решение об удовлетворении заявления о признании действий незаконными



Дело № 2-58/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Тонкино                                                                                    17 марта 2011 года

    Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе:

    председательствующего судьи Потапенко В.А.

    с участием: помощника прокурора Тонкинского района Нижегородской     области Зайцевой И.Е.,

    при секретаре Потехиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Тонкинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации о признании распоряжения Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области о проведении плановой проверки и действий специалиста Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Тонкинского района Нижегородской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании распоряжения Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой проверки в ИП ФИО2, а также признании действий специалиста Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО5 по составлению акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

     В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о государственном контроле (надзоре) и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при его осуществлении в Уренском отделе (Тонкино) Управления Росреестра по Нижегородской области. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) при его реализации, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление контрольных функций, взаимодействия органов, уполномоченных на его осуществление, права и обязанности контролирующих органов и их должностных лиц, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, меры по защите их прав и законных интересов регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно ч.6 ст. 9 названного Федерального закона определена обязанность органов контроля предварительного направления в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В 2009 г. прокуратурой области по результатам рассмотрения представленного Управлением Росреестра по Нижегородской области плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, в связи с несоответствием ФЗ № 294-ФЗ, были исключены мероприятия по контролю в отношении ряда заявленных к проведению проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Окончательно сформированный план проведения плановых проверок Управления Росреестра по Нижегородской области опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что из вышеназванного плана проведения проверок на очередной календарный год, представленного Управлением Росреестра, в связи с несоответствием федеральному законодательству была исключена проверка в ИП ФИО2 Однако, в нарушение действующего федерального законодательства заместителем начальника Уренского отдела Росреестра по Нижегородской области ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение о проведении плановой проверки в ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ специалистом Уренского отдела (Тонкино) ФИО5 данная проверка была проведена. Прокурор полагает, что данная проверка была проведена с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем просит признать ее незаконной.

    В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 заявленные требования поддержала, дала объяснения аналогичные тексту заявления.

    Заинтересованное лицо - представитель Уренского отдела Росреестра по Нижегородской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела своевременно извещен, причина не явки не известна.

    Заинтересованное лицо - представитель Уренского отдела Росреестра по Нижегородской области (р.п. Тонкино) ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением прокурора согласился, суду пояснил, что действительно, согласно распоряжению зам. начальника Уренского отдела Росреестра по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, им была проведена проверка в ИП ФИО2 В ходе проведенной проверки нарушений земельного законодательства выявлено не было. О том, что плановая проверка в ИП ФИО2 была исключена из сводного плана проверок ему известно не было. Понимает, что данная проверка проведена незаконно.

    Заинтересованное лицо – ФИО2 суду показал, что действительно в 2010 г. в ИП ФИО2 была проведена проверка земельного законодательства. Никаких нарушений в ходе проверки выявлено не было.

    Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд, находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Часть 2 ст.4 и ч.2 ст.15 Конституции РФ предусматривают, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    В силу с ч.3 ст.9 ФЗ –ФЗ № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

    Согласно ч.4 ст. 9 вышеназванного Федерального закона в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются: наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

В соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 9 ФЗ –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

    В силу ч.6 и ч.7 ст. 9 ФЗ –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции действовавшей на момент формирования плана проверок на 2010 г.) в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

    Судом установлено, что сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2010 год, утвержденный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://plan.genproc.gov.ru/plan2010).

    Из сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2010 г. установлено, что проведение плановой проверки Управлением Росреестра по Нижегородской области в ИП ФИО2 в план не включено.

    Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Уренского отдела Росреестра по Нижегородской области было издано распоряжение о проведении плановой проверки земельного законодательства в ИП ФИО2 (л.д. 5).

    На основании изданного распоряжения специалистом Уренского отдела (Тонкино) Росреестра по Нижегородской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ в ИП ФИО2 была проведена проверка земельного законодательства (л.д.6).

    В соответствии с п.7 ч.2 ст. 20 ФЗ –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

    В силу п.2 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Тонкинского района о признании незаконными распоряжения Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области о проведении плановой проверки земельного законодательства в ИП ФИО2 и признании действий специалиста Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области по составлению акта проверки подлежащими удовлетворению.

    В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявление прокурора Тонкинского района Нижегородской области удовлетворить.

    Распоряжение Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой проверки соблюдения земельного законодательства в ИП ФИО2, признать незаконным.

    Признать действия специалиста-эксперта Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО5, выразившиеся в составлении акта плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ИП ФИО2, незаконными.

    Обязать Уренский отдел Управления Росреестра по Нижегородской области устранить выявленные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Тонкинский районный суд Нижегородской области.

                    <данные изъяты>

    <данные изъяты>

    Судья Тонкинского

    районного суда                                                                                       В.А. Потапенко