Дело по иску Жеровова А.А. к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в учреждениях ФСИН.



Дело № 2-450/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Дудина С.А.,

при секретаре Втюриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жеровова А.А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в учреждениях ФСИН,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец Жеровов А.А. обратился в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указал следующее.

    Он содержался в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» в период с декабря 2002 года по март 2004 года. Считает условия содержания в ФКУ ИК-12 унижающими человеческое достоинство. Нахождение в таких условиях, по его мнению, причинило ему физические и нравственные страдания. Основаниями унизительного обращения являются то, что он содержался в камерах и отрядах, где на одного человека приходилось менее 2 квадратных метра личного пространства, и он испытывал неудобства в связи со стесненностью. Также не хватало спальных мест, в связи с чем он был лишен права на 8-ми часовой сон. Также не было приватности в туалете, отсутствовала возможность уединения при отправлении естественных надобностей, туалет не был отделен от остальной камеры, не было дверцы либо ширмы. Общеизвестно, что человек, находясь в описанных условиях, испытывает физические и нравственные страдания (переполненность, оправление физиологических потребностей на виду у всех, недостаток воздуха и пространства, нормальных условий сна и отдыха). По условиям содержания в тюрьмах существуют стандарты. Уголовно – исполнительный кодекс РФ и ФЗ «О содержании под стражей» определяют норму площади – на осужденного 2 кв. метра, на обвиняемого в СИЗО 4 кв. метра. Содержание в условиях, несоответствующих внутригосударственным и международным стандартам, переполненность в камерах, отсутствие личного спального места, и условий уединенности посещения туалета, плохое питание, а также другие обстоятельства, сами по себе свидетельствуют об унизительном обращении. Нарушение прав, предусмотренных Конвенцией, предполагает компенсацию морального вреда. Считает, что бремя доказывания условий содержания, лежит на ответчике ФКУ ИК-12. В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред причиненный гражданину, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации. Просит суд:

- Признать условия содержания в период его нахождения в ФКУ ИК-12 ГУФСИН по Нижегородской области, унижающими человеческое достоинство;

- Взыскать с казны Российской Федерации в его пользу 240000 рублей в возмещение морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.

В настоящее время истец осужденный Жеровов А.А. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении Исправительной колонии УФСИН России по Костромской области, расположенной в <адрес> (л.д.2).

    Гражданское дело по иску осужденного Жеровова А.А. к ФКУ ИК-12 и Министерству финансов Российской Федерации рассмотрено без его участия в связи с тем, что согласно ст.77-1 ч.2 УИК РФ перевод в следственный изолятор из исправительной колонии предусмотрен лишь в отношении осужденных, участие которых необходимо в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, либо обвиняемого. Однако истец осужденный Жеровов А.А. не является одним из вышеуказанных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения либо защиты, а является истцом по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем его перевод из исправительной колонии в следственный изолятор, а затем в ФКУ ИК-12, либо в ИВС отдела МВД России по Тоншаевскому району, для участия в рассмотрении гражданского дела по его иску к ФКУ ИК-12 и Министерству финансов Российской Федерации в судебном заседании, невозможен.

    Судья не назначил истцу осужденному Жеровову А.А. адвоката в качестве представителя, поскольку он ведет свое дело в суде через своего представителя Виноградова А.В., действующего на основании доверенности (л.д.95).

