П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерациигород Томск 30 июня 2010 года
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего: Колмогорова П.И.,
при секретаре: Кондратенко Ю.В.,
с участием государственного обвинителя: прокурора Томского района Крылова Б.А.,
подсудимого: Галкина В.А.,
защитника: Смыка И.Б., предъявившего удостоверение № хх и ордер от хх,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске материалы уголовного дела в отношении:
ГАЛКИНА В.А., ..., ранее судимого:
1. 14 мая 2003 г. Томским районным судом Томской обл. по ч. 1 ст.111, ст. 73 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года;
2. 22 октября 2004 г. тем же судом по ч. 1 ст.131, ст.70 УК РФ к 3 годам 1 месяцу лишения свободы, освобождён 05.09.2007 по отбытию наказания;
3. 17 апреля 2009 г. мировым судьёй судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска по ч. 1 ст.119, ч.1 ст.116, ст.ст. 69 ч.2, 73 УК РФ к 1 году 1 месяцу лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.111 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Подсудимый Галкин В.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Обстоятельства преступных действий таковы.
В период с 29 по 30 ноября 2009 года, с 21-00 до 00-30 часов он, находясь в квартире по ул. хх на хх Томского р-на Томской обл., умышленно, в ходе ссоры, из личных неприязненных отношений с целью причинения телесных повреждений подверг избиению потерпевшего Е.: нанёс ему множественные удары руками и ногами по лицу, голове, шее и телу, причинив тем самым Е. телесные повреждения в виде множественных двухсторонних переломов рёбер: справа: 2,3,5,6 на границе костной и хрящевой ткани; 3,4 – по окологрудинной линии с повреждением пристеночной плевры; 3,4,7,8 – по лопаточной линии разгибательного характера; 9,10 – по задней подмышечной линии разгибательного характера; слева: 5 - на границе костной и хрящевой ткани; 6 – по окологрудинной линии сгибательного характера; 5,6,8 – по средней подмышечной линии разгибательного характера; 7 – по средней подмышечной линии сгибательного характера; 9,10 – по задней подмышечной линии разгибательного характера; 8 – по лопаточной линии разгибательного характера; 9,10 - по лопаточной линии сгибательного характера; рваной ушибленной раны нижней доли правого лёгкого, полного косопоперечного сгибательного перелома в средней трети тела грудины; обширных кровоизлияний в мягкие ткани груди справа и слева; правостороннего гемоторакса, составляющие закрытую тупую травму груди, относящуюся к категории тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни и повлекшую по неосторожности смерть потерпевшего 30.11.2009 г. около 2 часов; а также причинил другие телесные повреждения, не имеющие отношения к наступлению смерти: травму шеи, не причинившую вреда здоровью и закрытую черепно-мозговую травму, относящуюся к категории тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения.
В судебном заседании подсудимый Галкин В.А. виновным себя признал, от дачи показаний отказался.
При допросе в качестве подозреваемого на предварительном следствии он пояснял, что находился в квартире по ул. хх, где с другими лицами распивал спиртные напитки. Ему стало известно о том, что потерпевший справил нужду в комнате квартиры, заставлял его убрать за собой, но тот не стал убирать. За это подверг его избиению: нанёс несколько ударов рукой в область лица, затем перетащил его в большую комнату, нанёс удар рукой в область спины и более пяти ударов коленами в живот. Потерпевший был сильно пьян, не сопротивлялся. В дальнейшем по требованию К., увидев, что потерпевший находился в тяжёлом состоянии, вызвал скорую помощь (том 2,л.д.29-33).
При допросе в качестве обвиняемого Галкин В.А. полностью признавал вину, показывал, что нанёс Е. множество ударов руками и ногами по голове, лицу, шее и телу
(том 2,л.д.53-56).
В протоколе явки с повинной Галкин В.А. собственноручно указал, что нанёс телесные повреждения А.: раз десять ударил его по голове, после того как он упал, нанёс не менее пяти ударов коленом по телу, не менее 2-3 раз ударил кулаком по грудной клетке со стороны спины. Избил его за то, что он справил нужду в зале, не хотел за собой убирать
(том 2,л.д.13).
В ходе проверки показаний на месте Галкин В.А. давал пояснения об избиении потерпевшего на месте происшествия, показывал, что наносил ему удары в область лица, а также с силой удары ногой в живот (том 1,л.д.209-213).
Таким образом, в ходе предварительного следствия подсудимый последовательно давал признательные показания о нанесении Е. телесных повреждений.
В судебном заседании подсудимый, согласившись ответить на вопросы, подтвердил эти показания, пояснил, что согласен с тем, что указанные в обвинительном заключении телесные повреждения потерпевшему причинил он.
Виновность подсудимого, кроме собственного признания, установлена нижеследующими доказательствами.
Свидетель К. пояснила, что проживала с потерпевшим Е.. У них дома с участием подсудимого и других лиц распивали спиртное, потерпевший действительно справил нужду в комнате, подсудимый наносил ему удар. Около 21 часа в квартире остались втроём: она, подсудимый и потерпевший, она заснула, а когда проснулась, увидела Е. в коридоре квартиры: он лежал, был сильно избит, в крови. Поняла, что его избил подсудимый, т.к. других лиц в квартире не было, сам подсудимый признал избиение. По её настоятельным требованиям подсудимый вызвал скорую помощь.
Как показал свидетель КН., он проживает в двухквартирном доме, по соседству с К.. Из соседней квартиры был слышен шум, а поздно вечером к нему зашла К., попросила помочь донести до машины скорой помощи её сожителя, пояснила, что его избил подсудимый.
Свидетель КО. дала аналогичные показания, подтвердила, что КН. по просьбе соседки К. помогал донести Е. до автомобиля скорой помощи.
Свидетель Г. в ходе предварительного следствия показывал, что он распивал спиртное вместе с Галкиным В.А., К. и Е. в квартире последних, первым ушёл домой. После 24 часов Галкин В.А. по телефону сообщил ему, что поскольку Е. не хотел уходить из квартиры сам, он «отправил его по скорой» (том 1,л.д.85-88).
Согласно протоколу осмотра места происшествия и фототаблице, была зафиксирована обстановка в квартире по ул. хх на хх Томского р-на, изъяты в т.ч. вырез ткани с дивана, вырез линолеума, соскоб вещества (том 1,л.д. 23-34).
На территории Томского РОВД в автомобиле скорой медицинской помощи осматривался труп мужчины, описаны видимые телесные повреждения (том 1,л.д.16-22).
Как следует из заключения судебно-медицинской экспертизы, смерть Е. наступила от закрытой тупой травмы груди в виде множественных двусторонних переломов рёбер с повреждением правого лёгкого, перелома грудины, которая вызвала развитие травматического шока и подкожной распространённой эмфиземы.
При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены следующие повреждения: множественные двухсторонние переломы рёбер: справа: 2,3,5,6 на границе костной и хрящевой ткани; 3,4 – по окологрудинной линии с повреждением пристеночной плевры; 3,4,7,8 – по лопаточной линии разгибательного характера; 9,10 – по задней подмышечной линии разгибательного характера; слева: 5 - на границе костной и хрящевой ткани; 6 – по окологрудинной линии сгибательного характера; 5,6,8 – по средней подмышечной линии разгибательного характера; 7 – по средней подмышечной линии сгибательного характера; 9,10 – по задней подмышечной линии разгибательного характера; 8 – по лопаточной линии разгибательного характера; 9,10 - по лопаточной линии сгибательного характера; рваная ушибленная рана нижней доли правого лёгкого, полного косопоперечного сгибательного перелома в средней трети тела грудины; обширные кровоизлияния в мягкие ткани груди справа и слева; правосторонний гемоторакса, составляющие в совокупности закрытую тупую травму груди, которая образовалась от не менее 7 воздействий тупого твёрдого предмета с ограниченной контактирующей поверхностью, повлекла тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, и привела к смерти.
Кроме того, обнаружены телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, которая образовалась от не менее 6 воздействий твёрдого тупого предмета, повлекла тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент причинения, отношения к смерти не имеет, а также в виде травмы шеи, не причинившее вреда здоровью.
Все телесные повреждения причинены прижизненно в короткий промежуток времени, незадолго до наступления смерти, могли образоваться от воздействий рук, ног человека.
После получения тупой травмы груди потерпевший мог совершать незначительный объём активных действий непродолжительное время (том 1,л.д. 131-140).
Заключение экспертизы объективно подтверждает показания Галкина В.А. на предварительном следствии о нанесении потерпевшему множественных ударов в область лица, головы, шеи, груди.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы Галкина В.А., у него телесных повреждений не обнаружено. Галкин В.А. при освидетельствовании пояснял эксперту, что наносил удары кулаком по лицу и левой стороне грудной клетки знакомому Александру (том 1,л.д.153-154).
Таким образом, подсудимый пояснял об избиении потерпевшего и эксперту.
В ходе производства выемки произведено изъятие брюк спортивных, футболки, сорочки у обвиняемого Галкина В.А. (том 1,л.д.195-198).
В бюро СМЭ были изъяты одежда: брюки, трико, в которых находился потерпевший в момент смерти, образцы для сравнительного исследования (том 1,л.д.201-204).
Изъятые при осмотре места происшествия и производстве выемок предметы были осмотрены как вещественные доказательства (том 2,л.д.1-6).
Из заключения судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств следует, что на футболке, спортивных и джинсовых брюках потерпевшего Е., на футболке, мужской рубашке, спортивных брюках Галкина, на фрагментах линолеума, ткани, в соскобах вещества обнаружена кровь человека, происхождение которой от потерпевшего Е. не исключается. Галкину эта кровь принадлежать не может (том 1,л.д.166-174).
Все перечисленные доказательства согласуются между собой, подтверждают признательные показания Галкина В.А. о нанесении потерпевшему Е. телесных повреждений.
Согласно заключению амбулаторной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, Галкин В.А. хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдал и не страдает, а обнаруживает признаки расстройства личности в связи со смешанными заболеваниями. В момент правонарушения он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, способном оказать существенное влияние на сознание и деятельность не находился (том 1,л.д.185-188).
Суд, с учётом совокупности исследованных доказательств, обстоятельств дела, данных о личности подсудимого, с заключением экспертизы полностью соглашается, считает, что подсудимый Галкин В.А. является вменяемым.
Оценивая изложенные выше доказательства в их совокупности, суд квалифицирует действия подсудимого по ч.4 ст.111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Подсудимый, как установлено судебным следствием, из личной неприязни избил потерпевшего Е.: нанёс ему множественные удары, в том числе в область грудной клетки, причинив закрытую тупую травму груди, от получения которой потерпевший скончался.
Сам подсудимый признаёт, что причинил потерпевшему телесные повреждения, от которых наступила его смерть.
Судом достоверно установлено, что повреждения, повлекшие смерть, могли быть получены потерпевшим только при избиении подсудимым, другое исключается.
Избивая потерпевшего, нанося ему множественные удары кулаками и ногами, в том числе в область груди, подсудимый осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью и относился к таким последствиям безразлично, т.е. тяжкий вред здоровью он причинил с косвенным умыслом. По отношению к наступившей вследствие причинения тяжкого вреда здоровью смерти он без достаточных оснований самонадеянно рассчитывал на её предотвращение.
Исходя из диспозиции ч. 4 ст.111 УК РФ, суд указывает в установочной части приговора о причинении подсудимым потерпевшему телесных повреждений в виде закрытой тупой травмы груди, относящихся к категории тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего. Поскольку иные телесные повреждения, обнаруженные у потерпевшего, находятся за пределами объективной стороны данного состава преступления, не имеют отношения к наступлению смерти, суд подробно их не излагает, что само по себе не является изменением обвинения.
При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, его личность.
Суд учитывает, что подсудимый вину признал, способствовал раскрытию и расследованию преступления, вызвал потерпевшему скорую медицинскую помощь.
Кроме того, в качестве смягчающих наказание обстоятельств, согласно п.п. «з», «и» ч. 1 ст.61 УК РФ учитывает аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления, и явку с повинной.
Наряду с этим, суд учитывает, что подсудимый ранее неоднократно судим, имеет две судимости за тяжкие преступления. Им совершено преступление, отнесённое к особо тяжкому, и представляющее значительную общественную опасность.
В соответствии с п. «б» ч.3 ст. 18 УК РФ, в его действиях наличествует особо опасный рецидив преступлений.
Согласно п. «а» ч.1 ст.63 УК РФ, рецидив преступлений учитывается судом как отягчающее наказание обстоятельство.
Суд учитывает, что преступление подсудимый совершил в период испытательного срока при условном осуждении к лишению свободы. Условное осуждение не явилось мерой достаточного воздействия на подсудимого, не повлекло его исправление, и в соответствии с ч.5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору от 17.04.2009 подлежит отмене.
Исходя из изложенного, конкретных обстоятельств дела, суд, в целях восстановления социальной справедливости, исправления подсудимого, предупреждения совершения новых преступлений назначает ему наказание, связанное с продолжительной изоляцией от общества: в виде реального лишения свободы, в пределах, ближе в максимальному санкции статьи.
Оснований для назначения наказания в меньших пределах суд не находит, считает, что наказанием, соразмерным содеянному, необходимым для исправления подсудимого, может быть только реальное лишение свободы в указанных пределах.
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, Галкин В.А. подлежит отбыванию наказания в исправительной колонии особого режима.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд:
п р и г о в о р и л:
Признать ГАЛКИНА В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде 12 (двенадцати) лет лишения свободы.
Согласно ч. 5 ст.74 УК РФ отменить в отношении него условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска от 17 апреля 2009 г.
В соответствии со ст. 70 УК РФ присоединить к назначенному наказанию частично наказание, не отбытое по предыдущему, вышеуказанному приговору в виде 6 месяцев лишения свободы и окончательно, по совокупности приговоров назначить ему наказание в виде 12 (двенадцати) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Срок наказания осуждённому исчислять с 30 июня 2010 года. Зачесть в срок отбытого наказания время содержания под стражей с 30.11.2009 по 29.06.2010.
Меру пресечения в отношении него - заключение под стражу, оставить до вступления приговора в законную силу без изменения.
Вещественные доказательства по вступлению приговора в законную силу: брюки спортивные, футболку, сорочку Галкина В.А. выдать осуждённому, предметы одежды Е., а также образцы, соскобы вещества, фрагменты линолеума и ткани уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осуждённым – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с подачей жалобы через Томский районный суд.
В случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
председательствующий: