Дело № 2-981/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2010 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Кованцевой А.С.,
с участием:
представителя заявителя помощника Томского
межрайонного природоохранного прокурора Казначеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области об оспаривании бездействия Администрации Богашевского сельского поселения,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Богашевского сельского поселения, указав в обоснование заявленного требования следующее. Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения в Богашевском сельском поселении. В ходе проведенной проверки установлено, что на основании постановления главы Богашевского сельского поселения (...) от (...) года система водоотведения – канализация (...) (...), протяженностью 6 800 метров передана МУП БСП ... По системе водоотведения канализационные стоки от объектов, расположенных на (...) (...), без санитарной очистки и обезвреживания сбрасываются в пруд-накопитель ООО ...». Смешиваясь с прошедшими санитарную очистку и обезвреживание канализационными стоками, принимаемыми ООО ...», неочищенные канализационные стоки от объектов, расположенных на (...) (...), два раза в год (весной и осенью) сбрасываются в водный объект – р. (...), чем оказывают негативное воздействие на данный водный объект. В условиях существующей системы водоотведения фактическая возможность очистки сточных вод, поступающих от указанных объектов (...), отсутствует. Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное влияние на водный объект – р. (...), ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующих территориях, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека. Бездействие Администрации Богашевского сельского поселения по решению вопроса об организации водоотведения нарушает право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, а также право на пользование водным объектом для личных и бытовых нужд, поскольку использование данного объекта в рассматриваемой ситуации является не безопасным. На основании изложенного и ст.ст. 45, 254, 258, 206 ГПК РФ, просил признать незаконным бездействие Администрации Богашевского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов, расположенных на (...) в (...) (...), (...), исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект - р. (...), обязать Администрацию Богашевского сельского поселения организовать водоотведение сточных вод, поступающих от объектов, расположенных на (...) в (...) (...), (...), исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект - р. (...), установив срок для совершения вышеуказанных действий один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначеева Е.Н., заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Богашевского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представил. На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, суд счел возможным признать причины неявки представителя заинтересованного лица не уважительными и рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоотведением понимается - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании постановления главы Богашевского сельского поселения от (...) года (...) за Муниципальным унитарным предприятием ... на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, находящееся в собственности муниципального образования «Богашевское сельское поселение», в том числе, канализационные сети, протяженностью 6 800 метров, (...) в (...).
По системе водоотведения передача канализационных сточных вод, поступающих от жилых и хозяйственных объектов, расположенных на (...) (...), осуществляется без санитарной очистки и обезвреживания, минуя очистные сооружения, в пруд-накопитель ООО ... осуществляющего деятельность, связанную с приемом и очисткой сточных вод от предприятий и жилых домов (...). Указанное обстоятельство подтверждается: объяснениями директора МУП Богашевское сельское поселение ... от (...) года, от (...) года, объяснениями начальника юридического отдела ООО ... от (...) года и (...) года, сообщениями директора ООО ... (...) от (...) года, (...) от (...) года, сообщением главы Администрации Богашевского сельского поселения (...) от (...) года.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании ч. 1 ст. 34 вышеуказанного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Томской области от 12.08.2008 № 168-ОЗ (ред. от 05.04.2010) «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использование и охраной поверхностных объектов, на территории Томской области» решение вопросов водоотведения бытовых сточных вод населения в поверхностные водные объекты, в том числе по постановке на учет бесхозяйных канализационных сетей, канализационных очистных сооружений бытовых сточных вод населения, их эксплуатации, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и Томской области требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения осуществляют соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в ведении которых находится решение вопросов отведения бытовых сточных вод населения.
В силу ст. 31 Устава Муниципального образования «Богашевское сельское поселение», принятого решением Совета Богашевского сельского поселения (...) от (...) года Администрация Богашевского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и в соответствии с Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 4 Устава к вопросам местного значения Богашевского сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение вопроса по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод объектов, находящихся на (...) (...), в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, относится к компетенции Администрации Богашевского сельского поселения.
Доказательств надлежащей организации водоотведения бытовых сточных вод, в ходе рассмотрения судом заявления, заинтересованным лицом не представлено, на основании чего, суд находит заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Томской области № 168-ОЗ «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использование и охраной поверхностных объектов, на территории Томской области», ст.ст. 254-258, 206, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области об оспаривании бездействия Администрации Богашевского сельского поселения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Богашевского сельского поселения по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от объектов, расположенных на (...) в (...) (...), (...), исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект - р. (...).
Обязать Администрацию Богашевского сельского поселения организовать водоотведение сточных вод, поступающих от объектов, расположенных на (...) в (...) (...), (...), исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект - р. (...), в течение оного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней, со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено (...) года.
Председательствующий-
судья Томского районного суда Потапов А.И.