Дело № 2-824/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2010 года г. Томск
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Белькевич Г.Н.
при секретаре Наумовой О.С.
с участием:
заявителя – помощника прокурора Селезневой Е.А.,
представителя Главы Администрации Томского района Тюкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-824/10 по заявлению прокурора Томской области о признании противоречащими федеральному законодательству подпункты Приложения 1 к постановлению Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289,
у с т а н о в и л:
Прокурор Томской области обратился в суд с заявлением о признании подпунктов 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2, 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к постановлению Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289 противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения судебного решения.
В обоснование заявленных требований указывается, что данным постановлением, опубликованным 16.12.2009 года в газете «Томское предместье» №96, утверждены ставки арендной платы за использование земельных участков в Томском районе на 2010 год. В нарушение положений ч.ч.1, 2 ст.19 Конституции РФ, ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в Приложении 1 к постановлению Главы Томского района от 04.12.2009 года №289, а именно в п.п. 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2 установлены дифференцированные ставки арендной платы за использование земельных участков в Томском районе для физических лиц, зарегистрированных на территории Томского района, и для физических лиц, зарегистрированных на территории других муниципальных образований.
Кроме того, положения п.п. 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к указанному постановлению ограничивают конкурентноспособность юридических лиц, зарегистрированных на территории других муниципальных образований, поскольку возлагают на них обязанность по оплате арендных платежей за использование земельных участков, расположенных в окрестностях населенных пунктов Томского района, в большем размере, чем вносятся юридическими лицами, зарегистрированными на территории Томского района. Данные положения противоречат ч.1 ст.8 Конституции РФ, а также ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
В судебном заседании помощник прокурора Селезнева Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Кроме того, просила обязать Главу Администрации опубликовать в газете «Томское предместье» сообщение о признании подпунктов 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2, 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к постановлению Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289 противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения судебного решения.
Представитель Главы Администрации Томского района Тюков Е.В., действующий на основании доверенности от 14.01.2010 года №02-16/37, в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что установленная ставка арендной платы за земельные участки для граждан, зарегистрированных на территории Томского района, является льготной по отношению к ставке арендной платы для граждан, зарегистрированных на территории других муниципальных образований, и введена в целях экономической поддержки жителей Томского района со стороны власти. Установление дифференцированной ставки арендных платежей не ограничивает и не является условием для получения земельного участка в Томском районе любым гражданином независимо от его места жительства. Установление более низких ставок в отношении организаций - недропользователей, зарегистрированных на территории Томского района, является льготой для такой категории субъектов, поскольку Администрация Томского района заинтересована в привлечении на свою территорию хозяйствующих субъектов и регистрации их на территории Томского района, так как это способствует привлечению дополнительных средств и увеличению доходной части бюджета района за счет налоговых отчислений. По мнению ответчика, более низкая ставка арендной платы для организаций, зарегистрированных на территории Томского района, способствует развитию среднего и малого бизнеса на территории Томского района, не противоречит закону и направлена на улучшение экономического положения Томского района.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, обращение прокурора с вышеуказанными требованиями является правомерным.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. от 17.07.2009 года) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из положений ч.4 ст.10.1 Закона Томской области от 04.10.2002 года №74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (с изм. от 30.11.2009 года), размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п.1.3, 1.9 ст.31 Устава муниципального образования «Томский район» от 29.06.2005 г. №473 (с изм. от 30.04.2009 года) Глава Томского района (Глава Администрации) как высшее должностное лицо Томского района издает в пределах своей компетенции правовые акты, а также утверждает ставки арендной платы за землю.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289 «О ставках арендной платы за использование земельных участков в Томском районе на 2010 год» утверждены и введены в действие с 01.01.2010 года ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся на территории муниципального образования «Томский район», а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Томский район» для различных видов разрешенного использования земель, согласно приложению.
Полномочия Главы Администрации по установлению ставок арендной платы за использование земельных участков в Томском районе на 2010 год сторонами не оспаривались, они были реализованы принятием Главой Администрации по данному вопросу постановления от 04.12.2009 года №289.
Как следует из ч.ч.2-3 ст.41 Устава муниципального образования «Томский район» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (нормативные правовые акты), вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Томский район» является их опубликование в средствах массовой информации, определяемых Администрацией Томского района в установленном законом порядке.
11.07.2009 года между и.о. Главы Томского района и ООО «Томское предместье» был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по размещению и распространению в периодическом издании муниципальных правовых актов и иной официальной информации.
Постановление Главы Администрации от 04.12.2009 года №289 было опубликовано в газете «Томское предместье» №96 от 16.12.2009 года, что подтверждается справкой главного редактора газеты №11 от 27.04.2010 года, а также самой газетой.
Таким образом, судом установлено, что постановление Главы Администрации было официально опубликовано, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
В соответствии с подпунктами 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2 указанного постановления ставки арендной платы в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков различного разрешенного использования, на единицу площади (кв.м), в расчете на год различаются в зависимости от того, зарегистрированы ли граждане на территории Томского района либо на территории других муниципальных образований. Такие разграничения применяются к земельным участкам, разрешенное использование которых предусматривает строительство жилых домов (п.1.4.1), обслуживание и эксплуатацию индивидуальных жилых домов, земельных участков под квартирами в многоквартирных жилых домах (п.1.4.2), ведение личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки) (п.1.5.1), для садоводства, огородничества, дачного хозяйства (п.1.5.2), для ведения личного подсобного хозяйства (полевые земельные участки), огородничества (п.2.5.1), для ведения садоводства, дачного хозяйства (п.2.5.2).
Так ставка арендной платы в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков различного разрешенного использования, на единицу площади (кв.м) в расчете на год под строительство индивидуальных жилых домов для физических лиц, зарегистрированных на территории Томского района составляет в населенном пункте Богашево-0,65, а для физических лиц, зарегистрированных на территории других муниципальных образований-1,76. Аналогичное значительное различие ставок по другим видам разрешенного использования земельных участков указаны в 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2 вышеназванного постановления. Следовательно, граждане, зарегистрированные на территории других муниципальных образований, поставлены в худшие материальные условия.
Согласно ч.ч.1-2 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Из положений ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. от 25.12.2008 года) следует, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, ставки арендной платы различаются и для юридических лиц в зависимости от того, зарегистрированы ли они на территории Томского района или на территории других муниципальных образований. Данное обстоятельство применяется при определении ставки арендной платы по добыче общераспространенных полезных ископаемых (п.2.3.1), добыче и складировании: плодородного слоя, грунта, торфа, других пород при разработке полезных ископаемых (п.2.3.2), других полезных ископаемых (п.2.3.3).
Так разница в арендной плате для юридических лиц, не зарегистрированных на территории Томского района, по добыче общераспространенных полезных ископаемых составила (29,0-19,4)= 9,6 %.
В соответствии с ч.1 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. от 17.07.2009 года) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 указанного ФЗ.
Часть 1 ст.15 Конституции РФ предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Таким образом, постановление Главы Томского района не может противоречить положениям, установленным Конституцией РФ.
Оценивая заложенные в постановлении Главы Томского района ставки арендной платы в зависимости от места регистрации гражданина или места регистрации юридического лица (является ли это место территорией Томского района либо территорией другого муниципального образования), суд приходит к выводу, что такие различия в ставках носят дискриминационный характер, противоречат Конституции РФ и соответственно не могут применяться.
Доводы стороны, чьи действия оспариваются, о том, что установление льгот и преимущества для определенных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, не является нарушением конституционного требования равенства прав и свобод, суд оценивает критически. По мнению суда, регистрация граждан на территории Томского района прямо не свидетельствует о том, что они нуждаются в социальной поддержке, и не может являться основанием предоставления им льгот и преимуществ по сравнению с гражданами, зарегистрированными на территории других муниципальных образований.
Кроме того, установление таких льгот не закреплено в самом постановлении нормативно, хотя в п.5 постановления Главы Администрации №289 от 04.12.2009 года для малоимущих граждан-арендаторов предусмотрены льготы в виде освобождения на период 2010 года от уплаты арендной платы за землю.
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Учитывая вышеизложенные положения федерального законодательства, доводы стороны, чьи действия оспариваются, о предоставлении льгот юридическим лицам, зарегистрированным на территории Томского района, с целью привлечения денежных средств в местный бюджет суд находит несостоятельными.
Суд приходит к выводу о том, что фактически положения п.п. 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к постановлению Главы Томского района от 04.12.2009 года №289 ограничивают конкурентоспособность юридических лиц, зарегистрированных на территории других муниципальных образований, возлагая на них обязанность по оплате арендных платежей в большем размере, чем вносятся юридическими лицами, зарегистрированными на территории Томского района. Кроме того, возможность дифференциации ставок арендных платежей в целях привлечения денежных средств в бюджет, законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, а подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2, 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к постановлению Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289 подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения судебного решения.
Разрешая требования прокурора о возложении на Главу Администрации обязанности опубликовать в газете «Томское предместье» сообщение о признании вышеуказанных подпунктов противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения судебного решения, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
С учетом изложенного, суд находит требование прокурора в этой части основанным на законе и также подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что при подаче заявления прокурор освобожден от уплаты госпошлины, а стороной, чьи действия оспариваются, до судебного разбирательства не был разрешен вопрос об отмене постановления, то госпошлина должна быть взыскана в порядке п. 6 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-199, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования Прокурора Томской области удовлетворить.
Признать подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2, 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к постановлению Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289 противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения судебного решения.
Обязать Главу Томского района (Главу Администрации) опубликовать в газете «Томское предместье» сообщение о признании подпунктов 1.4.1, 1.4.2, 1.5.1, 1.5.2, 2.5.1, 2.5.2, 2.3.1-2.3.3 Приложения 1 к постановлению Главы Томского района (Главы Администрации) от 04.12.2009 года №289 противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 07.07.2010 года.
Взыскать с Главы Томского района (Главы Администрации) государственную пошлину в доход государства в сумме 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: