Дело № 2-1158/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Кованцевой А.С.,
с участием:
представителя истца Тищенко Н.В.,
представителя ответчика Тарханова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску к Синицкой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - ИФНС) обратилась в суд с иском к Синицкой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за <данные изъяты> год и пени, указав в обоснование заявленных требований следующее. Синицкая А.В., как собственник земельного участка, на основании ст. 388 НК РФ является налогоплательщиком земельного налога. Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ, ИФНС России по г. Томску произведено начисление земельного налога за <данные изъяты> год подлежащего уплате ответчиком, в том числе по ставке <данные изъяты>% в размере <данные изъяты> руб. и направлено налоговое уведомление. В связи с неоплатой суммы налога в установленный срок, ответчику направлено налоговое требование об уплате налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до (дата), которое ответчик также не исполнил. На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 31, 48, Налогового кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ответчика в пользу соответствующего бюджета денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. из которых: <данные изъяты> руб. в счет задолженности по земельному налогу за <данные изъяты> год и денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. в счет пени, в связи с несвоевременной уплатой земельного налога.
В судебном заседании представитель истца, Тищенко Н.В., действующая по доверенности от (дата), требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Синицкая А.В., надлежащим образом извещенная о времени месте судебного заседания не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика, Тарханов Е.В., действующий на основании доверенности №... от (дата), иск не признал, просил отказать в его удовлетворении в полном объеме, указав следующее. Требование истца дополнительно уплатить в счет земельного налога денежную сумму в размере <данные изъяты> руб., в связи с тем, что Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 года (далее-Постановление) установлена новая кадастровая стоимость земельных участков, которое вступило в законную силу с 01.01.2009 года, является неправомерным, поскольку, хотя в постановлении указано, что оно вступает в законную силу с 01.01.2009 года, но в соответствии со ст.ст. 4, 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года являющегося налоговым периодом. Таким образом, на (дата) подлежала учету кадастровая стоимость земельного участка ранее установленная, а ответчиком уже уплачен земельный налог в размере <данные изъяты> руб., по ранее установленной кадастровой стоимости, что признано истцом, поскольку в требовании сумма налога уменьшена именно на указанную сумму по сравнению с указанной в уведомлении, направленном ответчику.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из ст.ст. 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 года.
Согласно п. 1.1 положения «О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск"», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 года, ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования "Город Томск" всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога.
В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1.2 вышеуказанного постановления, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1, п. 4, п. 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Как следует из п. 3 и п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Синицкая А.В., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер №..., что подтверждается данными, представленными ИФНС и не оспаривалось стороной ответчика.
Поскольку, в соответствии с действующим законодательством, обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, ИФНС направила Синицкой А.В. налоговое уведомление №... от (дата) на уплату земельного налога за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., с указанием срока уплаты (дата), что подтверждается налоговым уведомлением, направленным истцу, согласно списка заказных писем №..., поданных ИФНС в отделение связи для отправления налогоплательщикам.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с невыполнением ответчиком в установленный срок обязанности по уплате земельного налога, истцом начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере <данные изъяты> руб.
Синицкой А.В. был оплачен земельный налог за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., что ответчиком не оспаривается, поэтому ей было направлено налоговое требование, об уплате в срок до (дата) земельного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, для исчисления земельного налога за <данные изъяты> год, при определении налоговой базы в отношении земельного участка, принадлежащего Синицкой А.В., должна быть использована кадастровая стоимость земельного участка установленная по состоянию на (дата).
Как следует из искового заявления и объяснений представителя истца в ходе рассмотрения дела, для исчисления земельного налога подлежащего уплате ответчиком, ИФНС была принята кадастровая стоимость земельного участка, согласно кадастровой оценке земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», которое согласно п. 4, вступало в силу с 01.01.2009 года.
Указанное Постановление является нормативным правовым актом и носит комплексный характер, осуществляя правовое регулирование налогового и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года № 165-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации ”
Таким образом, на данное Постановление распространяется порядок вступления в законную силу, предусмотренный ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Постановление принятое 24.12.2008 года опубликованное 31.12.2008 года в Собрании законодательства Томской области, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Учитывая изложенное, на (дата) Постановление не вступило в законную силу, поэтому применять содержащиеся в нем положения для исчисления земельного налога за <данные изъяты> год, подлежащего уплате ответчиком, законных оснований не имелось.
При этом, суд принимает во внимание, что факт уплаты ответчиком земельного налога за <данные изъяты> год по ранее установленной кадастровой стоимости действующей на (дата) год в размере <данные изъяты> руб., истцом признаётся.
Требование о взыскании пени, является производным от основной обязанности по уплате налога.
Оценивая все исследованные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявленные ИФНС к Синицкой А.В. об уплате земельного налога за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб. из которых: <данные изъяты> руб. в счет задолженности по земельному налогу за <данные изъяты> год и <данные изъяты> руб. в счет пени, являются не основанными на требованиях закона и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 4, 5, 45, 48, 57, 69, 70, 75, 388, 389, 390, 391, 396, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску к Синицкой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18 ноября 2010 года.
Председательствующий:
судья Томского районного суда Потапов А.И.