№2-681/10 Решение вступило в законную силу.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010г. Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего – судьи Томского районного суда Камыниной С.В.

при секретаре Незнановой А.Н.

с участием

помощника прокурора Томского района Скрябина О.В.,

Главы Зональненского сельского поселения Перевезнюк Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-681/10 по заявлению Волкова А.Г. об отмене результатов выборов Главы Зональненского сельского поселения, признании решения избирательной комиссии о признании избранным главой Зональненского сельского поселения незаконным, понуждении Совета Зональненского сельского поселения назначить дату новых выборов Главы Зональненского сельского поселения,

у с т а н о в и л:

Волков А.В. обратился в суд с заявлением (с учетом принятых определением судьи Томского районного суда Томской области от 28.05.2010 к производству требований) об отмене результатов выборов Главы Зональненского сельского поселения, признании решения избирательной комиссии о признании избранным Главой Зональненского сельского поселения незаконным, понуждении Совета Зональненского сельского поселения назначить дату новых выборов Главы Зональненского сельского поселения.

В обосновании заявления указал, что в соответствии с Законом Томской области в связи со смертью Главы Зональненского сельского поселения Совет Зональненского сельского поселения назначил досрочные выборы Главы поселения на 14.03.2010. В результате выборов 15.03.2010 муниципальной избирательной комиссией было принято решение №52, которым была признана победа на выборах за Перевезнюк Т.П., набравшей 540 голосов. Им (Волковым А.Г.) как кандидатом на выборах Главы Зональненского сельского поселения было набрано 504 голоса. Считает, что решение избирательной комиссии от 15.03.2010 №52 подлежит отмене по следующим основаниям.

Во-первых, муниципальная избирательная комиссия Зональненского сельского поселения, проводившая выборы 14.03.2010, была создана с нарушением закона, что повлияло на результаты выборов. Так, согласно решения Совета Зональненского сельского поселения от 27.05.2009 избирательная комиссия была сформирована в количестве 9 человек. Исходя из протокола заседания Совета от 27.05.2009 №18 на собрании Совета присутствовало 6 человек. Согласно действующим нормам Устава Зональненского сельского поселения собрание Совета поселения считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 установленного состава Совета, который составляет 10 человек. В связи с чем, считает, что кворум составляет не менее 7 человек. Поскольку при принятии решения о создании избирательной комиссии кворума не было, данное решение считает недействительным.

Во-вторых, Совет Зональненского сельского поселения в нарушение действующих норм федерального законодательства искусственно сократил все избирательные сроки, приняв решение о назначение выборов менее чем за 80 дней до дня голосования. Кроме того, решение о назначении выборов не публиковалось в СМИ. В связи с этим, он (Волков А.Г.), не являясь жителем п.Зональная Станция, был поставлен в неравные условия по сравнению с кандидатами живущими в поселке, так как не имел возможности заниматься агитацией.

В-третьих, незаконно созданная муниципальная избирательная комиссия создала с нарушением закона при отсутствии полномочий участковые избирательные комиссии.

В-четвертых, незаконный состав комиссии, который фактически сформировала из «своих людей» Перевезнюк Т.П., повлиял на качественный состав его членов, которые не принимали никаких мер к нарушениям закона другими кандидатами и неизвестными лицами. Так, Перевезнюк Т.П. была зарегистрирована кандидатом при недостаточности действительных подписей, хотя десять из них были изготовлены одной рукой и не могли считаться действительными, о чем муниципальной избирательной комиссии были предоставлены результаты экспертизы УВД по Томской области. Кроме того, одним из кандидатов под видом агитации от имени других кандидатов были изготовлены и распространены порочащие честь и достоинство Волкова А.Г. листовки, в подтверждении чего заявитель приложил к своему заявлению листовку «Голубые сутяги убирайтесь!», указав, что избирательная комиссия никаких мер по предотвращению распространения данных листовок и их опровержению не предприняла. Также избирательная комиссия в неизвестном месте изготовила неизвестное количество избирательных бюллетеней, при этом кандидаты и их представители в нарушение федерального закона не приглашались для контроля над этим процессом. Кроме этого, кандидатом ФИО61 по заказу Перевезнюк Т.П. в газете «Красное знамя» накануне дня голосования была опубликована и распространена в количестве 2000 экземпляров порочащая честь и достоинство клеветническая информация, однако избирательная комиссия не предприняла никаких мер по запрету и изъятию незаконной агитации. Также в списках избирателей находились лица, не имеющие на это право, а именно ФИО62 и ФИО63, зарегистрированные в нежилых помещения, но, несмотря на его (Волкова А.Г.) письменное заявление об этом, избирательная комиссия не исключила этих лиц из избирательных списков. Кроме того, при расхождении контрольных сумм протоколов УИК, являющихся основанием для признания этих протоколов недействительными муниципальная избирательная комиссия признала эти протоколы действительными и на их основании утвердила итоговые незаконные протоколы. Проколы по выборам депутатов Совета и Главы поселения по суммарному количеству участников выборов и выданных бюллетеней также существенно разошлись, что указывает на подтасовку результатов выборов.

Считает, что указанные им нарушения прямым образом повлияли на результаты выборов и фактически лишили его (Волкова А.Г.) права быть избранным в органы местного самоуправления, в связи с чем и на основании ст.77 Федерального закона от 12.06.2001 №67-ФЗ и главы 26 ГПК РФ просит результаты выборов Главы муниципального образования Зональненское сельское поселения отменить, признать решение избирательной комиссии о признании избранным Главой Зональненского сельского поселения незаконным и обязать Совет Зональненского сельского поселения назначить дату новых выборов Главы Зональненского сельского поселения.

В судебное заседание заявитель Волков А.Г. не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской о получении судебной повестки; о причинах неявки не сообщил.

Представитель заявителя Пучков И.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству Волкова А.Г., удалился из зала судебного заседания до начала рассмотрения заявления по существу, на стадии заявления ходатайств заявил о поступлении к нему информации о том, что в выборах в качестве избирателей участвовали 50 человек, зарегистрированные в ином поселении Томского района – в п.Мирный Мирненского сельского поселения, и не участвовало в голосовании 214 (в иных пояснениях 211) человек, проживающих в п.Зональная Станция, но отмеченных в списках избирателей как проголосовавших, при этом не предоставил каких-либо доказательств достоверности данной информации, отказался сообщить источник информации.

Председатель муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения Литвинов К.Г. считает заявление Волкова А.Г. не состоятельным. Пояснил, что кандидатом ФИО61 надлежащим образом была извещена избирательная комиссия о публикации его статьи в газете, он (Литвинов) читал данную статью и не усмотрел в статье сведений, порочащих честь и достоинство какого-либо конкретного кандидата. В части листовки о Волкове А.Г. и Пучкове И.В. с его (Литвинова) стороны было незамедлительное обращение в правоохранительные органы, данная листовка была изготовлена и распространена неизвестными лицами, кандидаты на должность Главы поселения к этому оказались не причастны. Бюллетени для выборов Главы поселения были изготовлены в издательстве газеты «Красное знамя» на основании заключенного договора в количестве 4650 штук. Количество необходимых к изготовлению бюллетеней определялось решением избирательной комиссии поселения. Дату выборов устанавливал Совет Зональненского сельского поселения в единый день голосования по России в соответствии с законом, о чем было опубликовано в Информационном бюллетене. С экспертной справкой об исследовании подлинности подписей в подписной листе, предоставленном кандидатом Перевезнюк Т.П. для регистрации кандидатом, муниципальная избирательная комиссия поселения знакомилась, но критически отнеслась к заключению, исходя из времени, в течение которого эксперт произвел исследование такого количества подписей, которое посчитали недостаточным. Сами выборы производились в соответствии с требованиями закона на трех избирательных участках - №664, №665 и №733, нарушений, которые могли бы привести к отмене выборов, не допускалось. Были составлены и подписаны необходимые документы – протоколы. Никаких расхождений в протоколах не имеется. Замечаний и жалоб на проведение выборов фактически не было. Лица, не зарегистрированные в Зональненском сельском поселении, не могли получить бюллетень голосования и участвовать в выборах, поскольку бюллетень выдается только по предъявлению избирателем паспорта и проверки его места регистрации. Если лица были зарегистрированы по месту жительства в п.Зональная Станция им не могли отказать в участии в выборах, при этом все документы о выдаче бюллетеней для голосования заполнялись при кандидатах либо их представителях, а также при наблюдателях, в связи с чем никакие подтасовки не возможны. Бюллетени, в том числе невыданные избирателям на избирательных участках и резервные, которые находились в муниципальной избирательной комиссии, были надлежащим образом оформлены и упакованы и хранятся муниципальной избирательной комиссией в архив Зонального сельского поселения. По недогляду резервные бюллетени после их погашения и упаковки не были упакованы в единый общий мешок со всеми другими бюллетенями, однако эти бюллетени также опечатаны и также хранятся в архиве и были предоставлены по запросу суда вместе с остальными бюллетенями.

После объявленного в судебном заседании перерыва ни председатель муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения, ни иной представитель данной избирательной комиссии в судебное заседание не явился.

Совет Зональненского сельского поселения был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, представитель Совета в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Глава Зональненского сельского поселения Перевезнюк Т.П. и ее представитель адвокат Косточка И.Ю., действующая по доверенности от 01.09.2010 №3 сроком действия по 31.12.2010, заявление Волкова А.Г. полагают необоснованным. Считают, что Совет Зональненского сельского поселения назначил выборы Главы сельского поселения в сроки, установленные законом, данное обстоятельство было предметом выяснения при рассмотрении Томским областным судом заявления ФИО65 о сроках назначения выборов Главы Зональненского сельского поселения на 14.03.2010. Отметили, что законом предусмотрена возможность сокращения срока, за который до выборов может быть принято решение о назначении выборов, до одной трети. Указали, что подписные листы кандидата Перевезнюк Т.П. были проверены рабочей группой муниципальной избирательной комиссией поселения и их повторная проверка законодательством не предусмотрена. К тому же муниципальной избирательной комиссией поселения не принималось решение о привлечении ЭКЦ УВД Томкой области к проведению проверки, следовательно, справка об исследовании подписных листов, проведенной ЭКЦ УВД по Томской области, не может считаться достоверным доказательством. Пояснили, что подписи в подписных листах собирали сборщики. При предъявлении подписных листов на экспертное исследование Перевезнюк Т.П. и других кандидатов об этом в известность не поставили. Считают все подписи действительными. Пояснили, что избирательная комиссия не могла исключить из списков избирателей ФИО62 и ФИО63 и не допустить их к голосованию, поскольку они зарегистрированы по месту жительства в п.Зональная Станция, проверка отнесения места их регистрации к жилым или нежилым помещениям не входит в компетенцию избирательной комиссии. Отметили, что все контрольные суммы протоколов данных выборов совпадают и заявление Волкова А.Г. об их расхождении голословно. Перевезнюк Т.П. пояснила, что во время выборов находилась на избирательном участке №664 и никаких замечаний на нарушение проведения выборов не имело места быть. В остальном поддержали пояснения данные председателем избирательной комиссии Зональненского сельского поселения Литвинова.

После объявленного в судебном заседании перерыва представитель Главы сельского Зональненского сельского поселения адвокат Косточка И.Ю. в судебное заседание не явилась.

На основании п.1 ст.260.1 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть заявление Волкова А.Г. в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы надзорного производства №263ж-2010 по заявлению Волкова А.Г., обозрев бюллетени для голосования, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Волкова А.Г. не подлежащим удовлетворению, судом установлено следующее.

14 марта 2010 года в Зональненском сельском поселении были проведены выборы Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение», по результатам которых Главой поселения была избрана Перевезнюк Т.П., получившая большинство, а именно 540 (25,25%) голосов избирателей, что в соответствии с п.1 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации, п.1 ст.66 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области» подтверждается решением Избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 15.03.2010 №52, протоколом избирательной комиссии муниципального образования «Зональненское сельское поселение» об общих результатах досрочных выборов Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» 14.03.2010, сводной таблицей избирательной комиссии муниципального образования «Зональненское сельское поселение» о результатах выборов 14.03.2010, подписанных 15.03.2010.

Решением от 17.03.2010 №55 избирательной комиссии Зональненского сельского поселения в соответствии с п.2 ст.73 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ Перевезнюк Т.П. была зарегистрирована как избранный Глава муниципального образования «Зональненское сельское поселение».

Пунктом 1 ст.259 ГПК РФ установлено, что кандидаты считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Решением избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 27.01.2010 №27 Волков А.Г. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселения», выдвинутого местным отделением КПРФ Томского района Томской области и включен в избирательный бюллетень, что подтверждает право Волкова А.В. на обращение с заявлением, в той части, которое было принято к производству суда определением от 28.05.2010.

В соответствии с п.п.1.1, 1.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Пунктом 2 ст.77 указанного Федерального закона определены основания к отмене судом результатов выборов, которыми указаны нарушения со стороны кандидата, признанного избранным, в виде перерасхода средств избирательного фонда, а в случаях невозможности выявления действительной воли избирателей – подкуп избирателей, нарушения установленных ограничений для агитации и использование преимущества должностного или служебного положения.

Кроме того, п.3 данной статьи установлено, что суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно заявлению Волкова А.Г. и предоставленным в материалы дела документам выборы Главы Зональненского сельского поселения 14.03.2010 были организованы и проведены избирательной комиссией муниципального образования «Зональненское сельское поселение» и участковыми избирательными комиссиями избирательных участков №664, №665 и №733.

Одним из оснований оспаривания результатов выборов Главы Зональненского сельского поселения заявитель указал нарушение порядка формирования избирательной комиссии Зональненского сельского поселения, а именно отсутствия кворума Совета Зональненского сельского поселения при формировании избирательной комиссии на заседании Совета 27.05.2009.

В соответствии с п.7 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.7 ст.10 Закон Томской области от 10.04.2003 №50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области» формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

Согласно п.1.1 ст.21, п.1 ст.22 Устава муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Совет Зональненского сельского поселения является представительным органом муниципального образования «Зональненское сельское поселение».

Как следует из пунктов 3 и 5 ст.22 Устава муниципального образования «Зональненское сельское поселение», п.1 ст.4 п.3 ст.14 Регламента Совета Зональненского сельского поселения, принятого решением Совета Зональненского сельского поселения от 09.02.2006 №17, в Совет поселения избирается 10 депутатов, Совет приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов Совета поселения.

В соответствии с п.5 ст.26 Устава собрание Совета Зональненского сельского поселения считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей депутатов от установленной численности.

Избирательная комиссия Зональненского сельского полселения была сформирована решением Совета Зональненского сельского поселения от 27.05.2009 №81, принятым на заседании Совета, что подтверждается указанным решением Совета и протоколом заседания Совета Зональненского сельского поселения от 27.05.2009 №18.

Согласно данному протоколу, а также решениям Избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 04.12.2007 №№80,81 на собрании (заседании) Совета поселения присутствовали председатель ФИО68, секретарь ФИО69, депутаты ФИО70 ФИО65 (удалилась в 17.45), ФИО72., ФИО73., ФИО74 При этом в протоколе заседания Совета имеются описки, а именно ФИО68 указан дважды: как председатель и как присутствующий депутат, ФИО69 также указана дважды: как секретарь и как отсутствующий депутат.

Учитывая, что ФИО69 подписан данный протокол как секретарем, а также сведения о том, что депутат ФИО65 покинула заседание (без указания после решения каких вопросов), суд полагает установленным, что при решении вопроса о формировании муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения присутствовали 6 членов Совета, что соответствует числу голосовавших по данному вопросу, указному в протоколе.

Поскольку установленная численность Совета 10 человек, 2/3 от данного числа составляет 6,66, законодательством о выборах и формировании избирательных комиссий не предусмотрены правила округления, поэтому суд полагает, что кворум составляет 6 человек (полное число от 6,66), в связи с чем, при формировании избирательной комиссии 27.06.2009 нарушений кворума Совета Зональненского сельского поселения не установлено.

Об иных нарушениях формирования муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения Волковым А.Г. не заявлялось и судом не установлено. Сторонами не предоставлено доказательств признания незаконным формирование избирательной комиссии поселения в судебном порядке.

В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.4 ст.13 Закон Томской области от 10.04.2003 №50-ОЗ формирование участковых избирательных комиссий осуществляется вышестоящей комиссией.

Поскольку Волковым А.Г. в обоснование незаконности выборов Главы Зональненского сельского поселения указано на нарушение формирования участковых избирательных комиссий по причине их формирования муниципальной избирательной комиссией поселения, созданной с нарушением закона, суд считает данный довод заявителя несостоятельным по указанным выше причинам. Иных нарушений в формировании участковых избирательных комиссий Волковым А.Г. не заявлялось и судом не установлено.

Довод Волкова А.Г. о фактическом сформировании Перевезнюк Т.П. из «своих людей» муниципальной избирательной комиссии поселения не подтвержден доказательствами, опровергается вышеуказанными документами о формировании данной комиссии, персональным составом избирательной комиссии, указанным в приложении к решению Совета Зональненского сельского поселения от 27.05.2009 №81, заявлениями о даче согласия на назначении членом муниципальной избирательной комиссии поселения лиц, вошедших в данную избирательную комиссию, и протоколов выдвижения кандидатов в члены муниципальной комиссии как организаций, распложенных на территории поселения, так и политических партий.

Кроме того, заявителем не указано каким образом формирование муниципальной и участковых избирательных комиссий не позволило выявить действительную волю избирателей при проведении выборов 14.03.2010, что в силу п.3 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ является обязательным условием для отмены выборов. Суд данной взаимосвязи не усматривает.

Согласно решению Совета Зональненского сельского поселения от 29.12.2009 №112 полномочия Главы поселения муниципального образования «Зональненское сельское поселение» ФИО79 были признаны прекращенными досрочно с 27.10.2009 в связи с его смертью на основании п.11 Устава муниципального образования «Зональненское сельское поселение» и п.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Совета Зональненского сельского поселения от 29.12.2009 №113, к компетенции которого относится установление даты выборов в орган местного самоуправления данного поселения исходя из п.1 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.1 ст.6 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ, п.11 ст.35 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2 Устава Зональненского сельского поселения, были назначены досрочные выборы Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» на 14.03.2010, то есть за 75 дней до дня голосования.

Согласно п.7 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.2 ст.6 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

К тому же, в соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.3 ст.6 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ в случае досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления или депутатов указанного органа, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Таким образом, выборы Главы Зональненского сельского поселения назначены в сроки, установленные законом.

Кроме того, решением Томского областного суда от 30.12.2009 по заявлению ФИО65 о сокращении срока избирательных действий, назначении выборов Главы Зональненского сельского поселения Томского района Томской области на 28.02.2010, возложении обязанности на избирательную комиссию Томской области в трехдневный срок сформировать временную избирательную комиссию в количестве 15 человек с соблюдением требований к составу комиссии, предусмотренных ст.ст.23-24,29 ФЗ №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основанных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вступившим в силу 12.01.2010, установлено, что дата досрочных выборов Главы Зонального поселения Советом поселения определена в соответствии со ст.10 Федерального закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательным законодательством Томской области, решение о назначении досрочных выборов Главы поселения принято представительным органом местного самоуправления в соответствии с законом и Уставом поселения.

Довод заявителя о неопубликовании решения о назначении выборов, суд считает несостоятельным.

В соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.2 ст.6 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Согласно п.3 ст.41 Устава Зональненского сельского поселения официальным опубликованием является опубликование правовых актов в официальном издании – «Информационный бюллетень Зональненского сельского поселения».

Пунктом 2 решения Совета Зональненского сельского поселения от 29.12.2009 №113 «О назначении досрочных выборов Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселения» было решено опубликовать данное решение в «Информационном бюллетене Зональненское сельское поселение».

Факт опубликования данного решения подтверждается Информационным бюллетенем муниципального образования «Зональненское сельское поселение» от 30.12.2009 №184.

Факт рассылки Информационного бюллетеня №184 в установленные п.2 ст.36 Регламента Совета Зональненского сельского поселения места распространения подтверждается листом рассылки.

В части проверки утверждения заявителя о нарушении закона при регистрации Перевезнюк Т.П. кандидатом на должность Главы Зональненского сельского поселения при недостаточности действительных подписей судом установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.п.1,2 ст.33 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ регистрация кандидатов на должность главы муниципального образования осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо решения политической партии.

Согласно акту о приеме документов №36 избирательной комиссией поселения 02.02.2010 от Перевезнюк Т.П. были получены копия паспорта, заявление, копия документов об образовании, сведения о доходах и имуществе, справки с места работы, о доходах за 2008 года (пенсия), о доходах за 2008 год, налоговая декларация.

Согласно акту о приеме документов без номера избирательной комиссией поселения 04.02.2010 от Перевезнюк Т.П. были получены подписные листы на 11 листах, авансовый отчет, фотография на диске и автобиография на диске.

Решением избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 08.02.2010 №37 Перевезнюк Т.П. была зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение», выдвинутая в порядке самовыдвижения, и включена в избирательный бюллетень.

Заявителем Волковым А.Г. оспаривается соответствие подписных листов требованиям закона, а именно действительность 11 подписей избирателей.

Пунктом 8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.5 ст.32 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ установлено, что избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Подпись избирателя и дата ее внесения ставятся только избирателем.

Пунктами 3,4,5 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ предусмотрено, что законом должно предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

В соответствии, п.п.5,6, подп.8 п.8 ст.33 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов). Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). По решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, а также по согласованию - эксперты-специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов), если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Недействительной считается подпись избирателя в том числе в том случае, если дата внесения подписи выполнена не избирателем.

В подписных листах, предоставленных Перевезнюк Т.П. в избирательную комиссию, содержатся 55 подписей избирателей, из которых вычеркнуты, а, следовательно, не подлежат учету 4 подписи.

Рабочей группой избирательной комиссии Зональненского сельского поселения в составе руководителя группы ФИО81 членов группы ФИО82. и ФИО83 08.02.2010 была проведена проверка подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Перевезнюк Т.П., которой не были выявлены недействительные подписи из числа подписей, отобранных в результате случайной выборки, что подтверждается протоколом проверки подписных листов от 08.02.2010, протокола рабочей группы избирательной комиссии Зональненского сельского поселения об отборе на проверку методом случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей от 08.02.2010, ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей от 08.02.2010.

В то же время согласно справке об исследовании от 06.02.2010, проведенному специалистом-почерковедом ЭКЦ УВД по Томской области ФИО84 по заданию председателя избирательной комиссии Зональненского сельского поселения Литвинова К.Г. о проверке подписных листов, на почерковедческое исследование были предоставлены 11 подписных листов, предоставленных Перевезнюк Т.П. Из них на листе 6 даты в строках 1,2 и 3 графы «Подпись и дата ее внесения» выполнены одним и тем же лицом, на листе 7 даты в строках 1,2,3,4,5 графы «Подпись и дата ее внесения» выполнены одним и тем же лицом, на листе 8 даты в строках 2,3,4,5 выполнены тем же лицом, что и в строке «Подписной лист удостоверяю».

Судом была допрошена в качестве свидетеля ФИО85 которая пояснила, что в феврале 2010 собирала по адресу <адрес> подписи за кандидата на должность Главы Зональненского сельского поселения Перевезнюк Т.П. При этом подписи избиратели ставили сами, а дату внесения подписи по причине незнания положений закона проставляла за некоторых избирателей при них же она сама.

Согласно предоставленных подписных листов в поддержку выдвижения кандидатом Перевезнюк Т.П. именно подписи на листе 8 с четырьмя подписями собирала ФИО85, при этом ее подпись в поддержку Перевезнюк Т.П. находится на листе 9.

Следовательно, все четыре подписи на подписном листе 8 в силу закона являются недействительными.

Согласно письменным объяснениям ФИО87., ФИО88., ФИО89, ФИО90 ФИО91 (до регистрации брака в июле 2010 года ФИО92. от 26.08.2010, отобранных в рамках надзорного производства №263ж-2010 по заявлению Волкова А.Г., подписи в подписном листе №7 собирала ФИО87., которая сама поставила подпись и дату за себя и дату за избирателей ФИО88 ФИО89., ФИО90 ФИО97 (в настоящее время ФИО98., которые подписи в подписном листе поставили сами.

Учитывая данные обстоятельства, которые не были опровергнуты в судебном заседании, справку об исследовании от 06.02.2010, подписи в подписном листе 7 четырех избирателей ФИО88., ФИО89., ФИО90., ФИО92. в силу закона являются недействительными.

Согласно письменным объяснениям ФИО103., ФИО104 (до 2007 носившей фамилию ФИО105), ФИО106 от 26.08.2010, отобранных в рамках надзорного производства №263ж-2010 по заявлению Волкова А.Г., подписи в подписном листе 6 собирала ФИО103., которая сама подставила подпись и дату за себя, дату за избирателей ФИО108. и ФИО106 и указала вместо правильной фамилии избирателя ФИО104 ее прежнюю фамилию ФИО105, которые подписи в подписном листе поставили сами.

В связи с изложенным, принимая во внимание справку об исследовании от 06.02.2010, в силу закона подписи в подписном листе 6 двух избирателей ФИО108 и ФИО106 являются недействительными.

Таким образом, из предоставленных Перевезнюк Т.П. в поддержку своего выдвижения кандидатом на должность Главы поселения в количестве 51 подписи, 10 являются недействительными.

В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно п.2 ст.32 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, должно составлять один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

В соответствии с п.10 ст.16 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.9 ст.13 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Томского района, по состоянию на 01.01.2010 число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Зональненского сельского поселения Томского района составляло 4166 человек, следовательно, 1% от числа зарегистрированных избирателей с учетом того, что законодательством не предусмотрено применение округления числа, составляет 41, то есть кандидатом в поддержку своего выдвижения должно быть предоставлено не менее 41 подписи.

Как установлено в настоящем решении ранее, Перевезнюк Т.П. предоставила подписные листы с 41 действительной подписью, то есть в необходимом количестве.

При этом, согласно приведенным выше доказательствам те избиратели, подписи которых считаются недействительными в силу закона, в действительности поддерживали выдвижение кандидата Перевезнюк Т.П., собственноручно ставили свои подписи в подписных листах.

Регистрация Перевезнюк Т.П. кандидатом на должность Главы Зональненского сельского поселения не оспаривалась в установленном законом порядке.

Кроме того, в силу п.3 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, однако, на основании вышеизложенного суд не усматривает данного обстоятельства в связи с предоставлением Перевезнюк Т.П. подписных листов с десятью недействительными подписями.

Следующим доводом о нарушениях в деятельности избирательной комиссии Зональненского сельского поселения является утверждение о непринятии мер по предотвращению распространения листовок, порочащих честь и достоинство Волкова А.Г., и по их опровержения.

Заявителем в материалы дела представлена листовка «Голубые сутяги убирайтесь!», который он расценивает как оскорбляющие его честь и достоинство.

В муниципальную избирательную комиссию Зональненского сельского поселения Волков А.г. сообщил о данной листовке 02.03.2010, что подтверждается письменным заявлением Волкова А.Г.

В соответствии п.п.7,8 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.п.7,8 ст.45 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ответу прокурора Томского района Крылова Б.А. от 05.03.2010 №62ж-2010 на обращение Волкова А.Г. о незаконности распространения данной листовки в нарушение ст.54 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ данный агитационный материал до начала распространения не был представлен в избирательную комиссию Зональненского сельского поселения, изготовлен был без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кого-либо из кандидатов, не нашел своего подтверждения и факт изготовления и распространения листовки кандидатом на должность Главы поселения ФИО114 указанном в листовке заказчиком.

Из постановления о передаче сообщения по подследственности следователя УУМ Томского РОВД ФИО115 от 10.03.2010 следует, что председатель избирательной комиссии Зональненского сельского поселения Литвинов К.Г. 02.03.2010 обращался в правоохранительные органы по поводу распространения данной листовки, что также пояснил в судебном заседании сам Литвинов К.Г.

Таким образом, утверждение о бездействии избирательной комиссии не подтвердилось.

Довод заявителя об изготовлении избирательной комиссией бюллетеней в неизвестном месте и в неизвестном количестве суд полагает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.2,4 ст.63 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии, форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Согласно п.п.1,2,4,11 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению избирательной комиссии, организующей выборы. Форма избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня и их количество утверждаются избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (списки кандидатов), не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней.

Решением Избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 19.02.2010 №48 утвержден текст и число избирательных бюллетеней в количестве 4650 штук для голосования на досрочных выборах Главы Зональненского сельского поселения.

Бюллетени для голосования на досрочных выборах Главы Зональненского сельского поселения в количестве 4650 штук были изготовлены полиграфической организацией «Издательство «Красное знамя» и переданы председателю избирательной комиссии Зональненского сельского поселения, что подтверждается договором на изготовление полиграфической продукции от 24.02.2010 №06, счета от 24.02.2010 №284, товарной накладной от 26.02.2010 №366, Актом выполненных работ от 26.02.2010 №00000396, расходной накладной от 26.02.2010 №196, счет-фактурой от 26.02.2010 №00000622, заявками на оплату расходов от 25.02.2010 №156 и №157, Актом передачи избирательных бюллетеней по досрочным выборам Главы Зональненского сельского поселения Томского района, назначенных на 14.03.2010, ОАО «Издательством «Красное знамя» в Избирательную комиссию МО Зональненского сельского поселения от 26.02.2010, ответом от 02.11.2010 исх.№257 на судебный запрос исполнительного директора ОАО «Издательство «Красное знамя».

Таким образом, довод заявителя о неизвестности места изготовления и количества изготовленных бюллетеней опровергается вышеизложенными доказательствами.

Об иных нарушениях порядка изготовления бюллетеней заявителем не заявлялось и судом не установлено.

Ни федеральным законодательством, ни законодательством Томской области не регламентирован порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, поэтому довод Волкова А.Г. о нарушением избирательной комиссией поселения федерального законодательства тем, что кандидаты и их представители не приглашались для контроля над изготовлением бюллетеней не состоятелен.

В то же время избирательной комиссией поселения не предоставлено доказательств установления ею порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, однако, учитывая, что не установлено нарушений порядка изготовления бюллетеней, данное нарушение, по мнению суда, не могло повлиять на итоги выборов и повлиять на выявление действительной воли избирателей (п.3 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).

Следующим доводом о нарушениях в деятельности избирательной комиссии Зональненского сельского поселения является утверждение о непринятии мер по запрету и изъятию незаконной агитации в виде публикации в газете «Красное знамя» с распространением в поселке Зональная Станция кандидатом ФИО61 по заказу Перевезнюк Т.П., содержащей клеветническую информацию, порочащую честь и достоинство.

Судом установлено, что кандидатом на должность Главы Зональненского сельского поселения ФИО61 в Томской областной ежедневной газете «Красное знамя» от 12.03.2010 №32 (26193) была опубликована статья под назначением «Почему оппозиция предает жителей?».

При этом никакой информации о том, что данная публикация осуществлена по заказу Перевезнюк Т.П. либо Перевезнюк Т.П. имела какое то отношение в данной публикации, данная статья не содержит, доказательств данных обстоятельств заявителем Волковым А.Г. не предоставлено.

Согласно п.4 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.2 ст.38 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Как следует из предоставленных избирательной комиссией Зональненского сельского поселения материалов: уведомления кандидата на должность Главы Зональненского сельского поселения ФИО61 от 12.03.2010, копии извещения об оплате от 11.03.2010, договора от 11.002.2010 №13/1, заключенного между заказчиком ФИО61 и ООО «Редакция «Красное знамя», счет-фактуры от 15.03.2010 №00000295, акта выполненных работ от 15.03.2010 №000293, счета от 11.03.2010 №417, сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата ФИО61 по состоянию на 15.04.2010, нарушений избирательного законодательства о порядке опубликования в периодических печатных изданиях агитационных материалов, в том числе в действиях избирательной комиссии Зональненского сельского поселения не имеется.

В соответствии с п.1 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.1 ст.45 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ агитационные материалы кандидатов не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

В то же время согласно п.6 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.6 ст.45 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации.

Таким образом, законодательством определен способ защиты кандидата в случае опубликования информации, которую он оценивает как порочащую его честь и достоинство, деловую репутацию путем опубликования опровержения или иного разъяснения. Также кандидат вправе защитить свое право в судебном порядке путем подачи в установленном гражданско-процессуальным законодательством порядке искового заявления о защите чести и достоинства к лицу, распространившему соответствующую информацию.

На основании изложенного, суд не усматривает в действиях избирательной комиссии Зональненского поселения нарушений избирательного законодательства.

Довод заявителя о нарушении муниципальной избирательной комиссией Зональненского сельского поселения избирательного законодательства неисключением из списка избирателей гр.ФИО62 и гр.ФИО63 суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с п.п.1,3,4 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать. Не имеют права избирать признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Согласно п.1,3,6 ст.8 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ право выбирать на муниципальных выборах имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа либо которые зарегистрированы по месту временного пребывания в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Закона, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах и препятствовать его свободному волеизъявлению. Не имеют право избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 2 Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» понятие место жительство определено как жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Однако в соответствии с положениями этой же статьи данное понятие дано в целях данного Закона, который в силу наименовании и ст.1 Закона принят для регулирования реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, в связи с чем, суд полагает, что понятие места жительства, данное в ст.2 данного Закона не применимо при реализации избирательных прав.

В то же время ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно карточек регистрации (форма №9) ФИО62 и ФИО63 зарегистрированы по месту жительства по адресу <адрес> 14.04.2009 и 21.04.2009 соответственно.

Заявителем не представлены доказательства того, что помещение, расположенное по адресу <адрес>, не является местом жительства ФИО62 и ФИО63

Регистрация ФИО62 и ФИО63 по указанному месту жительства не оспорена в установленном порядке и не признана недействительной.

В соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.4 ст. 15 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

Согласно списку избирателей по избирательному участку №665, составленному для проведения досрочных выборов Главы Зональненского сельского поселения 14.03.2010, ФИО62 и ФИО63 включены в список избирателей и участвовали в голосовании 14.03.2010.

Учитывая установленные выше обстоятельства и положения закона, суд полагает, что отнесения места проживания граждан к жилому либо нежилому помещению не может служить основанием для отказа им в реализации их избирательных прав.

Кроме того, исходя из итогов голосования, согласно которым за Перевезнюк Т.П. было отдано 540 голов, а за следующего по количеству набранных голосов кандидата ФИО65 – 515 голосов (при этом за заявителя было отдано 503 голоса), что подтверждается сводной таблицей и протоколом о результатах выборов, участие в голосовании двух избирателей ФИО62 и ФИО63 не могло повлиять на итоги выборов и повлиять на выявление действительной воли избирателей (п.3 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).

Еще одним доводом в подтверждении нарушения избирательной комиссией избирательного законодательства указано признание муниципальной избирательной комиссией Зональненского сельского поселения действительными протоколов УИК, несмотря на расхождение контрольных сумм данных протоколов, а также утверждение итоговых незаконных протоколов. Кроме того, указано, что протоколы по выборам депутатов Совета и Главы поселения по суммарному количеству участников выборов и выданных бюллетеней существенно разошлись. Считает, что все это указывает на подтасовку результатов выборов. При этом заявителем не указано, в чем конкретно выражено расхождение контрольных сумм.

Кроме того, в ходе подготовки к судебного разбирательству Волков А.Г. заявил о несоответствии числа погашенных бюллетеней тому числу, которое указано в актах погашения бюллетеней.

Суд считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

Как было установлено выше, было изготовлено 4650 бюллетеней для выборов Главы Зональненского сельского поселения.

Решением Избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 05.03.2010 было определено число избирательных бюллетеней, подлежащих передаче в участковые избирательные комиссии: УИК избирательного участка №664 – 2307 бюллетеней, УИК избирательного участка №665 – 1412, УИК избирательного участка №733 - 735; в резерве избирательной комиссии было решено оставить 196 бюллетеней.

Согласно актам о передаче избирательных бюллетеней от 09.03.2010 избирательная комиссия Зональненского сельского поселения передала избирательной комиссии избирательного участка №733 избирательных бюллетеней в количестве 735 штук, избирательной комиссии избирательного участка №664 – 2307 бюллетеней, избирательной комиссии избирательного участка №665 - 1412 бюллетеней, то есть всего 4454 бюллетеня.

В соответствии с п.1 ст.67 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.1 ст.63 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке после подсчета голосов, проводимого в порядке, установленном ст.68 данного Федерального закона, ст.64 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ.

Судом были изучены протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования и не установлено наличие каких-либо расхождений в указанных в них цифрах.

Так согласно протоколу УИК избирательного участка №733 было получено УИК 735 бюллетеней; 1 избирательный бюллетень выдан избирателю, проголосовавшему досрочно, при этом не в помещении муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения; выдано в помещении для голосования в день голосования 352 бюллетеня; выдано избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 16 бюллетеней; погашено 366 бюллетеней; 16 бюллетеней содержалось в переносных ящиках для голосования; 353 бюллетеня содержалось в стационарных ящиках для голосования; 8 бюллетеней признано недействительными; 361 бюллетеней признаны действительными; утраченных бюллетеней и не учтенных при получении – по нулю.

Согласно протоколу УИК избирательного участка №665 было получено УИК 1412 бюллетеней; 3 избирательных бюллетеня выдано избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе 1 бюллетень выдан в помещении муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения; выдано в помещении для голосования в день голосования 733 бюллетеня; выдано избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 10 бюллетеней; погашено 667 бюллетеней; 10 бюллетеней содержалось в переносных ящиках для голосования; 736 бюллетеней содержалось в стационарных ящиках для голосования; 34 бюллетеня признано недействительными; 712 бюллетеней признаны действительными; утраченных бюллетеней и не учтенных при получении – по нулю.

Согласно протоколу УИК избирательного участка №664 было получено УИК 2307 бюллетеней; 7 избирательных бюллетеней выдано избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе 3 бюллетеня выдано в помещении муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения; выдано в помещении для голосования в день голосования 1062 бюллетеня; выдано избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 14 бюллетеней; погашено 1227 бюллетеней; 14 бюллетеней содержалось в переносных ящиках для голосования; 1069 бюллетеней содержалось в стационарных ящиках для голосования; 17 бюллетеней признано недействительными; 1066 бюллетеней признаны действительными; утраченных бюллетеней и не учтенных при получении – по нулю.

Никаких замечаний по поводу подсчета голосов и несогласий с содержанием протоколов о результатах выборов не поступало, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО132 ФИО133 ФИО82 и ФИО81 и не оспорено заявителем.

В соответствии с п.п.1,2,4 ст.69 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.п.4,5,6,8 ст.65 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса. К протоколам об итогах голосования комиссий приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования.

В Сводной таблице и Протоколе избирательной комиссии муниципального образования Зональненского сельского поселения о результатах выборов Главы Зональненского сельского поселения указаны те же цифры, что и в протоколах УИК. При этом указаны следующие общие цифры по трем избирательным участкам: получено участковыми избирательными комиссиями 4454 бюллетеней; 11 избирательных бюллетеней выдано избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе 4 бюллетеня выдано в помещении муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения; выдано в помещении для голосования в день голосования 2147 бюллетеней; выдано избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 40 бюллетеней; погашено 2260 бюллетеней; 40 бюллетеней содержалось в переносных ящиках для голосования; 2158 бюллетеней содержалось в стационарных ящиках для голосования; 59 бюллетеней признано недействительными; 2139 бюллетеней признаны действительными; утраченных бюллетеней и не учтенных при получении – по нулю.

Таким образом, никаких расхождений в цифрах, указанных в протоколах УИК и муниципальной избирательной комиссии Зональненского сельского поселения судом не установлено.

В соответствии с п.20 ст.63 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.20 ст.59 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона, ч.4 ст.64 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней.

Неиспользованные бюллетени были погашены участковыми избирательными комиссиями с составлением актов о погашении от 14.03.2010.

Кроме того, муниципальной избирательной комиссией Зональненского сельского поселения было погашено с составлением акта о погашении от 14.03.2010 192 бюллетеней.

В ходе судебного заседания были осмотрены упаковки с избирательными бюллетенями участковых избирательных комиссий №664, №665 и №773 в виде пакетов, оклеенных скотчем и опечатанными УИК, которые находились в пластиковом мешке, завязанным веревкой и опечатанном избирательной комиссией Зональненского сельского поселения, а также была осмотрена упаковка с погашенными избирательными бюллетенями избирательной комиссией Зональненского сельского поселения в виде полиэтиленового пакета, оклеенного скотчем и опечатанного, что не противоречит положением п.23 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.24 ст.64 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ.

Судом произведено вскрытие упаковок с погашенными бюллетенями и пересчет погашенных избирательных бюллетеней в судебном заседании в присутствии членов избирательной комиссии Зональненского сельского поселения ФИО133 (заместителя председателя), ФИО82 и ФИО81 допрошенных до этого в качестве свидетелей.

При пересчете было установлено наличие в упаковках того количества неиспользованных погашенных путем обрезания нижнего левого угла бюллетеней, которое было указано в протоколах о результатах выборов.

Таким образом, довод заявителя о несоответствии числа погашенных бюллетеней не подтвердился в ходе рассмотрения дела.

Довод заявителя о расхождении цифр протоколов о результатах выборов Главы поселения и о результатах выборов депутата Совета Зональненского сельского поселения несостоятелен, поскольку выборы депутата проходили только на двух избирательных участках: №773 и №664, соответственно число изготовленных бюллетеней для выборов депутата было меньше и выдано муниципальной избирательной комиссией поселения участковым избирательным комиссиям в ином количестве, чем для выборов Главы поселения, что подтверждается решением избирательной комиссии Зональненского сельского поселения от 19.02.2010 №48, договором на изготовление полиграфической продукции от 24.02.2010 №06, заключенным избирательной комиссией Зональненского поселения и ОАО «Издательство «Красное знамя», актами о передаче избирательных бюллетеней от 09.03.2010 избирательной комиссией Зональненского сельского поселения участковым избирательным комиссиям.

Довод представителя заявителя Пучкова И.В. о включении в списки голосования 50-ти жителей другого сельского поселения Томского района и неучастие в голосовании 214 (в иных пояснениях 211) человек, проживающих в п.Зональная Станция, отмеченных в списках избирателей как проголосовавших, голословен и не подтвержден никакими доказательствами, источник информации представитель Пучков И.В. также отказался указать, при этом сама процедура выборов, установленная законом, исключает такую возможность.

Так, согласно п.п.4,5,6 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, п.п.5,7,8 ст.60 Закона Томской области от 14.02.2005 №29-ОЗ каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается; бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирателю также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО139 (наблюдатель на выборах от кандидата ФИО140, члена «ЛДПР»), который пояснил, что существенных нарушений избирательного законодательства на выборах 14.03.2010 не было, выборы проходили открыто, члены избирательной комиссии того участка, на которой он находился очень скрупулезно соблюдала требовании закона, при этом на избирательном участке присутствовали либо сами кандидаты либо их наблюдатели, которые очень внимательно следили и фиксировали всю процедуру выборов, в том числе и количество лиц, получивших бюллетени для голосования, соблюдение порядка выдачи им бюллетеней, а также вскрытия ящиков для голосования и подсчет голосов.

Аналогичные показания дали свидетели заместитель председателя избирательной комиссии Зональненского сельского поселения ФИО133 (представитель партии «Яблоко»), члены комиссии ФИО82 и ФИО81 (выдвинуты в состав комиссии коллективом МДОУ «Рябинка»).

Таким образом, судом не установлено нарушений избирательного законодательства при проведении выборов Главы Зональненского сельского поселения 14.03.2010, которые являются основанием для признания выборов незаконными, в том числе таких нарушений, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей.

На основании изложенного, суд полагает заявление Волкова А.Г. об отмене результатов выборов Главы Зональненского сельского поселения, признании решения избирательной комиссии о признании избранным Главой Зональненского сельского поселения незаконным, понуждении Совета Зональненского сельского поселения назначить дату новых выборов Главы Зональненского сельского поселения не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Волкова А.Г. об отмене результатов выборов Главы Зональненского сельского поселения, признании решения избирательной комиссии о признании избранным Главой Зональненского сельского поселения незаконным, понуждении Совета Зональненского сельского поселения назначить дату новых выборов Главы Зональненского сельского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский райсуд в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда Камынина С.В.