№ 2-1017/10 Решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1017/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2010 года Томский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Потапова А.И.,

при секретаре Кованцевой А.С.,

с участием:

представителя истца Черновой А.В.,

представителя ответчика Смирновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Механизатор» о получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения,

установил:

прокурор Октябрьского района города Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Механизатор» (далее-ООО «Механизатор») о получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения, указав в обоснование заявленного требования следующее. Прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка соблюдения санитарного законодательства на предприятии ООО «Механизатор», основным видом деятельности которого является производство строительных материалов. Вышеуказанное производство осуществляется на промышленной площадке по (...) в (...), где размещены: цех красного кирпича, цех керамзитового гравия, котельная, склад мазута, гаражи, грузовые автомобили, гусеничный трактор, экскаватор, погрузчик, РМЦ, кузница, вулканизация, посты сварки, аккумуляторная, административное здание, отопление-автономное, водоснабжение – 3 скважины для хозяйственно-бытовых нужд, питьевое –доставка, канализирование – центральные сети. В соответствии отчетной формой 2-ТП (воздух) предприятие образует отхода 1 класса-0,082 т/год, 2 класса-0,091 т/год (кислота аккумуляторная серная отработанная), 3 класса – 5,245 т/год, 4 класса-867,448 т/год и 5 класса-1 439,363 т/год. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Механизатор» разработан проект организации санитарно-защитной зоны, но в нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на данный проект не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны. В настоящее время производство предприятием ООО «Механизатор» осуществляется в отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны предприятия, что является также нарушением СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Учитывая, что предприятие ООО «Механизатор» осуществляет свою производственную деятельность в границах санитарно-защитной зоны, где проживает около 4 000 человек, расположено 4 детских сада, садоводческое товарищество «Вагонник», неисполнение обязанности по поучению положительного заключения на проект санитарно-защитной зоны предприятия и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает права и интересы граждан на благоприятную среду обитания, закрепленные ст. 42 Конституции РФ. На основании изложенного и ст.ст. 45, 206 ГПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просил обязать ООО «Механизатор» получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации санитарно-защитной зоны предприятия в срок до 01 ноября 2010 года.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В., иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ООО «Механизатор» - Смирнова М.А., действующая по доверенности от (...) года, не оспаривая фактические обстоятельства дела и не возражая против удовлетворения заявленных требований, просила установить срок получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения до 01 марта 2011 года, объяснив это сложностью и длительностью выполнения все необходимых действий по получению положительного заключение на проект организации санитарно-защитной зоны. В письменном отзыве на иску указала, что ООО «Механизатор» был разработан проект обоснования расчетной уменьшенной санитарно-защитной зоны. Данный проект обеспечивает соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, при осуществлении производственной деятельности на территории предприятия. Проект был представлен на экспертизу в управление Роспотребнадзора по Томской области. По результатам рассмотрения проект был возвращен на доработку и корректировку. В настоящее время разработчик проекта осуществляет расчет технических данных для обоснования уменьшения размера санитарно-защитной зоны в соответствии с разделом 1V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требованиями СанПиН не установлен срок, в течение которого организация обязана получить положительное заключение на проект организации санитарно-защитной зоны. ООО «Механизатор» не уклоняется от выполнения требований законодательства, напротив, с целью соблюдения законодательства РФ принимает все меры для разработки и утверждения проекта организации санитарно-защитной зоны.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу ч. 2 ст. 12 вышеназванного Закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п.п. 1.2., 1.4., 1.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 № 74 (ред. от 06.10.2009), требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании п.п. 2.1., 2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Пунктом 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с п.7.1.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производство щебенки, гравия и песка, производство кирпича (красного, силикатного), строительных керамических и огнеупорных изделий относится к предприятиям третьего класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 метров.

ООО «Механизатор» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности которого является производство строительных материалов и транспортные услуги, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица 70(..), Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от (...) года, Уставом ООО «Механиатор», утвержденным (...) года.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Механизатор» разработан проект обоснования расчетной уменьшенной санитарно-защитной зоны предприятия, согласно которого все предприятия, расположенные на промышленной площадке оказывают воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения преимущественно за счет выбросов загрязняющих веществ. Воздействие оп остальным факторам не значительное. По результатам комплексного анализа воздействия объекта на окружающую природную среду предлагается установить уменьшенную санитарно-защитную зону для ООО «Механизатор» по совокупности факторов воздействия на расстоянии 100 метров северо-восточном, северо-западном, восточном, юго-западном, западном и южном, в северном и юго-восточном направлении 60 метров. Размер расчетной (уменьшенной) СЗЗ является достаточным для обеспечения безопасности населения и сохранения удовлетворительного качества окружающей среды.

Однако, до настоящего времени положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации санитарно-защитной зоны предприятия ООО «Механизатор» не получено, соответственно, не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, что является нарушением санитарного законодательства. Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области от (...) года, сообщением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (..) от (...) года, объяснениями К.Т.Д. – ответственного за охрану окружающей среды ООО «Механизатор» от (...) года, и не оспаривалось на момент рассмотрения дела представителем ответчика.

Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В силу п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 14, юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта), обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик - ООО «Механизатор» обязан получить санитарно - эпидемиологического заключение на проект организации санитарно-защитной зоны и принять меры к организации санитарно-защитной зоны предприятия.

Доказательств отсутствия указанной обязанности, либо иных обстоятельств освобождающих ответчика от её выполнения, в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено и судом не установлено.

Довод представителя ответчика о предоставлении срока для исполнения обязанности в срок до 01.03.2010 года, учитывая период времени, в течение которого к ответчику предъявлялись требования об исполнении лежащей на нем обязанности, в том числе Управлением Роспотребнадзора по Томской области и прокурором Октябрьского района г. Томска, суд находит необоснованным, т.к. он не подтвержден представлением соответствующих доказательств в обоснование указанного довода.

Оценивая все исследованные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что ответчиком допущены и не устранены нарушения требований санитарного законодательства, на основании чего, иск прокурора Октябрьского района города Томска является обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Октябрьского района города Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Механизатор» о получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Механизатор» получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны в срок до 01 ноября 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней, со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено (...) года.

Председательствующий-

судья Томского районного суда Потапов А.И.