Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2010 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Жолудевой М.В.,
при секретаре Филоновой Д.С.,
с участием:
представителя истца Семитко С.Е.,
материального истца Рудаковой А.Н.,
представителя ответчика Плешаковой Ж.В.,
представителя третьего лица Плешаковой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-507/10 по иску Прокурора Томского района Томской области в интересах Рудаковой АН о понуждении Администрации Томской области к предоставлению финансовых средств Администрации Заречного сельского поселения на приобретение в собственность жилого помещения для предоставления Рудаковой А.Н. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о понуждении Администрации Заречного сельского поселения предоставить Рудаковой А.Н. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м в течение одного месяца с момента получении финансовых средств от Администрации Томской области,
установил:
Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Рудаковой А.Н. о понуждении Администрации Томской области к предоставлению финансовых средств Администрации Заречного сельского поселения на приобретение в собственность жилого помещения для предоставления Рудаковой А.Н. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о понуждении Администрации Заречного сельского поселения предоставить Рудаковой А.Н. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м в течение одного месяца с момента получении финансовых средств от Администрации Томской области.
В обоснование заявленных требований указал, что Рудакова А.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Ф. на основании решения ... районного суда от (дата) лишена родительских прав. В настоящее время Рудакова А.Н. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Постановлением Главы Заречного сельского поселения от (дата) №... последняя признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет и включена в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Полагает, что Рудакова А.Н. как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения, обладает правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения 14 кв.м., установленной решением Совета Заречного сельского поселения от (дата) №....
Полагал, что на основании п. 2 ст. 6 Закона Томской области № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» на Администрацию Томской области возложена обязанность по предоставлению финансовых средств Администрации Заречного сельского поселения на приобретение жилого помещения для предоставления его Рудаковой А.Н.
В качестве правового основания иска сослался на ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 49, 57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 1, 2, 3, 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».
Представитель истца помощник прокурора Семитко С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Материальный истец Рудакова А.Н. требования прокурора Томского района поддержала, указав, что в 1992-1993 годах проживала с мамой и бабушкой на ул...., в приватизации данной квартиры участия не принимала.
Настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Томской области Плешакова Ж.В., действующая на основании доверенности №..., выданной (дата), исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Статус Рудаковой А.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей, не оспаривала. Кроме того, указала, что финансовые средства на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются Администрации ... района ежегодно. В (дата) на указанные цели ... району было выделено 706 500 рублей. Полагает, что данной суммы достаточно на приобретение жилья для Рудаковой А.Н. В случае недостаточности субвенций Администрация Заречного сельского поселения вправе использовать собственные средства. Просила в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.
Представитель ответчика Администрации Заречного сельского поселения Подглазов В.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ранее опрошенный представитель Администрации Заречного сельского поселения Соболева Э.В., действующая на основании доверенности №..., выданной (дата), заявленные требования признала, указав, что квартира по ул. ... была передана в собственность Ф. и ее матери Р.. Сведений о том, что в приватизации указанной квартиры участвовала и Рудакова А.Н., в Администрации поселения нет, заявление с просьбой о передаче квартиры в собственность не сохранилось.
Представитель третьего лица Администрации Томского района Панова О.А., действующая на основании доверенности №..., выданной (дата), в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, в письменном отзыве, представленном в суд, против удовлетворения требований прокурора Томского района, предъявленного в интересах Рудаковой А.Н., не возражала.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель третьего лица Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Плешакова Ж.В., действующая на основании доверенности №..., выданной (дата), против удовлетворения исковых требований прокурора Томского района не возражала.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования прокурора Томского района Томской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Из материалов дела следует, что Рудакова Алия Нурисламовна, (дата) года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении II-ОМ №..., решением ... районного суда ... области от (дата) о лишении родительских прав ее матери Ф., а также справкой начальника Отдела по опеке и попечительству Администрации ... района от (дата) №....
В соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2010 года) разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 года) к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона п. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены и в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Муниципалитета ... района от (дата) №... и путевки №... от (дата) Рудакова А.Н. находилась на воспитании в ... детском доме. Пунктом 3 данного постановления за ней было закреплено жилое помещение по адресу: ... принадлежащее на праве собственности ее матери Ф. Однако данный пункт утратил силу в связи с принятием постановления Главы ... района от (дата) №....
Из сообщения УФРС по ... области от (дата) №... следует, что недвижимого имущества Рудакова А.Н. в собственности не имеет.
Довод представителя Администрации Томской области о том, что последняя является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Из представленного договора на передачу квартир в собственность граждан от (дата) следует, что он заключен между ... сельским Советом (продавец) и Ф. (покупатель).
Сторонами по делу не оспаривалось, что на основании данного договора в собственность Ф. была передана квартира №..., распложенная в доме №... по ул. ..., что также подтверждается сообщением Администрации Заречного сельского поселения №... от (дата) (п. 1). Указание в договоре на дом №... суд расценивает как техническую описку.
Согласно п.п. 1, 2 данного договора продавец передал в собственность безвозмездно, а покупатель приобрел квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу, с учетом количества членов семьи - 2, при этом фамилии других сособственников в договоре не указаны.
Суд считает, что из содержания договора от (дата) невозможно сделать однозначный вывод о том, кто является вторым сособственником жилого помещения.
Согласно п. 2 сообщения Администрации Заречного сельского поселения №... от (дата), заявление на приватизацию вышеуказанной квартиры в архиве не сохранилось.
Из пояснений представителя Администрации Заречного сельского поселения следует, что на момент приватизации в квартире по адресу: ... фактически проживали и имели право на приватизацию Ф., Р.., Рудакова А.Н. Однако в приватизации указанного жилого помещения участвовали только Ф. и ее мать Р..
Свидетель Ф., допрошенная в судебном заседании, данный факт подтвердила, указав, что ее дочь Рудакова А.Н. не является сособственником данного жилого помещения.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда нет.
Доказательств, опровергающих передачу вышеуказанной квартиры в собственность двух лиц – Ф. и Р.., Администрацией Томской области не представлено, в связи с чем довод представителя ответчика в указанной части суд находит необоснованным.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент рассмотрения дела Рудакова А.Н. не имеет закрепленного за ней жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, а, следовательно, в отношении нее распространяется действие абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 года).
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан ( в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Также могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с (дата) Рудакова А.Н. зарегистрирована по адресу: ....
На основании постановления Главы Заречного сельского поселения от (дата) №... последняя признана и принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. от 30.12.2009 года) указанными государственными полномочиями наделены администрации поселений и городских округов Томской области, в частности Администрация Заречного сельского поселения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди Рудаковой А.Н. возложена на Администрацию Заречного сельского поселения.
Решением Совета Заречного сельского поселения от (дата) №... норма предоставления площади жилого помещения по Заречному сельскому поселению по договору социального найма установлена не менее 14 кв.м общей площади для одного проживающего.
В ходе рассмотрения дела по существу требование о понуждении предоставить Рудаковой А.Н. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м представитель ответчика Администрацией Заречного сельского поселения признала, статус Рудаковой А.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ней жилого помещения, не оспаривала.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
С учетом изложенного, требование о понуждении Администрации Заречного сельского поселения предоставить Рудаковой А.Н. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м суд находит обоснованным.
Согласно ст. 5 и абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (в ред. от 30.12.2009 года) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; осуществлять контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств (п. 2 ст. 2 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ).
На основании ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, переданных настоящим Законом; осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Департаментом финансов ... области в (дата) Управлению финансов Администрации ... района предоставлена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в размере 706 500 рублей, из них 680 000 рублей были выделены на 19 поселений ... района. Субвенция в указанном размере была распределена ... сельскому поселению на приобретение одной квартиры.
Государственная субвенция из бюджета ... района на приобретение жилого помещения для Рудаковой А.Н. Администрации Заречного сельского поселения в (дата) не предоставлялась, что подтверждается сообщением Управления финансов Администрации ... района от (дата) №... и справкой Отдела опеки и попечительства Администрации ... района от (дата) №....
Таким образом, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что оставшегося размера субвенции - 26500 рублей, предоставленной Администрацией Томской области в (дата), недостаточно для приобретения жилого помещения Рудаковой А.Н.
При этом суд не может принять во внимание довод представителя Администрации Томской области о том, что на основании п. 7 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ в случае недостаточности средств субвенции администрации поселений, муниципальных районов вправе дополнительно использовать на приобретение жилья собственные финансовые средства, поскольку это является их правом, а не обязанностью.
Суд считает, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилой площади во внеочередном порядке не может ставиться в зависимость от наличия каких-либо условий, в том числе и в зависимость от наличия финансовых средств на субвенцию на осуществление государственных полномочий, в связи с чем отсутствие финансирования Администрацией Томской области реализации права Рудаковой А.Н. на внеочередное получение жилого помещения не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что требование истца о понуждении Администрации Томской области к предоставлению финансовых средств Администрации Заречного сельского поселения на приобретение в собственность жилого помещения для предоставления Рудаковой А.Н. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Срок, в течение которого Администрация Томской области (в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) и Администрация Заречного сельского поселения (в течение одного месяца с момента получении финансовых средств от Администрации Томской области) должны исполнить свои обязанности суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Томской области предоставить финансовые средства Администрации Заречного сельского поселения на приобретение в собственность жилого помещения для предоставления Рудаковой АН, родившейся (дата) года в с. ..., в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Заречного сельского поселения предоставить Рудаковой АН, родившейся (дата) года в с. ..., жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м в течение одного месяца с момента получении финансовых средств от Администрации Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Томский районный суд Томской области.
Председательствующий –
Судья Томского районного суда М.В.Жолудева
Решение не вступило в законную силу.