Дело по заявлению Щенникова И.Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании предоставить ему и его супруге другое благоустроенное жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Кострова А.В.,

при секретаре Кротовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щенникова И.Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании предоставить ему и его супруге другое благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ :

Щенников И.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании предоставить ему и его супруге другое благоустроенное жилое помещение.

Свое заявление мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Тоншаевский районный суд об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Решением Тоншаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления к органу местного самоуправления – Тоншаевской районной администрации Нижегородской области отказано в связи с тем, что Тоншаевская районная администрация вынесла новое распоряжение № 876-р от 24 декабря 2010 года установив срок расселения в течение пяти лет.

С распоряжением № 876-р от 24 декабря 2010 года он не согласен, поскольку оно, по его мнению, нарушает Конституционные права и противоречит жилищному законодательству. Так как жилое помещение, в котором он проживает, представляет угрозу для дальнейшего проживания.

Просит решение Тоншаевской районной администрации от 24 декабря 2010 года № 876-р «О внесении изменений в распоряжение Тоншаевской районной администрации от 19 августа 2010 года № 504-р «О признании жилых помещений не пригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу»» признать незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные права его и его супруги иметь жилище, препятствующим в течение пяти лет получению другого жилого помещения, поскольку по его мнению указанный срок не является разумным. Просит также обязать Тоншаевскую районную администрацию Нижегородской области незамедлительно предоставить ему и его супруге другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку дом № <адрес> не может быть отнесен к категории жилых, в связи с тем, что представляет угрозу для жизни и здоровья людей.

В судебном заседании Щенников И.Д. и его представитель Щербаков Н.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), заявление поддержали в полном объеме, просят вынести решение по делу.

Представитель Тоншаевской районной администрации Малков К.Б., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), заявление не признал и пояснил, что распоряжение главы администрации № 876-р от 24 декабря 2010 года, которым установлен срок расселения в течение пяти лет является законным и обоснованным. Отметил также, что администрация приняла на себя обязанность произвести расселение в течение указанного срока.

Выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12, 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется в судебном порядке.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствие с п.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В суде установлено, что распоряжением Тоншаевской районной администрации от 19 августа 2010 года № 504-р «О признании жилых помещений не пригодным для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу» в соответствии с п.33 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», актами обследования межведомственной комиссии Тоншаевского района признаны жилые помещения непригодными для постоянного проживания, многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу согласно приложения, в том числе и дом № <адрес> (л.д.6-8), где постоянно проживает заявитель.

Распоряжением Тоншаевской районной администрации от 24 декабря 2010 года № 876-р внесены изменения в распоряжение Тоншаевской районной администрации от 19 августа 2010 года № 504-р и установлен срок расселения в течение пяти лет (л.д.12).

Из заключения межведомственной комиссии от 19 августа 2010 года (л.д. 10) данный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации строительных конструкций и оснований.

В заключении заведующего отделом архитектуры и градостроительства Тоншаевской районной администрации отмечено, что указанное жилое помещение капитальному ремонту не подлежит, поскольку стены, перекрытия, оконные блоки подвержены гниению. При ремонте конструкций возникает угроза обрушения несущих стен (л.д. 11).

Решением Тоншаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Щенникова И.Д. к органу местного самоуправления – Тоншаевской районной администрации Нижегородской области об оспаривании решения Тоншаевской районной администрации от 19 августа 2010 года № 504-р «О признании жилых помещений не пригодным для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу» в части не урегулирования вопроса о сроках отселения физических лиц, предусмотренным п.49 Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года отказано в связи с тем, что Тоншаевская районная администрация вынесла новое распоряжение № 876-Р от 24 декабря 2010 года, установив срок расселения в течение пяти лет (л.д. 15-16).

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменения (л.д. 17-18).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

ДД.ММ.ГГГГ с Щенниковым И.Д. заключен договор найма жилого помещения (л.д.21-22).

Из акта проверки жилищной инспекции (л.д. 23-24) очевидно, что выявлены нарушения в жилом помещении, где проживает Щенников И.Д. в <адрес>.

Из документа о предоставлении информации, направленной заявителю администрацией Тоншаевского района следует, что пять лет – это максимальный срок проживания в указанном жилом помещении до момента расселения (л.д. 25).

Согласно ответу на обращение (л.д. 29) уполномоченный по правам человека в Нижегородской области разъяснил возможность обращения Щенникова И.Д. за защитой своих прав в суд.

Копии удостоверений (л.д. 30) свидетельствуют, что Щенников И.Д. был награжден медалями в честь шестидесяти и шестидесятипятилетия Победы.

Доводы заявителя относительно того, что срок, установленный обжалуемым распоряжением слишком длительный, судом анализировался, однако суд учитывает, что Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, сроки не указаны, а какими либо нормативно-правовыми актами, срок расселения также не предусмотрен. При этом суд принимает во внимание, что пять лет – это максимальный срок, в течение которого может быть произведено расселение.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) жилой дом № <адрес> следует признать аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации строительных конструкций и оснований.

Ссылка представителя заявителя о том, что в указанном акте отмечено о необходимости отселения граждан для обеспечения их безопасности, судом анализировалась, однако, учитывая, что указанный акт не содержит указание на немедленное отселение, и администрацией с учетом финансовых возможностей это учтено при вынесении распоряжения об определении срока, суд приходит к выводу о разумности установленного срока. При этом данный срок не нарушает предусмотренных Конституцией и жилищным законодательством прав.

Судом также на стадии подготовки к судебному рассмотрению и непосредственно в судебном заседании решался вопрос о возможности рассмотрения требований в части возложения обязанности на Тоншаевскую районную администрацию предоставить заявителю другое благоустроенное жилое помещение. В этой связи, суд принимает во внимание, что указанное требование вытекает из первого требования и рассмотрение их в порядке главы 25 ГПК РФ является волеизъявлением Щенникова И.Д. выраженном в поданном им заявлении, с чем суд соглашается и считает необходимым высказать суждения и принять решение.

Рассматривая требования заявителя в данной части, суд принимает во внимание следующие обстоятельства:

Статья 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что Тоншаевская районная администрация своими распоряжениями № 504-р и № 876-р приняла на себя обязательства произвести расселение в течение пяти лет, суд считает, что оно принято, с учетом того, что выполнение указанных мероприятий объективно требует временных затрат и соответствующего бюджетного финансирования.

В этой связи суд учитывает, что в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п.49 постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в случае обследования помещения, комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Однако, как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела судом не установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в той мере, которая требует обязания органа местного самоуправления незамедлительно предоставить заявителю другого благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Руководствуясь ст.ст.258 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Щенникова И.Д. к органу местного самоуправления – Тоншаевской районной администрации Нижегородской области об оспаривании решения Тоншаевской районной администрации от 24 декабря 2010 года № 876-р «О внесении изменений в распоряжение Тоншаевской районной администрации от 19 августа 2010 года № 504-р «О признании жилых помещений не пригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу»», признании решения незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные права иметь жилище, препятствующим в течение пяти лет получению другого жилого помещения, обязании Тоншаевской районной администрации Нижегородской области незамедлительно предоставить ему и его супруге другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: А.В.Костров

Копия верна: Федеральный судья А.В.Костров