Дело № 2-24/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2012 года р.п. Тонкино
Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Потапенко В.А.,
при секретаре Морозовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красильниковой Екатерины Никоновны к Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе постановки на учет в качестве улучшения жилищных условий», о понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на единовременную денежную выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Красильникова Е.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями Федерального закона № № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» она имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, так как принадлежащее ей жилое помещение не пригодно для проживания. По данному вопросу она обратилась в Большесодомовскую сельскую администрацию с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако постановлением главы Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на очередь по улучшению жилищных условий в связи с тем, что размер общей площади жилья, приходящегося на каждого, постоянно зарегистрированного члена семьи, превышает учетную норму, установленную администрацией, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания, так как процент износа составляет <данные изъяты> С данным постановлением она не согласна. В связи с чем она обратилась в межведомственную <адрес> комиссию о признании непригодным для проживания принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тонкинского муниципального района <адрес> ее заявление было рассмотрено и вынесено заключение, согласно которому дом был признан пригодным для проживания. Однако, в связи с ненадлежащим составом созданной межведомственной комиссии, ДД.ММ.ГГГГ было проведено повторное обследование жилого помещения истца, согласно которому дом, принадлежащий Красильниковой Е.Н. был также признан пригодным для проживания. Однако, заключение межведомственной комиссии в ее адрес не направлялось, его копия была получена её представителем по доверенности в прокуратуре <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. С заключением межведомственной комиссии она не согласна, считает его незаконным ввиду несоответствия выводов фактическим обстоятельствам. Истица указывает, что дом, в котором она проживает, возведен в ДД.ММ.ГГГГ, крыша ветхая, нижние венцы дома сгнили. Отопление в доме печное, отсутствует водоснабжение и канализация. Бревна несущих стен имеют глубокие трещины. В связи с имеющимися дефектами невозможно соблюдение теплового режима в жилом помещении. Величина физического износа основных конструктивных элементов здания (фундамент, несущие стены, крыша) имеют износ <данные изъяты>. Истица указывает, что являясь вдовой участника ВОВ, она вправе получить социальную поддержку согласно Закону «О ветеранах». Просит признать незаконным постановление Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе постановки на учет в качестве улучшения жилищных условий», признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах».
Истец Красильникова Е.Н. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела своевременно извещена, причина неявки не известна.
Представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исковые требования поддержал полностью, дал пояснения аналогичные тексту искового заявления. Также просит взыскать с ответчика в пользу истца понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины и расходов, связанных с проведением экспертизы.
Ответчик – глава Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> ФИО4 исковые требования не признал, суду показал, что отсутствие в жилом доме, находящемся в сельской местности водопровода и канализации, не может служить основанием для признания дома непригодным для проживания.
3-лицо - представитель администрации Тонкинского муниципального района <адрес> ФИО5 с исковыми требованиями не согласен, считает их неподлежащими удовлетворению, поскольку правоустанавливающих документов на данное жилое помещение у истца не имеется. Кроме того, заключение о признании дома аварийным и подлекжащим сносу, отсутвует. Считает, что дом подлежит ремонту. С результатами строительной экспертизы о признании дома ветхим не согласен.
3-лицо - представитель Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, извещение направлено своевременно, приобщен отзыв на исковое заявление, из которого видно, что Министерство социальной политики с иском не согласно, просит в удовлетворении иска отказать, указывая, что истцом пропущен трехмесячный срок для подачи заявления, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ. Просят рассмотреть без участия представителя Министерства (л.д.71-72).
Суд, выслушав объяснения представителя истца ФИО3, ответчика - главы Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> ФИО4, 3-лица - представителя администрации Тонкинского муниципального района <адрес> ФИО5, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №), «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны <данные изъяты>» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О ветеранах».
Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <адрес>» в соответствии с ч. 6 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О ветеранах» и абз. 6 ст. 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет формы и порядок обеспечения жильем проживающих на территории <адрес> и нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан:
1) установленных статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах»;
2) установленных статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно ст. 21 ч. 1 п. 4, 23.2 Закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Красильникова Екатерина Никоновна является супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах» (л.д. 21).
Кроме того, Красильникова Екатерина Никоновна сама является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серия ВВ № № (л.д. 22).
Желая воспользоваться своим правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О ветеранах», ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Большесодомовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района <адрес> с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 31).
Согласно акту обследования жилищных условий Красильниковой Екатерины Никоновны, проживающей по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования установлено, что норма площади жилья превышает учетную (12 кв.м. на одного человека), установленную на территории данного муниципального образования, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания (согласно техническому паспорту процент износа составляет <данные изъяты>).
Постановлением главы Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) Красильниковой Екатерине Никоновне было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, так как норма площади жилья превышает учетную (12 кв.м. на одного человека), установленную на территории данного муниципального образования, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания, процент износа <данные изъяты> (согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ).
Не согласившись с принятым решением, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в межведомственную комиссию <адрес> с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания.
