнительной системы имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Однако решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исключение было мотивировано отсутствием записи в книге протоколов жилищно-бытовой комиссии до 01 марта 2005 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Данное решение считает неправомерным, поскольку до 01 марта 2005 года им подавался рапорт на имя начальника колонии. Кроме того, жилищно-бытовой комиссией в ГУФСИН России по Нижегородской области ежегодно подаются списки учета граждан. В данных списках он состоял с 2005 года. Его дело хранилось в жилищно-бытовой комиссии. Считает, что с его стороны все необходимые условия были выполнены.

Отсутствие протокола заседания жилищно-бытовой комиссии по рассмотрению его рапорта обнаружила секретарь Ш. при подготовке его дела для получения сертификата на 2012 год. Факт подачи рапорта 20 декабря 2004 года могут подтвердить свидетели. В настоящее время он и его семья проживает в служебной квартире Одошнурской сельской администрации. Своего жилья он не имеет.

Просит признать неправомерным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК- ГУФСИН России по Нижегородской области об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Восстановить его в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты написания рапорта – 20 декабря 2004 года.

В своем отзыве на исковое заявление представитель жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК- ГУФСИН России по Нижегородской области, Бетехтина Е.С. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33) отметила, что исковые требования признает. Однако отмечает, что исключение из списков учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Кравцова О.Е. произошло в связи с отсутствием протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, а также несуществующая дата постановки на учет, вследствие ошибки секретаря (л.д. 34-35).

В своем отзыве на исковое заявление представитель ГУФСИН России по Нижегородской области Чепурова О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) отметила, что Кравцов О.Е. в списках граждан, нуждающися в улучшении жилищных условий, находящихся в ГУФСИН России по Нижегородской области не состоит и его включение в список граждан-участников подпрограммы невозможно и противоречит нормам постановления Правительства № 153. Вместе с тем, считают необходимым установить подавался ли рапорт со всеми прилагающимися к нему документами до 2005 года и являлся ли истец нуждающимся в улучшении жилищных условий до 2005 года (л.д. 19-23).

В судебном заседании истец Кравцов О.Е. свои исковые требования поддержал, пояснив, что действительно подавал рапорт на постановку в очередь на улучшение жилищных условий на имя начальника ИК- в декабре 2004 года. Прилагал все необходимые документы. Считал, что он поставлен в очередь. Однако в июле 2011 года решением жилищно-бытовой комиссии исключен из списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика и третьего лица Бетехтина Е.С., действующая на основании доверенности (л.д.28, 65) в судебном заседании исковые требования признала, и пояснила суду, что Кравцов О.Е. в 2004 году обращался с рапортом о постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Кравцов О.Е. был поставлен в очередь, однако почему отсутствует протокол заседания жилищной комиссии ей не известно.

Представитель третьего лица – администрации Тоншаевского района Малков К.Б., действующий на основании доверенности (л.д. 66), привлеченный на основании определения (л.д. 38) пояснил, что Кравцов О.Е. не являлся участником льготного кредитования на приобретение и строительство жилья.

Представитель ГУФСИН России по Нижегородской области Чепурова О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Чепурова О.А. просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 18, 67).

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания, если ими не представлены данные о причинах неявки.

Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Таким образом, неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав истца, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Свидетель Ш.А.В. в суде показал, что до июля 2005 года являлся председателем жилищно-бытовой комиссии ИК-. В его обязанности входило, в том числе, и вести учет лиц, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. В декабре 2004 года на имя начальника ИК- Кравцовым О.Е. был подан рапорт о включении его в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный рапорт был направлен в жилищно-бытовую комиссии, вместе с приложенными к нему документами. После рассмотрения рапорта и обследования жилищно-бытовых условий Кравцов О.Е. был включен в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку проживал в служебном жилом помещении, которое он должен был освободить при прекращении службы. Кроме того, существовала практика постановки на учет лиц с даты написания рапорта.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации служба в органах исполнения наказаний представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус ее сотрудников, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Из паспорта Кравцова О.Е. следует, что он зарегистрирован в <адрес> по переулку <адрес>, которая является служебным жилым помещением (л.д. 5-6). Вместе с тем в указанном жилом помещении зарегистрированы его жена К.Е.В., зять С.И.Л. и дочь С.И.О. (л.д. 13).

