Дело № 2-62/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Тонкино 03 мая 2012 года
Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Потапенко В.А.,
при секретаре Морозовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комиссаровой Светланы Иосифовны к Государственному учреждению - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Тонкинскому району Нижегородской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода трудовой деятельности, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Комиссарова С.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ей незаконно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При этом указала, что в специальный стаж не был включен периоды ее работы в должности преподавателя в Тонкинской детской музыкальной школе со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем просила признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включить данный период в специальный стаж, обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Комиссарова С.И. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные тексту искового заявления.
Представитель ответчика – по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, суду показала, что оснований для включения спорного периода в подсчет специального стажа не имеется, ввиду отсутствия факта работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 55, 56, 59, 60, 67, 68, 69, 70, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста <данные изъяты>, и женщины, достигшие возраста <данные изъяты>.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее <данные изъяты> осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №).
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № утвердило названные Список и Правила.
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее <данные изъяты>; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Спорным периодом работы истицы, который не включен ответчиком в специальный стаж является период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Тонкинской детской музыкальной школы. Основанием отказа послужило то, что не выполняются условия п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № а именно отсутствует факт работы истца в должности преподавателя учреждения дополнительного образования детей (детской музыкальной школы) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Комиссарова С.И. со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает преподавателем по классу фортепиано в Тонкинской детской музыкальной школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала там же по совместительству преподавателем по классу фортепиано.
В обусловленный законодателем период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец Комиссарова С.И. работала в должности музыкального руководителя в детском саду «Теремок».
В ДД.ММ.ГГГГ года Комиссарова С.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – отдел ПФР по Тонкинскому району Нижегородской области № № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что период её работы в должности преподавателя Тонкинской детской музыкальной школы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в специальный стаж.
На дату обращения истца в ГУ – отдел ПФР по Тонкинскому району Нижегородской области, специальный педагогический стаж Комиссаровой С.И., учтенный ответчиком составил <данные изъяты>.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее <данные изъяты> и факта работы в данной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Для граждан, которые в период до ДД.ММ.ГГГГ занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ в этой должности.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность преподавателя после ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истица поступила на должность преподавателя по классу фортепиано в Тонкинскую детскую музыкальную школу со ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что права истицы были нарушены.
Руководствуясь п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, и исходя из того, что при наличии на ДД.ММ.ГГГГ у истца требуемого стажа - <данные изъяты>, отсутствует факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Комиссарова С.И. не приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и основания для возложения на пенсионный фонд обязанности досрочно назначить истцу трудовую пенсию со дня обращения ее с заявлением о назначении пенсии отсутствуют, поскольку с достоверностью установлено, что истец не имеет необходимый <данные изъяты> педагогический стаж для назначения трудовой пенсии на льготных основаниях.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд.
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Комиссаровой Светланы Иосифовны к Государственному учреждению - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Тонкинскому району Нижегородской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода трудовой деятельности, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Тонкинский районный суд <адрес>.
Судья Тонкинского
районного суда В.А. Потапенко