Дело по иску Сурнина Н.С. к ГУ УПФ РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п.Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Павиловой С.Е.

при секретаре Опариной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурнина Н.С. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями, в обосновании которых указал следующее:

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-Пенсионного фонда по Тоншаевскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как с 1977 года по 2001 год работал на Тоншаевском заводе радиофутляров. Выполнял работу с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 25 лет, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии. Ему было отказано в виду того, что не представляется возможным зачесть в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в качестве литейщика пластмасс, так как из представленной им архивной справки не усматривается занимаемая им должность в спорный период работы, полная занятость в течении трудового дня. В спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он работал в качестве литейщика пластмасс. В его должностные обязанности входило лить детали, контролировать работу и следить за исправностью машин. Он выполнял работу с тяжелыми условиями труда полный рабочий день. Должность «литейщик пластмасс» согласно списка № 2 от 26.01.1991г. входит в список профессий, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Просит признать право на досрочное установление трудовой пенсии по старости с последующим назначением вышеуказанной пенсии Пенсионным фондом РФ по Тоншаевскому району.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель истца – адвокат Чикишева О.А., действующая по удостоверению и ордеру (л.д.33), исковые требования также поддержала.

Представитель ответчика Горовцова Н.А., действующая по доверенности (л.д.32), иск не признала, пояснив в суде, что действительно в соответствии со ст.27 п.1 подп.2 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона. Правом на назначение досрочной трудовой пенсии по Списку № 2 пользуются мужчины по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Разделом ХХХ11 «Общие профессии» Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 предусмотрена должность литейщика пластмасс (подраздел 23200000-13399). Право на досрочное пенсионное обеспечение в данном случае обусловлено выполнением работ по данной профессии постоянно в течение полного рабочего дня. Работнику необходимо подтвердить данный факт. При предоставлении документов на консультацию не была предоставлена справка, уточняющая характер работы и полную занятость. В архивной справке должность Сурнина Н.С. за период с 1978 по 1995 годы не указана, а с 1996 года документы на хранение не поступали. Ему было разъяснено, что назначить досрочную трудовую пенсию по Списку № 2 по представленным документам не представляется возможным.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст.19 п.2 Конституции Российской Федерации, «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Согласно ст.37 ч.3 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Согласно п.п.1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается Законом.

Основанием возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

Законом – подп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст.7 названного Закона, имеют мужчины по достижению 55 лет, если они отработали на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

При назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются Списки № 1 и № 2 – производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.

Истец просит зачесть в стаж для назначения досрочной пенсии по старости по Списку № 2 работы в качестве литейщика пластмассы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В разделе ХХХ11 «Общие профессии» Списка № 2 от 21.01.1991 года предусмотрена должность литейщика пластмасс (подраздел 23200000-13399).

Как следует из записей в трудовой книжке, истец ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Тоншаевский завод радиофутляров на должность станочником распиловщиком. ДД.ММ.ГГГГ переведен фрезеровщиком, ДД.ММ.ГГГГ переведен на участок пластмассы литейщиком пластмассы 2 разряда и ДД.ММ.ГГГГ переведен в ЧП «Махнев В.Г.» по ст.29 п.5 КЗОТ РСФСР (л.д.7-10).

В судебном заседании установлено, что Сурнин Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно работал литейщиком пластмассы согласно записи в трудовой книжке, что не оспаривается ответчиком.

Свидетель К. в суде пояснил, что работал на заводе радиофутляров механиком. В 1986 году на заводе были установлены литейные машины для изготовления деталей из пластмассы. Выпуск продукции стали производить в 1988 году, когда работники предприятия прошли курсы. Сурнин Н.С. также был в их числе. Работали они по сменам по 8 часов, то есть полный рабочий день. Часто работали в выходные и праздничные дни. Работа была связана с тяжелыми условиями труда. За вредность выдавали молочные продукты.

Из показаний свидетелей Я., С., С., Б., допрошенных в судебном заседании, также следует, что они с истцом работали в одну смену на участке пластмассы литейщиками с момента установки литейных машин с 1988 года, вместе проходили курсы обучения обслуживания машин в 1987 году в г.Горьком. Работали по сменам по 8 часов до июля 2001 года. Заработную плату получали сдельно. Для работы выдавались респираторы, резиновые перчатки, халаты и талоны на молочные продукты. Работали полную рабочую неделю в две, а иногда и в три смены.

В соответствие с архивными справками (л.д.13-16) и анализируя их с архивными справками других рабочих (л.д.31-32) Сурнин Н.С. с 1988 по 1995 годы действительно работал полный рабочий день. Согласно ответа ОАО Тоншаевского маслодельного завода они действительно поставляли молочную продукцию на завод радиофутляров (л.д.19). С 1996 года документы завода радиофутляров на хранение в архив не поступало (л.д.16), в ОАО «Нител» документы также не сдавались (л.д.18). Из иных источников, кроме как свидетельских показаний, получить их невозможно, поскольку предприятие реорганизовано в 2001 году.

Поэтому суд находит необоснованными доводы ответчика о том, что ввиду отсутствия документов, уточняющих выполнение работ по данной профессии постоянно в течение полного рабочего дня, истец не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При этом суд принимает во внимание, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», Конституционный суд РФ указал, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установленные для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.

Таким образом, с учетом фактически выполняемой истцом работы, а именно литейщика пластмасс в течение полного рабочего дня, объема выполняемой работы с учетом вредности профессиональных факторов, суд считает, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на Тоншаевском заводе радиофутляров в качестве литейщика пластмасс подлежит засчитыванию в льготный трудовой стаж и составляет 12 лет 11 месяцев 2 дня. Указанного льготного стажа достаточно для назначения пенсии истцу. На момент обращения в суд истцу исполнилось полных 55 лет (л.д.4).

В соответствии со ст.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления.

Однако, истец ставит вопрос о назначении досрочной трудовой пенсии со дня вынесения решения суда по иску. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика назначить трудовую пенсию с момента вынесения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сурнина Н.С. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району Нижегородской области засчитать в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 2 период работы Сурнина Н.С. в качестве литейщика пластмасс Тоншаевского завода радиофутляров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Назначить льготную трудовую пенсию по старости Сурнину Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: Павилова

Копия верна: Судья С.Е.Павилова