Дело № 2-892/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2010 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Кованцевой А.С.,
с участием:
истца Фоминой Н.В.,
представителя истца Федько П.С.,
представителя ответчика Хохловой О.Г.,
представителя ответчика Сукач А.А.,
представителя третьего лица Семенчуковой Н.Н.,
представителя третьего лица Плешаковой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов Фоминой Н.В. к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, по иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов Шукурова Д.Д. к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор Томского района Томской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав и законных интересов Фоминой Н.В., обратился в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование следующее. Фомина Н.В., (...) года рождения, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения Администрации Т-го сельского совета Р-го района А-го края от (...) года, несовершеннолетняя Фомина Н.В. была передан под опеку К.Н.П. жилое помещение на тот момент за несовершеннолетней Фоминой Н.В. закреплено не было. На основании постановления Администрации Зоркальцевского сельского поселения от (...) года Фомина Н.В. признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ. Следовательно, Фомина Н.В., имея статус лица из числа детей-сирот, фактически не имеет закрепленного жилого помещения. На основании изложенного и ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области № 28-О «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Закона Томской области № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 57 ЖК РФ, истец просил обязать Администрацию Томской области предоставить финансовые средства Администрации Зоркальцевского сельского поселения на приобретение в собственность жилого помещения для предоставления Фоминой Н.В., в срок до (...) года, обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения предоставить Фоминой Н.В. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее 17 кв.м..
В ходе подготовки дела к рассмотрению установлено, что в производстве суда находится гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов Шукурова Д.Д. к Администрации Томской области, Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилого помещения. Определением судьи, с учетом мнения сторон, указанные гражданские дела объединены одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С. иск поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Истец Фомина Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Истец Шукуров Д.Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации Зоркальцевского сельского поселения Хохлова О.Г., действующая по доверенности (...) от (...) года, иск не признала, не оспаривая фактические обстоятельства дела, пояснила, что без получения субвенции от Администрации Томской области Зоркальцевское сельское поселение, переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот исполнить не в состоянии, собственных денежных средств на указанные нужды в бюджете поселения не имеется, поэтому на Администрацию Томской области должна быть возложено обязанность по предоставлению субвенции на приобретение жилых помещений.
Представитель ответчика – Администрации Томской области Сукач А.А., действующий по доверенности (...) от (...) года, считал иск не подлежащим удовлетворению, указав, что органы местного самоуправления наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Представитель третьего лица – Администрации Томского района Семенчукова Н.Н., действующая по доверенности (...) от (...) года, иск считала не подлежащим удовлетворению, пояснив, что без предоставления субвенции из областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в поселении средств не имеется. Поскольку в 2010 году Администрацией Томской области средств для исполнения переданных государственных полномочий Зоркальцевскому сельскому поселению не выделялось, при направлении Администрацией Томского района в Администрацию Томской области всех необходимых сведений, оснований для обязывания Администрации Зоркальцевского сельского поселения обеспечить истцов жилыми помещениями не усматривает.
Представитель третьего лица - Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Плешакова Ж.В., действующая по доверенности (...) от (...) года, иск полагала подлежащим удовлетворению, по основаниям указанным истцом.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Томской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным признать причины неявки представителя третьего лица не уважительными и дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что родители Фоминой Н.В., (...) года рождения, - Ф.В.И. Ф.Т.П. умерли, что подтверждается свидетельством о рождении V-ТО (...), выданным (...) года Т-м сельским советом, Р-го района, А-го края, свидетельством о смерти 1-ТО (...), выданным (...) года Администрацией с. О М-го района, А-го края, свидетельством о смерти 11-ТО (...), выданным (...) года З-м отделом ЗАГС, А-го края.
Решением Т-го районного суда Т-й области от (...) года Ш.Ж.У.. и Ш.Б.З. лишены родительских прав в отношении Шукурова Д.Д., (...) года рождения.
На основании распоряжения Администрации Т-го сельсовета Р-го района, А-го края от (...) года, постановления Муниципалитета Т-го района от (...) года (...) несовершеннолетние Фомина Н.В., Шукуров Д.Д. были переданы под опеку К.Н.П. за Шукуровым Д.Д. была закреплена жилая площадь по адресу: (...), (...), (...), (...), (...), (...), до его совершеннолетия. Постановлением главы Администрации Т-го района от (...) года (...)К, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, пункт 3 постановления Муниципалитета Т-го района от (...) года (...) о закреплении за несовершеннолетним Шукуровым Д.Д. жилой площади, отменен.
Из сообщений УФРС по Томской области от (...) года (...), от (...) года (...), справок ОГУП «...» от (...) года (...), от (...) года (...), следует, что сведений о зарегистрированных правах Фоминой Н.В., Шукурова Д.Д. на объекты недвижимости на территории Томской области не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Фомина Н.В. в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шукуров Д.Д. – к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые на настоящий момент не имеют закрепленного за ними жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона, ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ (ред. от 07.05.2010) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2, 5 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательном и иных учреждениях, жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Постановлениями Администрации Зоркальцевского сельского поселения (...) от (...) года, (...) от (...) года Фомина Н.В., Шукуров Д.Д. признаны нуждающимися в жилом помещении, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения согласно ст. 57 ЖК РФ.
Согласно справки ГОУСПО ... от (...) года (...) Фомина Н.В., (...) года рождения, являлась студенткой ГОУ СПО ... отчислена (...) года по собственному желанию.
Факт окончания истца Шукурова Д.Д. образовательного учреждения подтверждается свидетельством (...) (...), выданным (...) года ОГОУ НПО ...
В соответствии с п. 1 Решения Совета Зоркальцевского сельского поселения (...) от (...) года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17 кв.м. общей площади на одиноко проживающего человека.
При указанных обстоятельствах, что истцы Фомина Н.В., Шукуров Д.Д. в соответствии со своим статусом, обладают правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ (ред. от 30.12.2009) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования, по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилых помещений Фоминой Н.В., Шукурову Д.Д. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителя ответчика Зоркальцевского сельского поселения о возложении на Администрацию Томской области обязанности предоставить субвенцию для приобретения жилым помещений Фоминой Н.В., Шукурову Д.Д., суд находит необоснованным по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В соответствии с п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Закона Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ (ред. от 14.09.2009) «О межбюджетных отношениях в Томской области» в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, местным бюджетам из областного бюджета предоставляются субвенции, которые являются формой межбюджетных трансфертов.
В силу п. 5 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Согласно п. 11 ст. 7 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ (ред. от 05.04.2010) «О бюджетном процессе в Томской области» в бюджетные полномочия Администрации Томской области входит установление порядка предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и Томской области.
В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, на основании чего, право истцов Фоминой Н.В., Шукурова Д.Д. на предоставление вне очереди жилого помещения, как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области № 28-О «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», Закона Томской области № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения предоставить Фоминой Н.В., (...) года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 17 кв.м., в срок до (...) года.
Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения предоставить Шукурову Д.Д., (...) года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 17 кв.м., в срок до (...) года.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней, со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено (...) года
Председательствующий-
судья Томского районного суда Потапов А.И.