В своих возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФКУ ИК - 12 ГУФСИН России по Нижегородской области Бетехтина Е.С., действующая на основании доверенности (л.д.82), просит отказать истцу в удовлетворении его исковых требований (л.д.7-8). Осужденный Жеровов А.А. действительно отбывал наказание в ФКУ ИК-12 в период с 2002 года по 2004 год. Убыл в СИЗО Г<адрес> ДД.ММ.ГГГГ на общий режим по постановлению Тоншаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Учетная карточка на Жеровова А.А. в учреждении имеется. Что касается других документов, то в связи с убытием осужденного в СИЗО, личное дело было направлено с ним, а в дальнейшем в колонию общего режима (хранится 5 лет после освобождения). Вся информация – в каком отряде отбывал наказание, помещался ли в ШИЗО, находится в личном деле. Планы БТИ ранее 2009 года в учреждении отсутствуют. Доводы истца об отсутствии приватности в туалете (туалет не был отделен от остальной камеры), не обоснованны, и не соответствуют реальности. Во-первых, осужденные содержатся в отрядах, а не в камерах. Согласно планам БТИ, во всех отрядах туалеты располагаются в отдельных помещениях. В тех отрядах, где нет туалета (отряды ), туалеты располагаются на улице. Лимит наполняемости учреждения, утвержденный Приказом Минюста РФ, составлял 1211 человек. Общая жилая площадь отрядов составляет 2668,1 кв. м., соответственно на одного человека приходилось 2,2 кв. м. Как следует из положений ст.99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, что подтверждает необоснованность доводов истца о том, что он испытывал стесненность. Кроме того, общий срок исковой давности составляет 3 года. За довольно длительный период с 2004 года по настоящее время, Жерововым А.А. не предъявлялся иск о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, соответственно разумно и справедливо считать, что страдания Жеровова А.А. отсутствовали, и во взыскании компенсации морального вреда должно быть отказано.

В своих возражениях на исковое заявление представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Смирнов А.Е., действующий на основании доверенности (л.д.84), просит отказать истцу в удовлетворении его исковых требований (л.д.74-75). В материалах гражданского дела не содержится ни одного доказательства причинения истцу физических и нравственных страданий. Заявление Жеровова А.А. о том, что он претерпел физические или нравственные страдания, не может быть достаточным для определения наличия и степени морального вреда и определения размера его денежной компенсации, так как являются субъективными.

Представитель истца Виноградов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.95) в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.113).

В соответствие со ст.167 ч.5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представитель ответчика ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Бетехтина Е.А., действующая на основании доверенности (л.д.82), в судебном заседании требования истца не признала, и просит отказать в их удовлетворении. Считает, что ответчик ФКУ ИК-12 не причинял каких-либо физических или нравственных страданий какими - либо действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие осужденному Жеровову А.А. другие нематериальные блага. Пояснила суду, что в ФКУ ИК-12 имеется 9 отрядов - № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Истец, как и все остальные осужденные, был обеспечен индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Смирнов А.Е., действующий на основании доверенности (л.д.84), в судебном заседании требования истца не признал, и просит отказать в их удовлетворении.

Выслушав представителей ответчиков, проверив материалы дела, суд находит требования истца необоснованными, и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.Согласно ст.99 Уголовно – исполнительного кодекса РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

Судом установлено, что истец осужденный Жеровов А.А. отбывал наказание в федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» в период с декабря 2002 года по 29 марта 2004 года (л.д.7-9).

Согласно справки ФКУ ИК-12, в период с года постройки и по настоящее время в зданиях отрядов ФКУ ИК-12 реконструкция не производилась. Год постройки здания отрядов № 1, 8 – 1965, здания отрядов № 2, 7 – 1981, здания отряда № 3, столовой – 1977, здания отрядов № 4, 5, 6, 9 – 1978, здания ШИЗО – ПКТ – 1981 (л.д.10).

Согласно технических паспортов и планов жилых помещений зданий отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ФКУ ИК-12, общая жилая площадь жилых помещений в зданиях указанных отрядов составляет 2668,1 кв. м. (л.д.11-62).

Согласно анализов оперативно – служебной и производственно – хозяйственной деятельности учреждения ФКУ ИК-12, в ФКУ ИК-12 в декабре 2002 года отбывало наказание 1040 осужденных, в 2003 году отбывало наказание: в январе – 1046, в феврале – 1032, в марте – 1015, в апреле – 1013, в мае – 1022, в июне – 1019, в июле – 998, в августе – 1018, в сентябре – 1004, в октябре – 986, в ноябре – 985, в декабре - 996 осужденных (л.д.114-122).

Таким образом, жилая площадь в расчете на одного осужденного в помещениях отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в период отбывания наказания истца в ФКУ ИК-12 с декабря 2002 года по декабрь 2003 года включительно, составляла: в декабре 2002 года – 2668,1 кв. м. : 1040 осужденных =2,56 кв.м.; в январе 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1046 осужденных =2,55 кв.м.; в феврале 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1032 осужденных =2,58 кв.м.; в марте 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1015 осужденных =2,62 кв.м., в апреле 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1013 осужденных = 2,63 кв.м., в мае 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1022 осужденных =2,61 кв.м.; в июне 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1019 осужденных =2,61 кв.м.; в июле 2003 года – 2668,1 кв. м. : 998 осужденных =2,67 кв.м.; в августе 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1018 осужденных =2,62 кв.м.; в сентябре 2003 года – 2668,1 кв. м. : 1004 осужденных =2,65 кв.м.; в октябре 2003 года – 2668,1 кв. м. : 986 осужденных =2,7 кв.м.; в ноябре 2003 года – 2668,1 кв. м. : 985 осужденных =2,7 кв.м.; в декабре 2003 года – 2668,1 кв. м. : 996 осужденных =2,67 кв.м.

В период отбывания наказания истца в ФКУ ИК-12 с января 2004 года по 29 марта 2004 года, лимит наполняемости указанного учреждения, утвержденный Приказом Минюста РФ, составлял 1211 человек (л.д.7, 114-122).

Таким образом, жилая площадь в расчете на одного осужденного в помещениях отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в период отбывания наказания истца в ФКУ ИК-12 с января 2004 года по 29 марта 2004 года в ФКУ ИК-12 составляла: 2668,1 кв.м. : 1211 осужденных = 2,2 кв.м.

Таким образом очевидно, что жилая площадь в расчете на одного осужденного в помещениях отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ФКУ ИК-12 в период отбывания наказания истца с декабря 2002 года по 29 марта 2004 года составляла от 2,2 кв.м. до 2,7 кв. м., что от 0,2 кв.м. до 0,7 кв.м. больше нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, составляющей два квадратных метра, установленной требованиями ст.99 УИК РФ.

Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что доводы истца о том, что он содержался в камерах и отрядах, где на одного человека приходилось менее 2 квадратных метров личного пространства, и он испытывал неудобства в связи со стесненностью, а также о том, что не хватало спальных мест, в связи с чем он был лишен права на 8-ми часовой сон, являются необоснованными.

Согласно технических паспортов и планов зданий отрядов № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ФКУ ИК-12, во всех указанных отрядах туалеты располагаются в помещениях, отдельных от жилых помещений. В зданиях отрядов , в которых нет туалетов, туалеты располагаются на улице. Помещения всех туалетов оборудованы дверями, отделяющими их от остальных помещений зданий отрядов, что свидетельствует о наличии приватности, то есть возможности уединения в туалете для отправления естественных надобностей (л.д.11-62).

Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что доводы истца о том, что не было приватности в туалете, отсутствовала возможность уединения при отправлении естественных надобностей, туалет не был отделен от остальной камеры, не было дверцы либо ширмы, являются необоснованными.

В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец Жеровов А.А. не представил суду доказательств того, что ответчик ФКУ ИК-12 причинил ему моральный вред (физические или нравственные страдания) какими - либо действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Также истец Жеровов А.А. не представил суду доказательств того, что он содержался в ФКУ ИК-12 в период с декабря 2002 года по 29 марта 2004 года в условиях, унижающих человеческое достоинство.

Таким образом, суд считает, что требования истца о признании условий содержания в период его нахождения в ФКУ ИК-12 ГУФСИН по Нижегородской области унижающими человеческое достоинство, о взыскании с казны Российской Федерации в его пользу 240000 рублей в возмещение морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, являются необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

В суде установлено, что каких - либо нарушений, в том числе требований ст.99 УИК РФ о норме жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, а также о достаточности спальных мест, лишении права на 8-ми часовой сон, о приватности в туалете, при содержании осужденного Жеровова А.А. в ФКУ ИК-12 в период с декабря 2002 года по 29 марта 2004 года, ответчиком ФКУ ИК-12 допущено не было.

В соответствие со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с истца государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска Жеровова А.А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» и Министерству финансов Российской Федерации полностью.

Взыскать с Жеровова А.А. государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.

Председательствующий: