Дело № 2-1268/10
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ10 декабря 2010 года г. Томск
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего - судьи Белькевич Г.Н.
при секретаре Наумовой О.С.
с участием:
процессуального истца-помощника прокурора: Сметаниной Г.С.
истца Мельниковой И.Н
представителя истца Куницкого В.В.
представителя ответчика: Пановой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1268/10 по исковому заявлению Прокурора Томского района в интересах Мельниковой И.Н. и ее несовершеннолетнего сына Мельникова В.О. к Администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания на условиях социального найма
Установил:
Прокурор Томского района обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Мельниковой И.Н. и ее несовершеннолетнего сына Мельникова В.О. к Администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания на условиях социального найма.
В обоснование заявленных требований указал следующее: Мельникова И.Н. проживает по адресу – ... .., куда была вселена вместе с мужем, работающем на тот момент в государственном предприятии «Т».
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» трехквартирный дом в ... соответствии с приложением .... к плану приватизации (ведомость наличия жилья на .. в ЦЭС ПО «Т»), состоял на балансе госпредприятия «Т» и был отнесен к объектам, не подлежащим приватизации.
Согласно п. 9.2 Плана приватизации государственного предприятия «Томское производственное объединение энергетики и электрификации ПО «Т» объекты жилого фонда и коммунального хозяйства по п. 8.2 передаются в распоряжение городских и районных администраций. Госпредприятие «Т» было обязано передать жилой фонд, не подлежащий приватизации в составе имущественного комплекса производственного объединения «Т», в том числе жилой дом по адресу: ... муниципальную собственность «Корниловское сельское поселение».
ОАО «Т» .. прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Т-Г, которая до настоящего времени не совершила действий по оформлению необходимой технической документации и акта приема-передачи по установленной форме в отношении жилого дома в ... с целью передачи его в муниципальную собственность муниципального образования «Т-Р».
Непринятие жилого дома в муниципальную собственность не способно обеспечить его надлежаще содержание и обслуживание.
.. согласно решению межведомственной Комиссии жилой дом, расположенный по адресу: ... признан непригодным для проживания.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Томской области, п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003года №131-ФЗ организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения поселений.
Поскольку жилье является ветхим, то на Администрации Корниловского сельского поселения лежит обязанность осуществить переселение истца и ее семьи в другое жилое помещение.
В качестве правового обоснования иска указаны ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 85, ст. 87, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ,
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Томского района Сметанина Г.С. и материальный истец Мельникова И.Н., действующая за себя и своего несовершеннолетнего сына, заявленные требования поддержали в полном объёме по изложенным основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Мельникова И.Н. в суде пояснила, что ее семья вселилась в указанную квартиру в .., ордер на квартиру не выдавался. Имеется договор о передаче жилья в собственности, который был заключен в .. между всеми членами семьи и администрацией ЦЭС «Т», этот договор был зарегистрирован в Администрации сельского поселения. Свидетельство о государственной регистрации права на это жилое помещение никем из членов семьи не получено.
Представитель ответчика – управляющий делами Администрации муниципального образования Корниловское сельское поселение» Гладкова О.И. исковые требования не признала, пояснив, что указанная квартира на балансе Администрации сельского поселения не состоит, так как в период приватизации эта квартира не была передана в распоряжение Администрации Томского района. Считает, что Мельниковы являются собственниками данной квартиры, так как договор имеет юридическую силу. В настоящее время у администрации не свободного жилья и нет денежных средств на приобретение жилья.
Представитель ответчика Панова О.А. поддержала доводы управляющего делами сельского поселения Гладковой О.И.
Выслушав объяснения сторон, заслушав свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
В п. 34 Постановления Правительства от 28.01.2006 года № 47 « Об утверждении Положения от признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие - жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Факт признания ... непригодной для проживания подтверждаются следующими доказательствами:
Актом обследования аварийного состояния жилого дома по адресу: с Корнилово, ... от .., в соответствии с которым, жильцам предлагалось обратиться в жилищную инспекцию Томской области и в отдел ГО и ЧС Томского района для признания данного дома аварийным.
Актом ...., составленным Государственной жилищной инспекцией по результатом инспекционной проверки по адресу: ..., из которого следует, что техническое состояние отдельных строительных конструкций жилого дома неудовлетворительное.
Заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от .., в соответствии с которым жилые помещения, находящиеся в ... не пригодны для проживания. Проведение реконструкции (или) капитального ремонта жилого дома нецелесообразно.
Таким образом, ... в ... признана непригодной для проживания.
Судом установлено, что указанная квартира была предоставлена семье Мельниковой И.Н. ПО « Т» в .. и принадлежала ПО «Т».
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991года №1541-1 « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в первоначальной редакции) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций отнесены на основании ч.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий отнесены к объектам коммунально-бытового назначения, не подлежащими приватизации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235"О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 г. N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" Правительство Российской Федерации постановило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
2. Установить, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность:
предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом;
предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
3. Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
4. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 393), передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г.№235 утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Таким образом, объекты коммунально-бытового назначения, в том числе жилищный фонд, в ходе реорганизации госпредприятий подлежали включению в план приватизации как объекты, не подлежщие приватизации, с последующей передачей в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.
.. утвержден План приватизации производственного объединения Т. Согласно п.8 плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Т» утвержден укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации как то: объекты жилищно-коммунального хозяйства в том числе: жилой фонд ЦЭС, а на основании п.9.2 объекты жилого фонда и коммунального хозяйства по п.8.2 передаются в распоряжение городских и районных администраций.
В соответствии с ч. 5 положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой форме.
Обязанность по передаче жилого фонда, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса, к которому относится жилой ..., в муниципальную собственность органа местного самоуправления муниципального района, была возложена на госпредприятие «Т». Таким образом, жилой ... в ... подлежал передаче в собственность муниципального образования Корниловское сельское поселение. Обязанность по передаче не была выполнена.
Поскольку распоряжение о передаче жилого фонда в распоряжение районной администрации было принято, а ответчиком не представлено доказательств, что План приватизации ПО «Т» не поступал в Администрацию и не была организована передача жилого фонда по вине ПО «Т», суд считает, что бездействием обеих сторон не должны нарушаться права Мельниковой И.Н.
Согласно ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Таким образом, обязанность по передаче жилого дома, расположенного по адресу: ..., не
подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса производственного
объединения «Т», в муниципальную собственность и обязанность по его
принятию в муниципальную собственность, лежат на правопреемнике
производственного объединения «Т» и органе местного самоуправления
на территории которого он расположен. Судом установлено, что указанный жилой дом на балансе Т-Г не состоит, так как при реорганизации ПО «Т» это имущество не передавалось. Данный факт подтверждается письмом директора Томского филиала Т-Г от .. и разделительным балансом от .. «Т, Центральные электрические сети.
Таким образом, на протяжении многих лет данный объект выбыл из оборота жилищного фонда, так как до настоящего времени Администрация Томского района не совершила действий по приему этого жилого дома и передаче его в муниципальную собственность.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Непринятие жилого дома в муниципальную собственность неспособно обеспечить его надлежащее содержание и обслуживание, а также расселение в нем граждан. Тем самым нарушаются законные права и интересы граждан, проживающих в этом доме.
В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 05.12.2005 года №216-ОЗ» О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Томской области в переходный период проведения реформы местного самоуправления», действующего в на момент возникновения правоотношений, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны безвозмездно передать, а органы местного самоуправления поселений обязаны принять имущество, предназначенное для решения указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона вопросов местного значения.
Право муниципальной собственности поселений на имущество, указанное в части 3 настоящей статьи, возникает с момента подписания органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений передаточных актов.
Согласно передаточному акту от .. от муниципального образования «Т-Р» муниципальному образованию «Корниловское сельское поселение» не было передано жилое помещение по адресу: ...
Из представленной суду выписке из похозяйственной книги за .. следует, что жилое помещение располагалось на территории муниципального образования «Корниловское сельское поселение», имеются сведения о том, что квартира приватизирована, однако, администрацией сельского поселения не внесены записи документа, подтверждающего право собственности.
При этом Администрация Корниловского сельского поселения признает факт, что жилой ... вс. Корнилово предположительно является государственной собственностью, как указано в объяснительной И.О. Главы поселения от ...
Глава Администрации Корниловского сельского поселения своим постановлением от .. .... создает межведомственную комиссию по обследованию жилого дома, находящегося в ..., которая признает данное жилье непригодным для проживания. Следовательно, администрация Корниловского сельского поселения признала факт, что данное жилье является муниципальным.
В силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Следовательно, переселение граждан из указанного непригодного помещения обязано осуществить Администрация Корниловского сельского поселения.
Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как следует из заявления, имеющегося в материалах дела, Мельникова И.Н. обратилась в прокуратуру Томского района Томской области с заявлением о защите жилищных интересов.
При таких обстоятельствах суд находит законным и обоснованным обращение прокурора в суд с исковыми требованиями в интересах Мельниковой И.Н. и ее несовершеннолетнего сына Мельникова В.О
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и обязании Администрации Корниловского сельского поселения предоставить Мельниковой И.Н. и ее членам семьи, жилое помещение, пригодное для проживания по договору социального найма.
Относительно доводов ответчика о том, что квартира принадлежит Мельниковым на основании договора на передачу квартир в собственность от .., заключенного между Администрацией Центральные электрические сети АО «Т» и Мельниковой И.Н., Мельниковым О.В. и Мельниковым В.О., то суд считает их несостоятельными, поскольку таковой договор является ничтожным в силу закона, так как данная сделка не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, на тот момент регистрация такового договора администрацией сельского поселения была недопустима. Кроме того, по этой сделке Мельниковыми не было зарегистрировано в установленном законом порядке их право на жилое помещение, в связи с чем, они не могут быть собственниками этого жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Корниловского сельского поселения Томского района Томской области предоставить Мельниковой И.Н., действующей за себя и своего несовершеннолетнего сына Мельникова В.О. жилое помещение, пригодное для проживания на условиях социального найма и отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Томский областной суд через Томский районный суд со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Г.Н. Белькевич
Мотивированный текст решения изготовлен ...