Дело по иску Смирновой Т.П. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п.Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Павиловой С.Е.

при секретаре Опариной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Т.П. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с исковыми требованиями, в обосновании которых указала следующее:

Предполагает, что ее педагогическая деятельность составляет более 25 лет и состоит: работа воспитателем группы продленного дня <данные изъяты> восьмилетней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа воспитателем интерната <данные изъяты> школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа воспитателя детского сада совхоза «<данные изъяты>», детского сада <данные изъяты> сельсовета, ясли-сада <данные изъяты> сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа заведующей деского сада деревни <данные изъяты>, детского сада «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работа воспитателя дошкольной группы. При обращении в пенсионный орган для решения вопроса о назначении трудовой пенсии по старости досрочно ей было разъяснено, что специальный стаж составляет 17 лет 9 месяцев 19 дней, поскольку периоды работы в должности заведующей детского сада засчитываются до ДД.ММ.ГГГГ и не выполнялась норма часов за ставку с ДД.ММ.ГГГГ С выводами пенсионного фонда не согласна. Она не могла предвидеть изменений в пенсионном законодательстве. Также считает, что школа находится в сельской местности, поэтому предусмотрены дополнительные льготы по применению пенсионного законодательства.

Просит период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детского сада № «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя дошкольной группы МОУ <данные изъяты> основная общеобразовательная школа зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Пенсионным фондом РФ по Тоншаевскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель истца Кожинов Н.Г., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержал, сославшись на постановление правительства РФ от 3.04.2003г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений.

Представитель ответчика Горовцова Н.А., действующая по доверенности (л.д.27), иск не признала, пояснив в суде, что действительно в соответствии со ст.27 п.1 подп.19 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Названный Список и Правила утверждены постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

Истицей подтвержден документами специальный стаж, который складывается из следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – воспитатель группы продленного дня и воспитатель интерната <данные изъяты> 8-ей школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – воспитатель детского сада; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – заведующая детским садом, далее ясли-сад и детский сад № «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – воспитатель дошкольной группы. Всего стаж на момент обращения истца в пенсионный орган, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составил 19 лет 6 месяцев 27 дней. Не могут быть включены в специальный стаж периоды времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – работа заведующей детским садом и ясли-садом в д.<данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – воспитатель дошкольной группы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг – стаж поставлен без льготной работы.

Представитель третьего лица МОУ <данные изъяты> основная общеобразовательная школа – директор школы Кодочигова Л.П. с иском согласна, просила его удовлетворить. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Т.П. переведена воспитателем дошкольной группы <данные изъяты> основной общеобразовательной школы на 0.75 ставки и до полной ставки она вела уроки ИЗО – 3 часа в неделю. В периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг Смирнова Т.П. была на курсах повышения квалификации.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.12,55,56,57,59,60,67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п.п.1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается Законом.

Основанием возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

В ходе рассмотрения спора судом установлено, что Смирнова Т.П. обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В ответе на ее обращение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Тоншаевскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в специальный стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, не были включены периоды трудовой деятельности Смирновой Т.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом № «<данные изъяты>».

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27); списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 3210-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на внешкольные учреждения, к которым в частности относились дома пионеров и школьников, в разделе "Наименование должностей" - указание на заместителя директора (заведующего).

С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве заведующих в дошкольных образовательных учреждениях в выслугу лет не засчитывается. В подпункте "в" пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, фактически воспроизведены нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Основанное на формально определенных критериях, имеющих объективную природу, изменение оценки профессиональной деятельности руководителей (заместителей руководителей) учреждения дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Таким образом, согласно действующему порядку исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды работы Смирновой Т.П. в должности заведующей детским садом и ясли-садом после ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

В тоже время суд считает возможным удовлетворить исковые требования истицы о включении в специальный трудовой стаж периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем дошкольной группы <данные изъяты> основной общеобразовательной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Смирнова Т.П. в связи с реорганизацией детского сада № «<данные изъяты>» была переведена воспитателем дошкольной группы <данные изъяты> основной школы на 0,75 ставки (л.д.50-51) и вела уроки ИЗО с 5 по 7 класс 3 часа в неделю, что подтверждается копиями приказов о распределении учебной нагрузки на 2004-2005гг и 2005-2006гг. по школе (л.д.38-40). Данные обстоятельства также в судебном заседании подтвердили свидетели С., К. и Ч.

Согласно пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, с 1 сентября 2000 года в специальный стаж засчитываются те периоды работы, в которые выполнялась (суммарно по основному и другим местам работы) норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленной за ставку рабочего времени. При указанных обстоятельствах суд полагает, что Смирнова Т.П., работая одновременно воспитателем дошкольной группы и ведя уроки ИЗО, выполняла норму рабочего времени.

Находясь в трудовых отношениях с работодателем согласно приказов от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.48-49) направлялась в командировки на курсы повышения квалификации в связи с выполняемыми ею трудовыми обязанностями, за ней сохранялась заработная плата.

При указанных обстоятельствах специальный стаж Смирновой Т.П. на день рассмотрения дела в суде составляет 21 год 10 месяцев 14 дней.

Учитывая те обстоятельства, что для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей необходим педагогический стаж 25 лет независимо от возраста, Смирнова Т.П. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии.

В заявлении истица просит применить к ней расчет трудового стажа с учетом ее работы в сельской местности. Суд отказывает в удовлетворении требования на основании пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, согласно которым независимо от объема выполняемой учебной нагрузки в специальный стаж может быть учтена работа только в должности учителя. Смирнова Т.П. согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> основную общеобразовательную школу воспитателем.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Смирновой Т.П. удовлетворить частично, обязав Государственное учреждение Пенсионного фонда РФ по Тоншаевскому району Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды ее работы воспитателем дошкольной группы и преподователем ИЗО <данные изъяты> основной общеобразовательной школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение курсов повышения квалификации.

В остальной части исковых требований Смирновой Т.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: Павилова

Копия верна: Судья С.Е.Павилова