Дело №2-1402/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2010 года г. Томск
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Томского районного суда Хагель О.Г.,
при секретаре Мухаметданову Т.Б..,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Кубусевич Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Богашевского сельского поселения об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),
установил:
Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Богашевского сельского поселения Томского района Томской области о понуждении принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) на территории Богашевского сельского поселения в ...., установив ответчику срок для совершения указанных действий – в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного требования указывается, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды на обозначенной выше территории выявлено несанкционированное размещение бытовых отходов и мусора (свалка) в указанном размере.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды, является земля. Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Нормой части 5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Федеральный закон от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления (ст.3).
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.
Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза отходов и мусора (ст.14). Согласно ст.34 данного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.21 Устава муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в структуру органов местного самоуправления входит администрация сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Богашевское сельское поселение»).
Согласно п.1.18, 1.19 ст.6 Устава к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Место размещения свалки (...) согласно Закону Томской области №241-ОЗ от 12.11.2004 года «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района», расположено на территории Богашевского сельского поселения.
С учётом изложенного, Администрация Богашевского сельского поселения обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнять мероприятия по очистке территории от мусора. Несанкционированное размещение отходов (свалка) на территории Богашевского сельского поселения в ..., свидетельствует о том, что администрация поселения не выполняет обязанности, установленные федеральными законами.
Непринятие ответчиком мер по ликвидации указанной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан – жителей Богашевского сельского поселения и иных граждан, прибывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В судебном заседании помощник прокурора Кубусевич Д.А. исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик – Администрация Богашевского сельского поселения надлежащим образом был уведомлен о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства.
В судебное заседание ответчик не явился, представив письменное заявление, в котором исковые требования прокурора Томского района Томской области о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) на территории Богашевского сельского поселения в ..., признают в полном объёме, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав процессуального истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
Доводы, изложенные в исковом заявлении, объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, требование прокурора о понуждении Администрации муниципального образования «Богашевское сельское поселение» принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) на территории Богашевского сельского поселения в .... подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Срок, заявленный для исполнения решения, суд находит разумным, с ним согласился ответчик и полагает необходимым предоставить ответчику определенный срок для исполнения решения суда – 2 недели с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Томского района Томской области полностью удовлетворить.
Признание иска Главы поселения (Главы Администрации) муниципального образования «Богашевское сельское поселение» принять.
Обязать Администрацию муниципального образования «Богашевское сельское поселение» принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) на территории Богашевского сельского поселения в ..., в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Председательствующий
Судья Томского районного суда О.Г. Хагель