дело №2-761/10. решение в законную силу не вступило.



Дело №2-761/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года г. Томск

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Белькевич Г.Н.

при секретаре Наумовой О.С.

с участием процессуального истца – помощника прокурора Кубусевича Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-761/10 по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» о понуждении к совершению действий по выполнению санитарных мероприятий в сфере обеспечения водоснабжения населения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» (далее по тексту – ЗАО «ВИГК») о понуждении получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в отношении скважины №2/86 в с. Калтай, ю.-з.о., скважины №28/78 в с. Калтай по ул. Мичурина, скважины №15/94 в с. Калтай по ул. Ленина, предоставив для этого срок – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного требования указывается, что ЗАО «ВИГК» осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг, а именно производство тепловой энергии и её поставку потребителям, водоснабжение потребителей, приём и обработку сточных вод. На территории п. Калтай Томского района ЗАО «ВИГК» осуществляется эксплуатация скважин №2/86, ю.-з.о., №28/78 по ул. Мичурина, №15/94 по ул. Ленина на основании лицензии ТОМ 00894 ВЭ на добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения от 13.07.2005 года, сроком действия до 31.12.2029 года. Скважины находятся в собственности муниципального образования «Калтайское сельское поселение» и переданы ЗАО «ВИГК» по договору аренды №39 от 12.01.2010 года. Согласно п.п.2.2.3, 2.2.4 указанного договора арендатор обязан использовать предоставленное по договору имущество исключительно по прямому производственному назначению, то есть осуществлять его эксплуатацию; расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией арендованного имущества, несёт арендатор.

Согласно п.3.7 лицензии ТОМ 00894 ВЭ от 13.07.2005 года на недропользователя (ЗАО «ВИГК») возложена обязанность до 2008 года определить границы зон санитарной охраны и разработать комплекс необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий скважин и согласовать с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Однако санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны ЗАО «ВИГК» до сих пор в установленном законом порядке не получен.

Кроме того, в нарушение п.3 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения п. Калтай санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Неисполнение ответчиком требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства способно вызвать загрязнение подземного водного объекта, что создает угрозу жизни и здоровью граждан как постоянно проживающих в п. Калтай, так и временно пребывающих в указанной местности.

Таким образом, бездействие ЗАО «ВИГК» по получению необходимых разрешительных документов нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранение благоприятной окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора Кубусевич Д.А. заявленные требования поддержал в полном объёме по изложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик и привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Администрация Калтайского сельского поселения о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, однако представители сторон в судебное заседание не явились.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснение помощника прокурора, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. от 30.12.2008 года) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Частью 1 ст.18 указанного закона установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

При этом в ст.1 закона определено, что вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Частью 1 ст.606 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ЗАО «ВИГК» является оказание коммунальных услуг, в том числе водоснабжение потребителей, приём и обработка сточных вод, что подтверждается п.3.2 Устава ЗАО «ВИГК».

12.01.2010 года между Администрацией Калтайского сельского поселения (арендодатель) и ЗАО «ВИГК» (арендатор) был заключен договор аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства №39.

Предметом договора является предоставление во временное владение и пользование арендодателем за обусловленную сторонами договора плату муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, расположенного на территории Калтайского сельского поселения, которое будет использовано последним в своих производственных целях и целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными характеристиками объекта, предаваемого в аренду.

В приложении 1 к договору аренды №39 от 12.01.2010 года указан состав и описание объектов договора аренды муниципального имущества, среди которых имеется 3 артезианских скважины, расположенных в с. Калтай.

По условиям договора аренды арендатор обязан использовать полученный в аренду объект в соответствии с условиями договора и исключительно по прямому производственному и потребительскому назначению названного объекта; нести возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией арендованного имущества расходы, в том числе на оплату текущего ремонта объекта (в пределах средств, заложенных в тариф), и расходуемых в процессе эксплуатации материалов, поддерживать объект в исправном состоянии; содержать объект в пригодном для эксплуатации состоянии, полной исправности и образцовом санитарном состоянии, выделять на эти цели необходимые денежные средства; соблюдать в арендуемом объекте требования надзорных и контролирующих органов, согласно законодательства РФ, установленные для эксплуатации подобного вида объектов. Содержать объект в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года №10, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п.1.2).

В соответствии с п.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Из положений п.1.5 указанных СанПиН следует, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Как следует из п.1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Из приложения №1 к договору аренды, заключенному Администрацией Калтайского сельского поселения с ЗАО «ВИГК» следует, что скважины в с. Калтай были введены в эксплуатацию с 1993 года, то есть на момент утверждения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» являлись действующими.

Согласно п.1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В силу п.1.17 указанных СанПиН отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

В соответствии с п.1.15. санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Действие договора аренды имущества, в том числе скважин в с. Калтай, определено на срок с 12.01.2010 года до 01.12.2010 года.

Таким образом, временным владельцем скважин в с. Калтай в настоящее время является ответчик, который и должен в соответствии с действующим законодательством выполнять санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО, а также разработать проект ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При таких обстоятельствах доводы стороны ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что скважины находятся в муниципальной собственности Администрации Калтайского сельского поселения, и разработка проекта ЗСО является обязанностью Администрации как собственника скважин, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.

В соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу ч.2 ст.19 указанного ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Приложением 1 к Лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод ТОМ 00894 ВЭ, выданной ЗАО «ВИГК» Территориальным агентством по недропользованию по Томской области 13.07.2005 года, установлены условия пользования ответчиком участками недр, которые расположены, в том числе на территории с. Калтай Томского района Томской области, а именно: скважины №2/86 в с. Калтай, ю.-з.о., №28/78 в с. Калтай по ул. Мичурина, №15/94 в с. Калтай по ул. Ленина.

Лицензионным соглашением предусмотрены обязательства пользователя недр, среди которых имеются обязанности обустроить скважины в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; обеспечить производственный контроль качества питьевой воды (соблюдение требований СП 2.1.5.1059-01). Разработать и утвердить в установленном порядке Программу производственного контроля качества питьевой воды. Кроме того, лицензионным соглашением на ЗАО «ВИГК» возложена обязанность до 2008 года определить границы зон санитарной охраны и разработать комплекс необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий скважин, используемых для питьевого водоснабжения и согласовать с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иными заинтересованными организациями.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Томского района Томской области на территории с Калтай 31.05.2010 года, было установлено, что скважины, переданные ЗАО «ВИГК» по договору аренды, эксплуатируются с нарушениями санитарного и природоохранного законодательства, зафиксирован ряд нарушений, среди которых указано, что санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны ЗАО «ВИГК» до сих пор в установленном законом порядке не получен, не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения п. Калтай санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Данные нарушения зафиксированы в справке, составленной помощником прокурора Скрябиным О.В. 31.05.2010 года, и подтверждаются также объяснением управляющего отделением ЗАО «ВИГК» К. от 09.06.2010 года.

В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика доказательств в обоснование своих возражений не представлено.

Довод стороны ответчика о том, что ЗАО «ВИГК» является ненадлежащим ответчиком по делу, судом проверялся и не нашёл своего подтверждения в судебном заседании. Других доказательств стороной ответчика суду не представлено.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что неисполнение ЗАО «ВИГК» требований санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к загрязнению подземного водного объекта, что в свою очередь создает опасность для жизни и здоровья граждан, использующих в своей жизнедеятельности воду из такого источника, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении скважины №2/86 в с. Калтай, ю.-з.о., скважины №28/78 в с. Калтай по ул. Мичурина, скважины №15/94 в с. Калтай по ул. Ленина.

Обязать Закрытое акционерное общество «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в отношении скважины №2/86 в с. Калтай, ю.-з.о., скважины №28/78 в с. Калтай по ул. Мичурина, скважины №15/94 в с. Калтай по ул. Ленина.

Предоставить ЗАО «ВИГК» срок для совершения вышеуказанных действий – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: