Дело №1-234/2010
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск «19» августа 2010 г.
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Руди А.А.
при секретаре Полькиной М.А.,
с участием:
государственных обвинителей, помощника прокурора Томского района Томской области Карышевой П.С., старшего помощника прокурора Томского района Томской области Васильева А.В.,
подсудимого Индукаева С.Г.
защитника-адвоката Черновой Т.В., представившей удостоверение ХХХ и ордер ХХХ от 09.08.2010 года,
потерпевшего Г.Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Индукаева С.Г. ХХХ года рождения, уроженца г.ХХХ, гражданина РФ, владеющего русским языком, имеющего среднее образование, ХХХ, не судимого, находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, получившего копию обвинительного заключения 30.06.2010г.,
по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ,
установил:
Индукаев С.Г., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Преступление совершено на территории Томской области Томского района при следующих обстоятельствах.
07.03.2010 года, около 17 часов 00 минут, Индукаев С.Г., управляя автомобилем марки ХХХ государственный регистрационный знак ХХХ, двигаясь в сторону с.ХХХ со стороны с.ХХХ на ХХХ км. автодороги подъезда в с.ХХХ в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения РФ (далее ПДД РФ), согласно которого «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом… дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»; в нарушение п. 9.1 ПДД РФ, в соответствии с которым «количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками…, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом, стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева …»; проявив преступную небрежность, не справился с управлением автомобиля, выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем марки «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ под управлением Е.О.А
В результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля марки «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ Г.Р.Р. причинены ссадины в области левого надплечья, в подключичной области слева, тупая травма живота с разрывом селезенки, развитием внутрибрюшного кровотечения и в совокупности относятся к категории тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни.
Подсудимый Индукаев С.Г. вину признал полностью. Показания в судебном следствии давать отказался, воспользовался правом, предоставленным ст.51 Конституции РФ.
Из оглашенных, в порядке ст.276 УПК РФ, показаний Индукаева С.Г. /л.д.191-194/, данных на предварительном следствии (подтверждённых в суде), следует, что у него в собственности имеется автомобиль марки ХХХ, государственный регистрационный знак ХХХ 07.03.2010г. около 16 часов 30 минут он (Индукаев С.Г.) двигался с п.ХХХ в сторону с.ХХХ со скоростью около 60 км/ч. По дороге заехал на заправочную станцию. Откуда начал выезжать в сторону автодороги д.ХХХ. Двигаясь по указанной автодороге, начал поворачивать направо в сторону с.ХХХ В попутном направлении автомобилей не было. Во встречном направлении на расстоянии 200 метров двигались три автомобиля. С первым автомобилем при выезде на автодорогу он (Индукаев С.Г.) разъехался. Проехал до поворота на д.ХХХ 100 метров, и в этот момент начало заносить заднюю часть его автомобиля. Он (Индукаев С.Г.) переключил скорость с 4-й на 2-ю, желая сбросить её, периодически нажимал педаль тормоза и поворачивал рулевое колесо. Однако автомобиль выровнять не удалось, его вынесло на полосу встречного движения, где правой частью кузова он ударил в переднюю левую часть автомобиль марки «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ, который двигался по встречной полосе движения. При этом расстояние до момента столкновения между автомобилями составляло около 50 метров. Девушку, которая находилась за рулем автомобиля, увез водитель проезжающего мимо автомобиля. Пассажир «ХХХ», как он позже узнал Г.Р. оставался на месте. Позже приехала скорая медицинская помощь, и его, и Г.Р. госпитализировали. Автодорога на месте ДТП асфальтированная, сверху покрыта наледью. На дорожном покрытии небольшие колеи. Видимость была ничем не ограничена, было светлое время суток.
Вина подсудимого подтверждается доказательствами, исследованными в судебном следствии.
Из показаний потерпевшего Г.Р.В. следует, что в установленное в судебном следствии время он двигался на автомобиле «ХХХ» под управлением Е.О. в п.ХХХ. Он Г.Р.В. сидел на переднем пассажирском сидении слева. Погода была ясная, видимость хорошая. Дорожное покрытие асфальтированное, сверху была наледь. Автомобиль двигался со скоростью около 60 километров в час. Приближаясь к повороту на д.ХХХ он Г.Р.В. увидел, что на расстоянии 50 метров из-за поворота на дорогу выезжает автомобиль ХХХ. Скорость у автомобиля была примерно 60 километров в час. Скорость для маневра была высокая, поэтому автомобиль начало кидать из стороны в сторону и вынесло на встречную полосу движения. После чего автомобиль ХХХ правой частью своего кузова ударил автомобиль «ХХХ» в левую переднюю часть. После столкновения водитель (Индукаев Р.) оставался в автомобиле. Он (Г.Р.В. вызвал сотрудников ГИБДД. Приехала скорая медицинская помощь и он Г.Р.В. и Индукаев Р. были госпитализированы. В больнице он Г.Р.В. находился две недели. Перенёс операцию.
Свидетель Е.О.А. в зале суда дала показания по обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия аналогичные показаниям потерпевшего Г.Р.В. Пояснила, что она двигалась со скоростью 50-60 километров в час. Когда увидела, что автомобиль ХХХ занесло и начало кидать по дороге, она Е.О.А. предприняла меры к торможению. Однако столкновение избежать не удалось, и автомобиль ХХХ правой частью своего корпуса, ударил её автомобиль в левую переднюю часть корпуса на полосе движения, по которой двигался её автомобиль «ХХХ». После чего её Е.О.А. доставил в больницу проезжавший мимо С.В. и Г.В. оставался на месте происшествия, при этом он жаловался на боли в левом боку. После того как она вернулась на место ДТП, там уже находились сотрудники ДПС и скорая медицинская помощь. Её (Е.О.А.), Г.Р. и водителя ХХХ госпитализировали.
Из показаний свидетеля П.А.Г. состоящего в должности инспектора ДПС ОГИБДД Томского РОВД следует, что 07.03.2010г. около 17.00 минут он выезжал по сообщению о ДТП на ХХХ километр автодороги подъезда в п.ХХХ Произошло столкновение автомобиля ХХХ, государственный регистрационный знак ХХХ под управлением Индукаева С.Г., который двигался со стороны ХХХ по направлению в ХХХ и автомобилем «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ под управлением Е.А.О. двигавшегося во встречном направлении. В результате ДТП пострадал пассажир «ХХХ» Г.Р.Р. Он П.А.Г. в присутствии двух понятых составил протокол осмотра места происшествия, схему происшествия и осмотр транспортного средства. Дорожное покрытие на данном участке дороги асфальтированное, частично с наледью. Место столкновения отражено на схеме. Зафиксирована осыпь стекла, пластмассы. Следов шин и следов торможения не обнаружено. Автомобиль«ХХХ» был расположен на снежной бровке передней частью по направлению в сторону п.ХХХ Автомобиль ХХХ находился на левой стороне автодороги по ходу своего движения, т.е. на встречной полосе. Передняя часть направлена в сторону п.ХХХ л.д.149-150/.
Из показаний свидетеля С.В.В. оглашенных в зале суда следует, что он 07.03.2010г. около 17 часов двигался на автомобиле «ХХХ» со стороны с.ХХХ в сторону с.ХХХ. Видимость была хорошая, проезжая часть покрыта утрамбованным снегом, присутствовала «колейность». Впереди двигался автомобиль «ХХХ» со скоростью 60-70 километров в час. Примерно на 1 километре автодороги со стороны п.ХХХ он заметил автомобиль ХХХ, который двигался во встречном направлении со скоростью 60-70 километров в час. Ему показалась, что автомобиль ХХХ начал разворачиваться. Автомобиль «ХХХ» начал сдавать вправо, однако столкновение избежать не удалось, и он («ХХХ») въехал в правую переднюю дверь автомобиля ХХХ. После столкновения он (С.В.В.) доставил девушку из автомобиля «ХХХ» в больницу, а позже вернулся с ней и бригадой скорой медицинской помощи на место ДТП. л.д.119-121/.
Из показаний свидетеля Телегина С.Г. следует, что он принимал участие 07.03.2010г. в качестве понятого при осмотре места ДТП на 17 километре автодороги подъезда в с.ХХХ. В его присутствии и второго понятого сотрудником ГИБДД были составлены протокол осмотра места ДТП, схема происшествия, протокол осмотра транспортного средства. Дорожное покрытие асфальтированное, частично с наледью. Справа и слева к проезжей части примыкают обочины, далее лесопосадки. Участок дороги искусственного освещения не имеет. Зона действия каких-либо дорожных знаков не установлена. Место столкновения отмечено на схеме и протоколе осмотра места ДТП. Около места столкновения зафиксирована осыпь стекла и пластмассы. Следов шин и следов торможения на месте ДТП не обнаружено. Автомобиль«ХХХ» был расположен на снежной бровке передней частью по направлению в сторону п.ХХХ. Автомобиль ХХХ находился на левой стороне автодороги по ходу своего движения, т.е. на встречной полосе. Составленные сотрудником ГИБДД документы были подписаны всеми участниками добровольно, замечаний не было. л.д. 117-118/.
Объективно вина подсудимого подтверждается письменными доказательствами, исследованными в суде, а именно:
- рапортом об обнаружении признаков преступления (КУСП №2815 от 19.04.2010г.), согласно которого в порядке ч. 1ст.264 УК РФ, а именно причинение тяжкого вреда здоровью гр. Г.Р.Р. совершенного 07.03.2010г. около 17 часов 00 минут водителем Индукаевым С.Г., управлявшим автомобилем ВАЗ-ХХХ государственный регистрационный знак ХХХ в результате столкновения с автомобилем «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ на ХХХ км автодороги подъезда в с. ХХХ района л.д.48/;
- протоколом осмотра места происшествия от 11.06.2010г., (с приложением фототаблицы), согласно которому осмотрен участок дороги, на расстоянии 90 м от километрового столба «16 км» автодороги подъезда в с.ХХХ Томского района со стороны с.ХХХ в сторону с.ХХХ. В результате осмотра было установлено, что дорожное покрытие на участке асфальтированное. Дефектов дорожного полотна в ходе осмотра не обнаружено. Ширина проезжей части 7,0 метров для двух направлений движения. С правой и с левой стороны к проезжей части примыкают обочины размером по 2,5 метра каждая. По центру проезжей части нанесена сплошная линия разметки белого цвета. На обочине справа по направлению движения в сторону п. ХХХ Томского района установлен знак с обозначением «ХХХ» на фоне синего цвета с указателем направления движения. Строений, сооружений, ограничивающих видимость на участке дороги, не обнаружено. л.д.165-170/;
- протоколом выемки от 11.06.2010г. автомобиля ВАЗ-ХХХ, государственный регистрационный знак ХХХ от 11.06.2010г. по адресу: ХХХ, с.ХХХ ул.ХХХ, ХХХ л.д.152/;
- протоколом осмотра автомобиля ВАЗ-ХХХ, государственный регистрационный знак ХХХ от 11.06.2010г. с фототаблицей, согласно которого было установлено, что автомобиль стоит на земле, четыре колеса отсутствуют. Передняя часть корпуса автомобиля имеет повреждения в виде замятого бампера. Отсутствуют решетка радиатора, передние фары, стекал в них. Крышка капота автомобиля ВАЗ-ХХХ оторвана, находится на корпусе автомобиля. Лобовое стекло отсутствует. Левая боковая часть корпуса автомобиля ВАЗ-2106 имеет повреждения, а именно отсутствует обшивка, стекла в дверях, ручки в дверях. Крыша автомобиля изогнута с правой стороны корпуса наружу. Задняя часть корпуса автомобиля представляет собой кузов, где отсутствуют задний бампер, фары, крышка багажника, заднее стекло в салоне автомобиля. В багажном отделении находятся металлические пластины, обрезки. Правая боковая часть корпуса автомобиля полностью деформирована и изогнута во внутрь салона вместе с крыльями, порогами, дверями. В салоне автомобиля спереди имеются два сидения, обшитые материей. Стекла в автомобиле отсутствуют. На момент осмотра государственные регистрационные знаки на корпусе автомобиля отсутствовали. л.д.153-159/;
- протоколом выемки от 14.06.2010г. автомобиля «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ по адресу: ХХХ, п.ХХХ ул.ХХХ. л.д.172/;
- протоколом осмотра автомобиля «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ от 14.06.2010г. с фототаблицей, согласно которого данный автомобиль стоит на четырех колесах. Передняя часть корпуса автомобиля имеет повреждения в виде замятого капота, бампера, передней левой пассажирской двери. Крышка капота изогнута и поднята вверх, имеются отслоения краски, царапины. Бампер частично изломан с правой стороны, отсутствует фрагмент. С левой стороны бампер частично сколот, но находится на основании. Передние фары разбиты, остекление в них отсутствует. Левое переднее крыло на автомобиле замято в верхней части. Имеет повреждения левая передняя пассажирская дверь, в виде вмятин в корпусе по центру. Зеркало заднего вида на двери разбито, остекление в нем отсутствует. Лобовое стекло в левой части разбито, однако находится в корпусе автомобиля. В салоне наблюдается беспорядок в виде загрязнения сидений. Задняя часть корпуса автомобиля «ХХХ» повреждений не имеет. На заднем бампере автомобиля имеется государственный регистрационный знак с обозначением ХХХ. На передней части корпуса автомобиля находится также государственный регистрационный знак с обозначением ХХХ.д.173-181/;
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу иных документов от 01.06.2010г., согласно которого в качестве иного документа признана и приобщена медицинская карта стационарного больного Г.Р.Р. ХХХ л.д.53/;
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 01.05.2010г., согласно которого в качестве доказательства признано и приобщено к материалам уголовного дела водительское удостоверение Индукаева С.Г. № 70 ОК 452441, выданного 25.09.2008г. л.д.20,21/;
- справкой по дорожно-транспортному происшествию от 07.03.2010г. л.д.18/;
- протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия от 07.03.2010г. с фототаблицей, согласно которого место дорожно-транспортного происшествия расположено на 17 км. Автодороги подъезда в с.ХХХ Томского района. Осмотр производился в направлении от с.ХХХ к с.ХХХ района. Дорожное покрытие асфальтированное, проезжая часть горизонтальная. Состояние покрытия – покрыто льдом. Дорожное покрытие шириной для двух направлений 7,0 метров, линии разметки не нанесены. К проезжей части слева и справа примыкают обочины. За обочиной находятся лесопосадки. Координаты места происшествия - 16 км 90 метров автодороги подъезда в п.ХХХ района. Движение на данном участке не регулируется. Место происшествия не находится в зоне действия каких-либо дорожных знаков. Участок дороги не освещен. Состояние видимости с рабочего места водителя при дневном свете составляет 500 метров. Обзорность из кабины водителя с полосы следования автомобиля вправо и влево составляет 30 метров. Автомобиль ВАЗ-ХХХ государственный регистрационный знак ХХХ находится на левой стороне по ходу своего движения на встречной полосе. Автомобиль «ХХХ», государственный регистрационный знак ХХХ находится на правой обочине в кювете по ходу своего движения. Следов шин, торможения не обнаружено. На проезжей части и обочине находятся обломки стекла и пластмассы. Автомобиль «ХХХ» имеет внешние повреждения капота, бампера, деформирован кузов, разбиты 2 блок фары. Замяты переднее крыло слева, 2 двери, передние стойки, разбито зеркало заднего вида. Модель шин автомобиля «ХХХ» ХХХ, пригодные к эксплуатации, рисунок обыкновенный. Давление воздуха в шинах не измерялось. Автомобиль не загружен. Показания спидометра составили – 128344 км. АКПП и рулевое управление повреждены, проверить не представилось возможным. Состояние тормозной системы проверить не представилось возможным, так как повреждена в результате ДТП. Передние блок фары повреждены, левое зеркало заднего вида повреждено, разбито. Ветровое стекло и стекла дверей внешних повреждений не имеют. Место столкновения автомобилей расположено на правой обочине по ходу осмотра на расстоянии 0,3 метра до правого края проезжей части, 0,2 метра до заднего левого колеса автомобиля ВАЗ-2106 и 90 метров до километрового столба. Данный автомобиль находится задней частью на обочине, направлен в сторону п.ХХХ района. Расстояние от заднего левого колеса до левого края проезжей части составляет 5.4 метра. Расстояние от переднего левого колеса до левого края проезжей части составляет 4,5 метра. 7,3 метра до левого переднего колеса автомобиля «ХХХ», который расположен на снежной бровке по направлению в п.ХХХ Расстояние от заднего левого колеса до левого края проезжей части составляет 6,7 метров. л.д.5-8, 13-17/;
- схемой происшествия от 07.03.2010г. и схемой к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия от 07.03.2010г., на которых указано расположение транспортных средств, произведенные замеры дорожной обстановки на 17 км автодороги подъезда в п.ХХХ района л.д.9,10/;
- протоколом осмотра транспортного средства от 07.03.2010г., согласно которого описано состояние автомобиля ВАЗ-ХХХ государственный регистрационный знак ХХХ, зафиксирована полная деформация кузова, крыши, 4 дверей, крышки капота и багажника, повреждения ветрового стекла и стекол дверей, скрытые внутренние повреждения л.д.11-12/.
Оценивая исследованные доказательства, суд признает их относимыми, достоверными, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для разрешения данного уголовного дела.
Подсудимый Индукаев С.Г. в зале суда вину в предъявленном ему обвинении признал полностью. Его показания по обстоятельствам, совершенного им дорожно-транспортного происшествия в целом согласуются с показаниями потерпевшего, свидетелей по делу, объективно подтверждаются письменными доказательствами, следовательно, признаются судом достоверными и могут быть положены в основу обвинительного приговора.
Давая юридическую оценку действиям подсудимого, суд квалифицирует их по ст. 264 ч.1 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим транспортным средством Правил дорожного движения повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Давая анализ исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимого в инкриминируемом деянии, а именно нарушении требований п.п. 9.1, 10.1 Правил дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993г.№1090 о «Правилах дорожного движения» повлекшее, по неосторожности, причинение тяжкого вреда здоровью. Между нарушением указанных требований ПДД РФ и наступившими последствиями имеется прямая причинно-следственная связь.
Из исследованных доказательств следует, что дорожное покрытие на месте ДТП было покрыто наледью, что должно было учитываться Индукаевым С.Г. во время движения. Кроме того отсутствие следов шин и следов торможения на месте ДТП указывает на то, что Индукаевым С.Г. не предпринимались меры к торможению и остановки управляемого им транспортного средства. В результате его действий автомобиль выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с двигавшимся автомобилем.
Согласно заключению судебной медицинской экспертизы ХХХ ссадины в области левого надплечья, в подключичной области слева, тупая травма живота с разрывом селезенки, развитием внутрибрюшного кровотечения у гр.Г.Р.Р. 1982 г.р., могли быть причинены одномоментно действием тупых твердых предметов, какими могли быть выступающие части салона движущегося автомобиля при его столкновении с препятствием, и в совокупности относятся к категории тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни. Давность причинения повреждений в срок, указанный в постановлении, то есть 07.03.2010г. не исключается и подтверждается морфологической характеристикой повреждений и данными предоставленной медицинской документации л.д.58-62/.
Из объема предъявленного обвинения подлежит исключению указание на нарушение Индукаевым С.Г. требований п.п. 1.3, 1.5, 1.4, 8.1 ПДД РФ, как относящиеся к общим положениям и не находящиеся в причинной связи с наступившими последствиями.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает степень тяжести совершенного деяния, личность подсудимого, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание.
Преступление в совершении, которого установлена вина Индукаева С.Г. в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории небольшой степени тяжести с неосторожной формой вины.
По материалам дела Индукаев С.Г. характеризуется положительно, не судим, имеет место работы.
Обстоятельством, смягчающим наказание, согласно п. «г» ч.1 ст. 61 УК РФ судом признано наличие у подсудимого на иждивении малолетнего ребёнка.
Обстоятельств, отягчающих наказание в соответствии с ст. 63 УК РФ, как в ходе предварительного следствия, так и в суде не установлено.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что исправление подсудимого Индукаева С.Г. возможно без реального отбывания наказания, т.е. наказание, может быть назначено в виде лишения свободы с применением положений ст. 73 УК РФ.
Суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
Для усиления контроля в период испытательного срока, суд также возлагает на Индукаева С.Г. дополнительную обязанность.
Суд считает нецелесообразным лишать Индукаева С.Г. права управления транспортными средствами, поскольку он ранее не привлекался к ответственности за нарушения в области дорожного движения. При этом, судом учитываются и условия способствующие совершению преступления л.д. 256 т.1).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.316-317 УПК РФ,
приговорил:
Индукаева С.Г. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ и назначить наказание в виде одного года лишения свободы без лишения права управлять транспортным средством.
На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком в один год.
Меру пресечения Индукаева С.Г. оставить прежней - подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.
Возложить на Индукаева С.Г. дополнительную обязанность: ежеквартально являться в специализированный государственный орган, осуществляющий исправление осужденного по месту жительства.
Вещественные доказательства по делу: водительское удостоверение по вступлению приговора в законную силу выдать Индукаеву С.Г.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток с момента провозглашения, осужденным в тот же срок с момента вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается через суд постановивший приговор.
Председательствующий ________________/ А.А. Руди/