Дело № 2-12/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Тонкино 27 февраля 2012 г.
Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Потапенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Потехиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцова Станислава Евгеньевича к Государственному учреждению - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Тонкинскому району Нижегородской области о включении справки архивного сектора о заработной плате по <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ год для перерасчета трудовой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Одинцов С.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском указав, что он обратился в ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Тонкинскому району Нижегородской области для перерасчета трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом заработной платы по архивной справке архивного сектора Администрации <адрес> района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № за период ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ - отдел Пенсионного фонда по Тонкинскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано во включении справки архивного сектора Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о заработной плате по <данные изъяты> и, было предложено предоставить документы, подтверждающие начисление данной заработной платы (приказы, договора). Однако данные документы истцом в архиве найдены не были. В связи с не предоставлением истцом документов, ГУ - отдел ПФР по Тонкинскому району отказал в перерасчете трудовой пенсии по старости указывая, что работа выполняемая истцом, производилась по договорам подряда, взносы по которым в фонд социального страхования не перечислялись.
В судебном заседании истец свое исковое заявление поддержал и дал объяснения аналогичные тексту искового заявления.
Представитель ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Тонкинскому району Нижегородской области по доверенности ФИО3 иск не признала, суду пояснила, что для перерасчета трудовой пенсии по старости Одинцовым С.Е. была предоставлена справка архивного сектора по заработной плате по <данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно справки данные о начислении заработной платы имеются не постоянно, а только за несколько месяцев. Кроме того, суммы начисленной заработной платы на тот период времени значительно превышают среднюю заработную плату по стране. Представитель указывает, что Одинцову С.Е. было предложено предоставить документы подтверждающие начисление данной заработной платы, а именно: приказы о приеме на работу по совместительству, приказы о направлении его на работу в другие организации, договора. Однако, данные документы истцом предоставлены не были. Так как истец не предоставил в Пенсионный Фонд вышеперечисленные документы, то было сделано предположение, что Одинцов С.Е. выполнял работы в СПК «Свободный труд» по договорам подряда. Из предоставленной Одинцовым С.Е. справки из архива видно, что с начисленной ему заработной платы производились удержания. Однако, начисление и уплата взносов на государственное социальное страхование истцом подтверждено не было. Кроме того, как указывает представитель, работа на условиях гражданско-правового договора (подряда и поручения) засчитывается в общий трудовой стаж только с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку только с этой даты стали производиться страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ, с доходов, полученных от выполнения работ по договорам подряда и поручения. Таким образом, при назначении трудовой пенсии по старости, Пенсионный фонд РФ учитывает заработную плату только за те периоды, которые включаются в трудовой стаж. Следовательно, оснований для перерасчета пенсии Одинцову С.Е. по предоставленной им архивной справке, не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования Одинцова С.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 39 Конституции РФ "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту... и в иных случаях, установленных законом".
В соответствии со статьей 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Одинцову С.Е. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и порядок подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
В соответствии с п. 26 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», среднемесячный заработок за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При определении расчетного размера трудовой пенсии применяется ранее действовавший порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка, обозначенный в ст.ст. 100-102 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В состав заработка в соответствии со ст. 100 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включались все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской федерации договора подряда и поручительства не входят.
Как установлено в судебном заседании Одинцов С.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Тонкинскому району Нижегородской области о включении справки архивного сектора о заработной плате по СПК «Свободный труд» за 1990-1991 год для перерасчета трудовой пенсии по старости.
Согласно решения ГУ – отдела ПФР по Тонкинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № № Одинцову С.Е. было отказано о приеме к зачету Справки о заработной плате по <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ года для перерасчета трудовой пенсии по старости, как не имеющему права (л.д. 5-6).
Из предоставленной архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № № выданной архивным сектором администрации <адрес> муниципального района <адрес> установлено, что в документах архивного сектора <данные изъяты> <адрес>, в книгах учета расчетов по оплате с наемными лицами за ДД.ММ.ГГГГ год значится Одинцов С.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с заработной платой по месяцам: в ДД.ММ.ГГГГ году за февраль <данные изъяты> июль 1412.5, сентябрь 688.00, октябрь 887.70, декабрь 151.75; за 1991 год июль 597.00, август 1000.00, сентябрь 333.00, ноябрь 314.00. С данных средств удерживался подоходный налог (л.д. 7).
Согласно архивных справок предоставленных архивным сектором Администрации Тонкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за №№ № соответственно, судом установлено, что в архивный фонд <данные изъяты>» трудовые и гражданские договора не поступали, в книгах протоколов собраний правления <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ г.г. сведений о работе Одинцова С.Е. не выявлено, в документах архивного фонда <данные изъяты> в книгах приказов за период с ДД.ММ.ГГГГ г.г. сведений о направлении Одинцова С.Е. на работу в иные организации не выявлено (л.д. 8-10).
Согласно результатов проверки отраженных в акте ГУ - отдел ПФР по Тонкинскому району № № от ДД.ММ.ГГГГ лицевых счетов по наемным рабочим <данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ.г. по Одинцову С.Е. было установлено, что из заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ год были произведены удержания подоходного налога, а за ДД.ММ.ГГГГ год были произведены удержания также по подоходному налогу, а за июль и сентябрь месяц ДД.ММ.ГГГГ года еще удержан <данные изъяты> Но какого характера данное удержание по лицевым счетам сказать нельзя. Наименование графы, по которым проходят данные удержания пустое (л.д. 20).
Из представленных копий лицевых счетов установлено, что Одинцову С.Е. <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ года, а также в ДД.ММ.ГГГГ года начислялась заработная плата (л.д. 21-38).
Исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что согласно лицевых счетов, из заработной платы Одинцова С.Е. в оспариваемый период времени происходили отчисления из заработной платы, однако какого характера были данные отчисления установить не представляется возможным.
Доказательств того, что отчисления из заработной платы Одинцова С.Е. в период его работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года производились не на уплату страховых взносов в суд не представлено, не добыто таких доказательств и судом.
В соответствии со ст. 236 КЗоТ РФ действовавшему в спорный период, все работники подлежали обязательному государственному социальному страхованию.
Таким образом, на работников распространялись все виды социального страхования независимо от каких либо условий (места работы, характера и продолжительности работы, формы оплаты труда), а также независимо от того, состояли ли они в штате организации или работали внештатно, являлись постоянными временными или сезонными работниками. Соответственно они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Пенсионному страхованию подлежат все граждане независимо от правовых оснований применения труда.
В соответствии со ст. 237 КЗоТ РФ действовавшему в спорный период, взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
Как указывалось выше, Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Таким образом, судом установлено, что Одинцов С.Е. в ДД.ММ.ГГГГ годах выполнял работу в <данные изъяты> за которую ему начислялась заработная плата. Из причитающейся Одинцову С.Е. заработной платы работодателем производились отчисления.
В связи с вышеизложенным, сумма заработка Одинцова С.Е. за период его работы в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ годах подлежит включению в состав заработка, подлежащего учету при назначении трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного исковые требования Одинцова С.Е. к ГУ - отдел Пенсионного фонда по Тонкинскому району Нижегородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Одинцов С.Е. обратился в ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Тонкинскому району с заявлением о перерасчете трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, перерасчет пенсии Одинцову С.Е. должен быть произведен со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Одинцова Станислава Евгеньевича к Государственному учреждению - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Тонкинскому району Нижегородской области – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Тонкинскому району Нижегородской области произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет пенсии Одинцову Станиславу Евгеньевичу с учетом заработной платы по архивной справке Архивного сектора Администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тонкинский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тонкинского
районного суда: _______________ В.А. Потапенко