Заключением межведомственной комиссии № № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано пригодным для проживания (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией <адрес> было проведено повторное обследование вышеуказанного жилого помещения, по результатам которого комиссия приняла следующее заключение: дом деревянный из круглого леса, одноэтажный, с наружной стороны обшит деревянными рейками. Фундамент - деревянные стулья. Пол имеет истертости в ходовых местах, повреждения отдельных досок, провисания досок и щелей не обнаружено. Перекрытие деревянное, утепленное, неоштукатуренное, обнаружены зазоры и щели между досками наката, прогиб балок составляет 1 см. Крыша деревянная, покрыта а/цементными листами. Водопровод и канализация отсутствуют. Проведена частичная замена электропроводки. Обнаружено ослабление отдельных приборов, потеря эластичности изоляции. Выявлены глубокие трещины в кладке печи, приборы печи присутствуют, не расшатаны. Техническое состояние несущих конструкций дома не несет угрозу для проживания граждан. Дом пригоден для проживания (л.д. 17).
Не согласившись с заключением межведомственной комиссии, считая свои права нарушенными, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в суд.
Доводы третьего – лица - представителя Министерства социальной политики <адрес> изложенные в отзыве на исковое заявление о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, несостоятельны. Спор возбужден истцом в порядке искового производства и рассматривается судом по правилам искового производства, не предусматривающим сокращенные сроки обращения в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные основания признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении, которое предоставляется по договору социального найма содержится в ст. 3 Закона <адрес> «О порядке ведения органом местного самоуправления городских округов и поселений <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилье предоставляется нуждающимся по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела видно, что Красильникова Екатерина Никоновна зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 41, 42). Право собственности на указанное жилое помещение за Красильниковой Е.Н. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано (л.д. 40), право приватизации жилья на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ, Красильникова Е.Н. не использовала (л.д. 39).
Однако из материалов дела и доводов сторон установлено, что жилой дом № № расположенный по адресу: <адрес> непригоден для постоянного проживания, так как крыша дома ветхая, фундамент, перекрытия, стены, электроснабжение, отопление находятся в неудовлетворительном состоянии, что не обеспечивает безопасное пребывание людей в данном доме.
Как видно из заключения эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-107):
- наличия деформаций основных несущих конструкций дома № № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Красильниковой Екатерине Никоновне, имеются, их характер и величина отражены в исследовательской части данного заключения;
- отклонения величины деформации основных несущих конструкций дома № №, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего Красильниковой Екатерине Никоновне, свышедопускаемых нормами имеются;
- дом № №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Красильниковой Екатерине Никоновне, с учетом физического износа основных несущих конструкций (стен), относится к категории технического состояния как аварийное состояние;
- дом № №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий Красильниковой Екатерине Никоновне, не пригоден для постоянного проживания.
У суда нет сомнений в достоверности выводов данной экспертизы. Она проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов и имеющим длительный стаж экспертной работы. Экспертному исследованию был подвергнут необходимый и достаточный материал. Методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы.
Как следует из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования (раздел 2 п.10).
Поэтому, с учетом ветхого, аварийного, недопустимого технического состояния отдельных участков основных конструктивных элементов жилого дома с существующей опасностью обрушения, при котором существует опасность для пребывания людей, экспертизой установлены признаки, позволяющие признать жилой дом непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что истцу недопустимо проживать в жилом доме № №, по заключению экспертизы которое признано ветхим.
Таким образом, суд приходит к выводу, что дом, в котором проживает Красильникова Екатерина Никоновна не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из постановления главы Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ Красильниковой Екатерине Никоновне было отказано в постановке на очередность по улучшению жилищных условий в связи с тем, что размер общей площади жилья, приходящегося на каждого, постоянно зарегистрированного члена семьи, превышает учетную норму, установленную администрацией, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания, так как процент износа составляет <данные изъяты> (л.д.11).
Однако, данное постановление главы Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Причем, как следует из пункта 2 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 4) стимулируют жилищное строительство; 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; 6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; 8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.
В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным, иным требованиям законодательства; 91) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Поэтому при указанных выше обстоятельствах, с учетом ст.51 ЖК РФ, Большесодомовская сельская администрация Тонкинского муниципального района <адрес> должна поставить Красильникову Екатерину Никоновну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, в судебном заседании не было установлено обстоятельств того, что истцом совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красильниковой Екатерины Никоновны удовлетворить.
Признать незаконным постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе постановки на учет в качестве улучшения жилищных условий», вынесенное главой Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес>.
Признать Красильникову Екатерину Никоновну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес> проживающую по адресу: <адрес> нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Большесодомовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района <адрес> поставить Красильникову Екатерину Никоновну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, проживающую по адресу: <адрес>, вдову умершего участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признать за Красильниковой Екатериной Никоновной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженкой <адрес> проживающей по адресу: <адрес>, право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О ветеранах».
Взыскать с Большесодомовской сельской администрации Тонкинского муниципального района <адрес> в пользу Красильниковой Екатерины Никоновны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей и расходы, связанные с проведением строительно-технической экспертизы, в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Тонкинский районный суд <адрес>.
Судья Потапенко
Копия верна:
Судья Тонкинского
районного суда В.А. Потапенко