Согласно выписке из домовой книги Кравцов О.Е. зарегистрирован в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ 1991 года (л.д. 49)

Согласно справки ФКУ ИК- ГУФСИН России по Нижегородской области Кравцов О.Е. проходит службу в ИК- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> (л.д. 7, 47).

Из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК- от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кравцов О.Е. исключен из списков граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, поскольку отсутствует протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9).

Председателем жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Кравцову О.Е. было направлено уведомление о принятом решении (л.д. 10).

Согласно справки администрации Одошнурского сельсовета Тоншаевского муниципального района <адрес> по переулку <адрес> является служебным жилым помещением (л.д. 11).

Постановлением главы Одошнурской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) <адрес> по переулку <адрес> является служебным жилым помещением (л.д. 12).

Из решения Арбитражного суда Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения главы администрации Тоншаевского района от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, в котором проживал истец находился на балансе УЗ- (л.д. 53-58,59-60).

Согласно приказа начальника УЗ- от <данные изъяты> 2004 года председателем жилищно-бытовой комиссии был назначен Ш.А.В. (л.д. 62).

Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Следовательно, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из списков учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по ИК- по состоянию на 01 июля 2011 года согласованному с председателем жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК- следует, что Кравцов О.Е. находится в этом списке под №19 с даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и проживает в настоящее время в служебной квартире (л.д. 14-16).

В журнале индивидуального учета сотрудников ИТК- нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью, следует, что под № 57 с <данные изъяты> 2005 года значится Кравцов О.Е. (л.д. 68-69).

На основании рапорта от 20 декабря 2004 года Кравцов О.Е. обращался на имя начальника ИК- с просьбой о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения в дальнейшем сертификата. ДД.ММ.ГГГГ указанный рапорт был списан начальником ИК- председателю жилищно-бытовой комиссии Ш.А.В. (л.д. 17)

Из копий представленных документов следует, что с Кравцовым О.Е. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключались контракты о службе в уголовно-исполнительной системе (л.д. 25-26, 27-28).

Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ Кравцов О.Е. назначен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ создана жилищно-бытовая комиссия учреждения, председателем которой является Ц. (л.д. 30-32). Из Положения следует. Что комиссия осуществляет включение в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, переведенных для дальнейшего прохождения службы в пределах одного территориального органа и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по прежнему месту службы. По дате принятия на учет по прежнему месту службы. Осуществляет отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из справки Тоншаевской районной администрации, очевидно, что Кравцов О.Е. не является участником льготного кредитования на приобретение и строительство жилья (л.д. 42).

Согласно справки ГП НО «Нижтехинвентаризация» очевидно, что Кравцов О.Е. в приватизации не участвовал и собственником домовладения в Тоншаевском районе не имеет (л.д. 43).

Постановлением Земского собрания Тоншаевского района № 49 от 27 апреля 2009 года установлена учетная норма площади жилого помещения и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, которые составляют соответственно 13 и 15 квадратных метров (л.д. 45).

Согласно уведомления (л.д. 46) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними сведения о правах Кравцова О.Е. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Согласно справке и выписке из домовой книги (л.д. 48-49) Кравцов О.Е., а также К.Е.В. и К.И.О. зарегистрированы в <адрес> расположенной в <адрес>, общей площадью 75,1 кв. метров, из них жилой площади 59,4 кв. метра.

Согласно приказа и справки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника ФБУ ИК- состоял Б., который в настоящее время уволен по ограниченному состоянию здоровья и проживает за пределами Тоншаевского района (л.д. 63, 64)).

В силу ст.11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется в судебном порядке.

            Исходя из заявленных требований и их оснований, согласно которых Кравцов О.Е. утверждает, что подавал рапорт в 2004 году, суд применяет к правоотношениям сторон нормы жилищного законодательства РФ, исходя из действия их во времени.

            Согласно положениям ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались различные категории граждан, в том числе имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня, проживающие в общежитиях, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно – строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади (статья 29); учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы (статья 30); принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту работы совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме (статья 31); контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся исполнительным комитетом местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов (статья 35).

            В развитие данных норм постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 было утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которым ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось на предприятиях, в учреждениях, организациях – должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом (пункт 11); для принятия на учет гражданином подавалось заявление, к которому прилагались выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и в необходимых случаях справка бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме (пункт 12); принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности по установленной форме (пункт 16); предприятия, учреждения, организации обеспечивали надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 18).

Согласно п. 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в редакции Решения областного Совета народных депутатов и облсовпрофа Нижегородской области от 09 января 1991 № 20 на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 6, 6.1 Правил Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,0 кв. метров и ниже.

В соответствии с п. 7 Правил обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте.

В соответствии с п. 9 Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Согласно п. 11 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, документы, относящиеся к решению данного вопроса.

В соответствие с п. 12 Правил поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется

Согласно п. 16 Правил на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

На основании п. 19 Правил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9,0 и более квадратных метров и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;

б) выезда на другое постоянное место жительства;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждений, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переводом на выборную должность.

Суд пришел к выводу, что доводы Кравцова О.Е. о том, что он подавал рапорт в декабре 2004 году на улучшение жилищных условий с приложением необходимых документов обоснованны. Рассматривая данное обстоятельство. Суд считает, что отсутствие протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, а также факт постановки на учет 29 февраля 2005 года, произошло в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей членами указанной комиссии.

По мнению суда, проживание Кравцова О.Е. в служебном жилом помещении, предоставленном ему в установленном порядке, не является основанием для отказа в признании такого гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при наличии права на получение такого жилого помещения.

Нарушения в деятельности жилищно-бытовой комиссии подтверждаются также письмом заместителя начальника ГУФСИН (л.д. 50)

Судом анализировались доводы ответчика относительно того, что истец не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы, поскольку в книге регистрации заявлений и протоколах за 2005 год в жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-12 нет подтверждения того, что истец в 2005 году подавал рапорт с приложением необходимых документов. Однако суд не соглашается с данными доводами.

Из справки жилищной комиссии ИК- следует, что книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в ИК- не велась (л.д. 61).

Изучение журнала протоколов заседания жилищно-бытовой комиссии за 1997-2009 годы показало, что данный журнал велся ненадлежащим образом, имеющиеся в нем листы пронумерованы карандашом, опись, находящихся материалов отсутствует, ряд протоколов выполнена карандашом, многие страницы порваны, что не дает возможности суду считать данный журнал и, находящиеся в нем протоколы, документами, позволяющими ссылаться на них при принятии решения. Ссылка на данный журнал, в данном конкретном случае, приведет к ущемлению конституционного права гражданина на жилище (л.д. 71).

На основании ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Суд принимает во внимание, что вышеназванные процессуальные нормы не запрещают суду руководствоваться представленным заявлением, которое содержат все необходимые реквизиты и подписаны уполномоченным на то должностным лицом, не верить которым у суда оснований не имеется.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Вместе с тем, принимая во внимание, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд учитывает, что оценка доказательств согласно ст. 67 ГПК РФ является прерогативой суда. Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вместе с тем, суд учитывает, что это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Таким образом, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ) и в своей совокупности являются исчерпывающими, вытекающими из установленных обстоятельств дела.

Суд также принимает во внимание, что постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, согласно п.19 которых для участия в подпрограмме сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают соответствующие документы.

В соответствие с Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 г. N 287 (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.12.2008 N ГКПИ08-2151) (далее Инструкция) формирование списков граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме, осуществляется на основе принципа гласности.

В соответствие с п.п. 13, 14, 15 и 16 Инструкции для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

14. Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.

15. На основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.

По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка.

В отношении Кравцова О.Е. должностным лицом совместно с жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК- вопрос о включении его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий разрешался, однако это решение в нарушение не было оформлено надлежащим образом, о принятом решении ему не сообщалось, возможности обжаловать действия ответчика он не имел, причины не рассмотрения его рапорта по существу не известны.

Как усматривается из материалов дела, истец имеет выслугу в календарном исчислении более 10 лет по основаниям, дающим ему право на получение государственный жилищный сертификат, что не оспаривается.

В установленном порядке истец участником льготного кредитования на приобретение и строительство жилья не являлся (л.д. 42).

Таким образом, на территории Тоншаевского района, где истец работает и проживает в настоящее время, в списки граждан – участников упомянутой подпрограммы Кравцова О.Е. не включали.

         При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд считает, что восстановить Кравцова О.Е. в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо с 20 декабря 2004 года – момента подачи рапорта, поскольку в феврале 2005 года даты «29» не существует (л.д. 70).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кравцова О.Е. к жилищно-бытовой комиссии федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», о признании неправомерным решения жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении его в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 декабря 2004 года – удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий Кравцова О.Е. неправомерным.

Восстановить Кравцова О.Е. в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 декабря 2004 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: А.В.Костров

Копия верна: Федеральный судья А.В.Костров