Дело №2-821/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2010 года г. Томск
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Белькевич Г.Н.
при секретаре Наумовой О.С.
с участием:
процессуального истца – помощника прокурора Истомина С.С.,
представителя ответчика К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-821/10 по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Томской Региональной организации профсоюза авиационных диспетчеров Томского центра обслуживания воздушного движения о признании незаконным п.3.2 Устава, обязании внести изменения в п.3.2 Устава организации,
у с т а н о в и л:
Томский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Томской Региональной организации профсоюза авиационных диспетчеров Томского центра обслуживания воздушного движения, филиалу «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее по тексту – ТПАД), к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области о признании незаконным п.3.2 Устава ТПАД в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок, об обязании привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации положения Устава организации путем внесения изменений в п.3.2, запретив профсоюзу привлекать авиационных диспетчеров в акции протеста и забастовки.
В обоснование заявленных требований указывается, что в ходе проведенной прокуратурой правовой оценки Устава ТПАД, принятого 22.02.2008 года, установлено, что в п.3.2 Устава закреплено право Профсоюза проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, включая забастовки, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Работодателем в отношениях с авиационными диспетчерами филиала «Аэронавигация Западной Сибири» является Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации», предоставляющая услуги по аэронавигационному обслуживанию российскими и иностранными пользователями воздушного пространства РФ. Таким образом, авиационный диспетчер является непосредственным участником предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения гражданских и военных судов, пользователей воздушного пространства РФ, в том числе при выполнении специальных полетов. Полномочия ТПАД, изложенные в п.3.2 Устава, предоставляющие профсоюзной организации полномочия и право принятия решения о проведении забастовки, являются незаконными, поскольку противоречат ст.52 Воздушного кодекса РФ, ст.55 Конституции РФ и ст.413 Трудового кодекса РФ. Кроме того, положения п.3.2 Устава объективно могут повлечь за собой нарушение обеспечения безопасности и регулирования полетов воздушных судов в Томской области и создают реальную угрозу наступления вредных последствий в виде прекращения оказания государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов, чем нарушаются экономические интересы России как государства.
В судебном заседании помощник прокурора Истомин С.С. заявленные требования изменил, настаивал на удовлетворении заявленных требований о запрете забастовок применительно к авиационным диспетчерам, в остальной части исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика – председатель Томского профессионального союза авиационных диспетчеров К. заявленные требования не признал в полном объёме, указав, что исковое заявление не основано на положениях действующего законодательства, подано с нарушением норм процессуального и материального права.
Третьи лица – Управление Министерства юстиции РФ по Томской области и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Западной Сибири» были уведомлены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.
В отзыве на исковое заявление директор филиала «Аэронавигация Западной Сибири» указал, что считает требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. Основной функцией диспетчера, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов, является обслуживание (управление) воздушного движения. Реализация профсоюзным комитетом указанных в п.3.2 Устава полномочий повлечет за собой нарушение обеспечения безопасности и регулярности полетов воздушных судов и реальную угрозу наступления неблагоприятных последствий в виде ограничения или прекращения оказания государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства, чем нарушатся права Российской Федерации. Кроме того, в отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Томской области Р., действующая на основании доверенности №27 от 20.11.2009 года, в отзыве на исковое заявление указала, что не возражает против удовлетворения иска прокурора, просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения процессуального истца, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.398 Трудового кодекса РФ забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
В соответствии с ч.4 ст.37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора предусмотрено также ст.409 Трудового кодекса РФ.
Вместе с тем, ч.3 ст.55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.413 ТК РФ в соответствии со ст.55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
В судебном заседании установлено, что работодателем в отношениях с авиационными диспетчерами филиала «Аэронавигация Западной Сибири» является Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» создано в целях обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного пространства Российской Федерации в установленных границах, обслуживания воздушного движения над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации, а также для формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения, что заложено в его Уставе.
В соответствии со ч.1 ст.14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя, в том числе организацию воздушного движения, представляющую собой обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
Согласно п.4 Положения о Единой системе организации воздушного движения РФ, принятого в соответствии со ст.14 Воздушного кодекса РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 года № 605 (с изм. от 14.12.2006 года), единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению.
Частью 3 ст.17 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п.п. «м», «н» ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства.
Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-I «О безопасности» (с изм. от 26.06.2008 года) закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В соответствии с ч.1 указанного Закона безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность – её права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Статьёй 7 Закона РФ «О безопасности» установлено, что при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Таким образом, филиал «Аэронавигация Западной Сибири» должен руководствоваться в своей деятельности указанными положениями закона, поскольку непосредственно осуществляет организацию воздушного движения.
Согласно ч.1 ст.52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Как следует из Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года № 298, авиационные диспетчеры управляют движением самолетов в воздушном пространстве и на земле с использованием радиосвязи, радиолокаторных и световых систем, предоставляют необходимую информацию по полетам. Их обязанности включают: управление движением самолетов, его контролирование при приближении к аэропорту и при вылете из аэропорта, а также на земле; управление и контроль за движением самолетов в определенных секторах воздушного пространства; изучение и утверждение планов полетов; информирование экипажа и персонала самолетов о погодных условиях, работе аппаратуры, планах полетов и движения самолетов; применение теоретических и практических знаний и навыков в области управления и контроля за движением самолетов для решения всех возникающих в процессе работы проблем; при необходимости обеспечение координации деятельности аварийных и поисково-спасательных служб; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками.
Таким образом, авиационный диспетчер является непосредственным участником предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения гражданских и военных судов, пользователей воздушного пространства РФ.
Пунктом 11.1 Коллективного договора Филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОВД» на 2010-2013 годы предусмотрено, что работники обязуются не допускать трудовых конфликтов и других коллективных действий, в том числе забастовок, по обязательствам, включенным в коллективный договор, в период его действия при условии их выполнения.
При этом п.п. 2.1, 2.2 Договора установлено, что он вступает в силу с 01.04.2010 года и действует до 31.03.2013 года, а его действие распространяется на всех работников филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Как следует из п.1.2 Устава Томской Региональной организации профсоюза авиационных диспетчеров Томского центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Томской области 16.04.2008 года, ТПАД является общественной организацией авиадиспетчеров и осуществляет свою деятельность на территории Томска и Томской области.
Основной целью деятельности ТПАД в соответствии с п.2.1 Устава является представительство и защита прав и интересов своих членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзе, в случае наделения их полномочиями на представительство в указанном порядке.
Как следует из п.4.1 Устава, членами ТПАД могут быть работники службы движения Томского центра ОВД, а также другие работники и пенсионеры Томского центра ОВД на правах ассоциированных членов, признающие Устав ТПАД и регулярно уплачивающие членские взносы.
В п.3.2 Устава закреплены права ТПАД, среди которых предусмотрено право организовывать и проводить в соответствии с федеральным законом забастовки, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
Как следует из положений ч.1 ст.52 Воздушного кодекса РФ, в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
Таким образом, запрет забастовок распространяется не на всех без исключения работников, занятых в организациях, относящихся к системе гражданской авиации, а лишь на определенную их категорию с учётом характера деятельности, а также значимости выполняемых ими работ.
Транспорт, в том числе воздушный, относится к числу жизненно важных для страны отраслей экономики. Любые обстоятельства, нарушающие его нормальное функционирование, затрагивают интересы каждого человека и общества в целом.
С учётом значимости работ, выполняемых авиационными диспетчерами, суд приходит к выводу о том, что в случае принятия решения о проведении ими забастовки может возникнуть реальная угроза нарушения прав и законных интересов граждан, являющихся пассажирами авиационного транспорта, а также угроза нарушения безопасности и регулярности полётов воздушных судов и наступления иных вредных последствий в результате прекращения оказания государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п.3.2 Устава ТПАД в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок авиационными диспетчерами не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем требует изменения.
В отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что ч.1 ст.52 Воздушного кодекса РФ, запрещающая проведение забастовок авиационному персоналу, действует с 08.07.1999 года, а Трудовой кодекс вступил в силу с 01.02.2002 года. По мнению ответчика, ч.1 ст.52 ВК РФ применима к правоотношениям, регулирующим право работников авиационного транспорта, в том числе авиационного персонала на проведение забастовки только в части, не противоречащей положениям ст.413 ТК РФ, а следовательно, законодательство РФ не вводит полный запрет на проведение забастовок авиационным персоналом, к которому относятся диспетчеры, занятые управлением воздушного движения.
В обоснование своих возражений представитель ответчика указал, что исходя из положений ст.413 ТК РФ, работники авиационного транспорта, в том числе отнесенные к авиационному персоналу, наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей; при этом Приказом Минтранса РФ от 07.10.2003 года №197 утвержден Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса, в том числе в гражданской авиации.
Вместе с тем, ответчик фактически признал, что из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим.
При таких обстоятельствах, суд критически оценивает доводы стороны ответчика в обоснование возражений и считает установленным, что п.3.2 Устава ТПАД, предусматривающий право организовывать и проводить в соответствии с федеральным законом забастовки, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников, применительно к авиационным диспетчерам, не соответствует действующему законодательству.
Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При изложенных обстоятельствах суд находит законным и обоснованным обращение прокурора в суд с исковыми требованиями.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Томского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным п.3.2 Устава Томской региональной организации профсоюза авиационных диспетчеров Томского центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок авиационными диспетчерами.
Обязать Томскую региональную организацию профсоюза авиационных диспетчеров Томского центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации положения Устава организации путем внесения изменений в п.3.2, запретив профсоюзу привлекать авиационных диспетчеров в акции протеста и забастовки.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Г.Н. Белькевич
Мотивированный текст судебного решения изготовлен ... года.