решение по делу № 2-53/2012 по иску прокурора Тонкинского района в интересах Кодочиговой М.А. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, о признании жилого дома непригодным для проживания, обязании поставить на учет в качестве нуждающей



Дело № 2-53/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года р.п. Тонкино

Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Потапенко В.А.,

с участием: прокурора Тонкинского района Нижегородской области Дёмина В.С.,

при секретаре Потехиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тонкинского района Нижегородской области в интересах Кодочиговой Марии Андреевны к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании жилого дома в установленном порядке ветхим, аварийным и непригодным для проживания, обязании поставить Кодочигову Марию Андреевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Тонкинского района Нижегородской области в интересах Кодочиговой Марии Андреевны обратился в суд с иском к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и о понуждении к совершению действий по признанию дома ветхим и непригодным для проживания, указывая, что в прокуратуру <адрес> обратилась представитель Кодочиговой М.А. – ФИО3 с заявлением о признании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и признании Кодочиговой М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что дом в котором зарегистрирована Кодочигова М.А., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. не отвечает требованиям установленным для жилых помещений, не пригоден для постоянного проживания. По данному вопросу в ДД.ММ.ГГГГ года Кодочигова М.А. обратилась в Вязовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области № ДД.ММ.ГГГГ Кодочиговой М.А. было отказано в постановке на очередь по улучшению жилищных условий в связи с тем, что размер общей площади жилья, приходящегося на каждого, постоянно зарегистрированного члена семьи, превышает учетную норму (<данные изъяты> кв.м), установленную администрацией, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания, так как процент износа составляет <данные изъяты> %. Не согласившись с данным постановлением Кодочигова М.А. обратилась в <данные изъяты> с целью проведения независимой строительно-технической экспертизы жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на предмет соответствия его для проживания. В соответствии с экспертным заключением данное жилое помещение является неблагоустроенным и находится в недопустимом состоянии с физическим износом <данные изъяты> %, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, и на момент обследования непригодно для проживания. В ДД.ММ.ГГГГ года с целью оформления правоустанавливающих документов Кодочигова М.А. обратилась в <адрес> филиал ГН НО «Нижтехинвентаризация», сотрудниками которого был изготовлен технический паспорт на данный жилой дом в котором сведения о физическом износе жилого дома занижены до <данные изъяты> %. С целью определения вопроса о пригодности дома для проживания ДД.ММ.ГГГГ Кодочигова М.А. обратилась в межведомственную районную комиссию, которой ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилого дома. Согласно заключению межведомственной комиссии дом был признан пригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> районного суда вышеуказанное заключение было признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ было повторно проведено обследование данного жилого дома. Согласно заключению межведомственной комиссии дом был признан пригодным для проживания. При повторном разрешении вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома межведомственной комиссией вновь были допущены нарушения действующего законодательства РФ, а также не устранены нарушения указанные в решении. Фактически заседание межведомственной комиссии по указанному вопросу не проводилось, было проведено только обследование жилого дома Кодочиговой М.А., в котором приняли участие ФИО4 (зам. главы районной администрации), ФИО5 (директор филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация», ФИО6 (ведущий специалист отдела экономики и прогнозирования), ФИО7 (представитель собственника по доверенности). Фактически в комиссии отсутствовали: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13., ФИО11, ФИО12 Однако в заключении межведомственной комиссии поставлены подписи всех ее членов, в том числе отсутствующих. В связи с чем заключение является незаконным. Кроме того, было повторно проигноривано экспертное заключение № , представленное собственником жилого дома и содержащее вывод о недопустимости состояния жилого дома и его непригодности для проживания. Заключение комиссии не содержит выводов относительно степени физического износа жилого дома, полной и объективной оценки состояния несущих конструкций, а также эксплуатационных характеристик жилого дома.

    В последующем при подготовке дела к судебному разбирательству помощником прокурора было представлено измененное исковое заявление в интересах Кодочиговой Марии Андреевны к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о признании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания незаконным, признании жилого дома в установленном порядке ветхим, аварийным и непригодным для проживания, обязании поставить Кодочигову М.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дополнительно в обоснование исковых требований указано, что Кодочигова М.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвали<адрес> группы и имеет право на получение социальной поддержки согласно ст. 21 Федерального закона «О Ветеранах». Считает постановление Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе постановки на учет в качестве улучшения жилищных условий» незаконным. Также указывает, что с учетом ст. 51 ЖК РФ Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области необходимо поставить Кодочигову М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    Прокурор просит признать заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, пригодным для постоянного проживания, незаконным; признать жилой дом № по <адрес> в д. <адрес> в установленном законом порядке ветхим, аварийным и непригодным для проживания; обязать Вязовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области поставить Кодочигову М.А. на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, установив ответчику срок для вышеуказанных действий.

    Определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ измененное исковое заявление прокурора принято.

    В судебном заседании прокурор Тонкинского района Нижегородской области доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, суду пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению представителя Кодочиговой М.А. – ФИО3 по вопросу нарушения жилищного законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что Кодочигова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Имеет справку инвалида <данные изъяты> группы по общему заболеванию МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ года Кодочигова М.А. обратилась в Вязовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец Кодочигова М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Постановлением Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Кодочиговой М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Причиной отказа в постановке Кодочиговой М.А. на учет является обеспеченность общей площадью жилого помещения выше учетной нормы - <данные изъяты>.м, пригодность жилого помещения для проживания (процент износа <данные изъяты> %). Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом № по <адрес> <адрес> признан пригодным для проживания. Не согласившись с выводами комиссии по обследованию жилого помещения Кодочигова М.А. обратилась в <данные изъяты> с целью проведения независимой сторительно-технической экспертизы. В соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение находится в недопустимом состоянии с физическим износом <данные изъяты> % и не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не пригодно для проживания. Согласно технического паспорта, изготовленного <адрес> филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация» процент износа жилого дома является заниженным и составляет <данные изъяты> %. С целью определения вопроса о пригодности (непригодности) дома для проживания Кодочигова М.А. обратилась в межведомственную комиссию, которой ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого дома, по результатам которого составлено заключение о том, что техническое состояние несущих конструкций не несет угрозу проживания граждан, дом пригоден для проживания. Не согласившись с данным заключением Кодочигова М.А. обратилась в Тонкинский районный суд Нижегородской области, решением которого данное заключение было признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено повторное обследование жилого дома принадлежащего Кодочиговой М.А. и составлено заключение межведомственной комиссии. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, был признан пригодным для проживания. При повторном разрешении вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома межведомственной комиссией были допущены нарушения действующего законодательства. Фактически заседания межведомственной комиссии по указанному вопросу не было, было проведено только обследование жилого дома Кодочиговой М.А. Считает заключение незаконным, поскольку в осмотре принимали участие только четыре человека, хотя в заключении указано их большее количество и подписи их имеются. Заключение не содержит выводов о степени физического износа жилого дома, полной объективной оценки состояния несущих конструкций, а также эксплуатационных характеристик жилого дома. Также считает, что права Кодочиговой М.А. нарушены. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, установив Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области срок для постановки Кодочиговой М.А. на учет один месяц.

Истец Кодочигова М.А. в судебное заседание не явилась. В своем заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие по состоянию здоровья.

    Представители истца по доверенности ФИО3 и ФИО7 исковые требования прокурора поддержали полностью.

    Ответчики – юрист администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО13 по доверенности и глава Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО14 исковые требования признали.

Судом представителям ответчика разъяснены последствия признания иска.

    3-лицо - представитель Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, приобщен отзыв на исковое заявление, из которого видно, что Министерство социальной политики вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда. Просят рассмотреть без участия представителя Министерства (л.д.86-87).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, заслушав заключение прокурора Тонкинского района Нижегородской области Демина В.С., находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ), «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормы Федерального закона и Указа Президента Российской Федерации ставят решение вопроса об обеспечении жильем вдовы умершего участника Великой Отечественной войны в зависимость от ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в данном случае Вязовской сельской администрацией Тонкинского муниципального района Нижегородской области.

Предоставление указанных мер социальной поддержки осуществляется в отношении граждан, включенных в сводный список.

Статьей <адрес>З предусмотрено, что формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляет уполномоченный <адрес> орган исполнительной власти <адрес> на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <адрес>» полномочия по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (в том числе формирование списков) в <адрес> возложены на министерство социальной политики <адрес>, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица.

К полномочиям органа исполнительной власти <адрес> - министерства социальной политики <адрес> относится формирование и утверждение сводного списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и осуществление расчета размера, субвенций, подлежащих перечислению бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> для последующего предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно ст. 21 ч. 1 п. 4, 23.2 Закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

    Судом установлено, что Кодочигова Мария Андреевна является супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах» (л.д. 41).

Желая воспользоваться своим правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О ветеранах», Кодочигова М.А. обратилась в Вязовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородского района с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) Кодочиговой Марии Андреевне было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, так как норма площади жилья превышает учетную (<данные изъяты> кв.м. на одного человека), установленную на территории данного муниципального образования, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания, процент износа <данные изъяты> %.

Не согласившись с принятым решением, ДД.ММ.ГГГГ Кодочигова М.А. обратилась в межведомственную комиссию <адрес> с заявлением о рассмотрении вопроса о непригодности жилого дома для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, признано пригодным для проживания (л.д. 13).

Решением Тонкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заключение было признано незаконным (л.д. 14-16).

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией <адрес> было проведено повторное обследование вышеуказанного жилого помещения, по результатам которого комиссия приняла следующее заключение: техническое состояние несущих конструкция не несет угрозу для проживания. Дом пригоден для проживания (л.д. 17-18).

Не согласившись с заключением межведомственной комиссии, считая права Кодочиговой М.А. нарушенными, ДД.ММ.ГГГГ представитель истица по доверенности – ФИО3 обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес> с просьбой обращения в суд за защитой нарушенных жилищных прав Кодочиговой М.А.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела видно, что Кодочигова Мария Андреевна зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>.

Однако из материалов дела и доводов сторон установлено, что жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не пригоден для постоянного проживания.

Как видно из заключения независимой экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной <данные изъяты> с привлечением экспертной организации <данные изъяты> (л.д. 26-39): выявленные дефекты и повреждения не обеспечивают безопасность проживания в обследуемом жилом доме. Техническое состояние основных конструкций здания относится к категории недопустимое. По результатам обследования физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> составляет <данные изъяты> %. Фундамент, конструкции чердачного перекрытия, крыша, полы, печь находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; стены наружные, оконные и дверные заполнения, отделочные работы, инженерные коммуникации здания находятся в недопустимом состоянии.

У суда нет сомнений в достоверности выводов данной экспертизы.

Как следует из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования (раздел 2 п.10).

Поэтому, с учетом недопустимого технического состояния отдельных участков основных конструктивных элементов жилого дома № по <адрес> в д. <адрес> с существующей опасностью для пребывания людей в жилом помещении, суд приходит к выводу, что вышеуказанный жилой дом, в котором проживает Кодочигова М.А. не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и не пригоден для проживания.

    Как следует из заключения межведомственной комиссии назначенной главой местного самоуправления администрации <адрес>, техническое состоянии несущих конструкций дома не несет угрозу для проживания, дом пригоден для проживания.

    Однако данное заключение является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанное положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Согласно п. 7 Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Одними из этапов процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям являются: 1) составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение); 2) составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения (п. 44 Положения).

Как установлено судом, в состав комиссии были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а именно: ФИО4, (председатель межведомственной комиссии), члены комиссии: ФИО12 (зав. отделом архитектуры и строительства), ФИО8 (начальник МУП <адрес> «<адрес> теплосети», ФИО17начальник ОГПН <адрес>), ФИО10 (заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> <адрес> <адрес>х), ФИО5 (директор филиала ГПНО «Нижтехинвентаризация», ФИО13 (ведущий специалист, юрист администрации), ФИО11 (председатель КУМи и ЗР администрации Тонкинского муниципального района) ФИО6 (ведущий специалист отдела экономики и прогнозирования, секретарь комиссии), и также собственник жилого помещения Кодочигова М.А.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ в составе вышеуказанных членов комиссии и собственника жилого помещения было проведено обследование помещения по заявлению Кодочиговой М.А. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 17-18).

Судом установлено, что в вышеуказанном акте отсутствуют подписи большинства членов межведомственной комиссии (ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13). Исходя из чего суд приходит к выводу об их отсутствия при проведении обследования указанного жилого помещения. Вместе с тем, подписи отсутвующих при обследовании жилого помещения лиц, присутствуют в заключении о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания (л.д. 19).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение принято с нарушением пределов полномочий членов межведомственной комиссии, и оно нарушает права истца Кодочиговой М.А.

При вышеизложенных обстоятельствах заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> пригодным для постоянного проживания, не может быть признано законным и подлежит отмене.

    Согласно постановлению главы Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кодочиговой Марии Андреевне было отказано в постановке на очередность по улучшению жилищных условий в связи с тем, что размер общей площади жилья, приходящегося на каждого, постоянно зарегистрированного члена семьи, превышает учетную норму (<данные изъяты> кв.м), установленную администрацией, а также данное жилое помещение является пригодным для проживания, так как процент износа составляет <данные изъяты>% (л.д.11).

    Однако, данное постановление главы Вязовской сельской администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Причем, как следует из пункта 2 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 4) стимулируют жилищное строительство; 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; 6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; 8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным, иным требованиям законодательства; 91) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Поэтому при указанных выше обстоятельствах, с учетом ст.51 ЖК РФ, Вязовская сельская администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области должна поставить Кодочигову Марию Андреевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в судебном заседании не было установлено обстоятельств того, что истцом Кодочиговой М.А. совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

    Руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Тонкинского района Нижегородской области удовлетворить.

    Признать заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> пригодным для постоянного проживания, незаконным.

    Признать жилой дом № по <адрес> в д. <адрес>, непригодным для проживания.

    Обязать Вязовскую сельскую администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области поставить Кодочигову Марию Андреевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку де<адрес>, проживающую по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Установить Вязовской сельской администрации Тонкинского района Нижегородской области для исполнения решения срок 1 (один) месяц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Тонкинский районный суд Нижегородской области.

                    

Судья Тонкинского

районного суда В.А. Потапенко