дело по иску Яровиковой А.М. к Шайгинской поселковой администрации о признании права постановки на учет к качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Дудина С.А.,

при секретаре Втюриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яровиковой А.М. к Шайгинской поселковой администрации Тоншаевского района Нижегородской области о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Яровикова А.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Шайгинской поселковой администрации Тоншаевского района Нижегородской области о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в обоснование которых указала следующее.

Она является ветераном труда, вдовой участника Великой Отечественной войны. С 08 ноября 2005 года она проживает в ГУ «Тоншаевский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов», так как ее дом, находящийся по адресу: <адрес> находится в ветхом, аварийном состоянии. Печь разрушена, водопровода нет, все удобства находятся за пределами дома. В мае 2011 года она обратилась в Шайгинскую поселковую администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В постановке на учет ей было отказано. Отказ ответчика в постановке ее на учет считает необоснованным, так как в настоящее время она не имеет собственного жилья. ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе и.о. главы Березятской сельской администрации, специалиста сельской администрации, депутата сельского Совета, было произведено обследование жилого помещения, в котором она проживала до ноября 2005 года. На основании заключения вышеуказанной комиссии жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> непригодно для проживания. В настоящее время она не хочет жить в Тоншаевском доме-интернате для граждан пожилого возраста и инвалидов, и в связи с этим нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Указанная ситуация вынуждает ее обратиться в суд. Просит признать за ней право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Представитель истца Яровиковой А.М. адвокат адвокатской конторы Тоншаевского района Чикишева О.А., действующая на основании удостоверения и ордера (л.д.26), в судебном заседании исковые требования Яровиковой А.М. поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель истца Яровиковой А.М. - Тыринов М.Е., действующий на основании доверенности (л.д.27), в судебном заседании исковые требования Яровиковой А.М. поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика глава Шайгинской поселковой администрации Тоншаевского района Нижегородской области Петрашевич В.А. в судебном заседании исковые требования Яровиковой А.М. признал, и их не оспаривает.

Представитель третьего лица глава Березятской сельской администрации Тоншаевского района Нижегородской области Тыринова Т.В. в судебном заседании исковые требования Яровиковой А.М. не оспаривает, и не возражает против их удовлетворения.

Представитель третьего лица директор государственного учреждения «Тоншаевский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» Напылова Т.В. в судебном заседании исковые требования Яровиковой А.М. не оспаривает, и не возражает против их удовлетворения.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что исковые требования Яровиковой А.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии с п. 1 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (в ред. от 09.12.2010г.) «О ветеранах» для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации… полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (абз.6 пп.2 п.3).

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пп. 4 п. 1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение их жильем, независимо от их имущественного положения.

Как установлено в судебном заседании, истец Яровикова А.М. является женой умершего участника Великой Отечественной войны Я.Ф.И. (л.д.11-13).

Согласно Уведомления (л.д.8), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Яровиковой А.М. на объекты недвижимого имущества.

Согласно справок Тоншаевского филиала государственного предприятия Нижегородской области «Нижтехинвентаризация» (л.д.9, 10), Яровикова А.М. в приватизации не участвовала, и собственного домовладения в Тоншаевском районе не имеет, инвентаризация жилого дома, находящегося по адресу: д<адрес> не проводилась, технического паспорта в архиве не имеется.

Согласно акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), комиссия в составе и.о. главы Березятской сельской администрации Тыриновой Т.В., специалиста сельской администрации Ложкиной Н.В., депутата сельского Совета Матвеевой Л.И., произвели обследование жилого дома Яровиковой А.М. Обследованием установлено, что дом, находящийся по адресу: <адрес>, находится в ветхом аварийном состоянии. Жилая общая площадь составляет 33,8 кв. м. Печь разрушена, водопровода нет. Все удобства (баня, колодец, туалет), находятся за пределами дома. Заключение комиссии: дальнейшее проживание в жилом помещении не пригодно.

Согласно справки государственного учреждения «Тоншаевский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов», Яровикова А.М. проживает в данном доме – интернате с 08 ноября 2005 года и по настоящее время (л.д.5).

В ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного главой Шайгинской поселковой администрации (л.д.7) истице сообщено, что в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ она не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Суд с этим доводом не согласен, поскольку обеспечение нуждающихся в жилье членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, независимо от времени постановки их на учет, стало предусмотрено лишь после внесения в Федеральный закон «О ветеранах» изменений Федеральным законом № 327-ФЗ от 21.12.2009г., до введения в действие указанного закона редакция пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» устанавливала осуществление обеспечения жильем нуждающихся в жилье лишь тех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые встали на учет до 1 марта 2005 года. Таким образом, поскольку до 1 марта 2005 года истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, а действовавшая на момент вселения ее в дом-интернат редакция пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» не предусматривала для таких лиц меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, вселение истицы в дом – интернат в ноябре 2005 года не могло привести к приобретению ею права на улучшение жилищных условий, а значит, не было намеренным.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы, изложенные в данном письме в части указания основания для отказа в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилье необоснованными.

Согласно п.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ Жилые помещения… предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (п.5). Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (п.3) и иные учетные нормы (п.6).

Из анализа приведенных норм Жилищного кодекса РФ следует, что отдельным категориям граждан федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ могут устанавливаться специальные основания признания нуждающимися в жилых помещениях, специальные учетные нормы и нормы предоставления и специальный порядок предоставления жилья, а если таковые не установлены, - в этих вопросах на этих граждан распространяются нормы Жилищного кодекса РФ. Федеральным законом «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны установлена специальная норма предоставления жилья – 36 кв.м., а также специальный порядок обеспечения жилыми помещениями - в соответствии с положениями статьи 23.2 этого закона; специальные основания признания членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны нуждающимися в жилых помещениях и специальные учетные нормы для них этим или иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом Нижегородской области не установлены; в связи с этим применению подлежат соответствующие положения Жилищного кодекса РФ.

В силу п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Судом установлено, что Постановлением Земского собрания Тоншаевского района Нижегородской области от 26 апреля 2006 года № 49 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Истица зарегистрирована и проживает в комнате в государственном учреждении «Тоншаевский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов», расположенном по адресу: <адрес>, данная комната общей площадью 10,5 кв.м. (л.д.14), то есть обеспеченность общей площадью истца составляет 10,5 кв.м., что менее учетной нормы, установленной уполномоченным органом.

При таких обстоятельствах исковые требования Яровиковой А.М. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яровиковой А.М. к Шайгинской поселковой администрации Тоншаевского района Нижегородской области о признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма – удовлетворить.

Признать за Яровиковой А.М. право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: